Танк Т-62 с трудным становлением и боевой судьбой
Опубликовал: dokaspez, 4-05-2018, 17:59, Техника и вооружение , 1 601, 0
В июле 1962 года началось серийное производство последнего советского среднего танка Т-62. Последнего потому, что все последующие боевые машины относились уже к классу основных танков. Будучи последним, Т-62 стал и первым в мире серийным средним танком, вооруженным гладкоствольной пушкой. Путь в серию у этого танка был трудным, а судьба - боевой.
1958 году была создана первая в мире гладкоствольная танковая пушка У-5ТС «Молот» (индекс ГРАУ 2А20). В течение 1959 года на заводе № 183 в Нижнем Тагиле (Уралвагонзавод, УВЗ) под руководством главного конструктора Л.Н. Карцева было изготовлено несколько опытных образцов танка «объект 166» с этой пушкой.
К осени 1960 года машины успешно прошли полигонные испытания. Проводившая их комиссия рекомендовала принять этот танк на вооружение. Эффективность пушки У-5ТС оказалась выше, чем у ее «прародительницы» - 100-мм противотанковой гладкоствольной пушки Т-12.
Помимо гладкоствольной пушки, «изюминкой» нового танка стала цельнолитая башня. Танки семейства Т-54/55 имели литые башни с вварными катаными крышами, основания люков крепились к крыше болтами. Сточки зрения снарядостойкости, все это были ослабленные зоны. По техническим условиям броня башни «держала» бронебойный снаряд на расстоянии полутора калибров от сварного шва или от болтового соединения.
На новой машине решили попробовать установить полностью литую башню. Идеологом этого решения был заместитель главного конструктора УВЗ И.С. Бушнев, до 1957 года возглавлявший бюро вооружения и башни.
В свое время он принимая участие в разработке литой башни танка Т-34. Непосредственное проектирование башни вел конструктор Ф.Ю. Беркович. Месяца через три изготовили ее первый опытный экземпляр. В ходе испытаний «объекта 166» выявилось одно обстоятельство - при требуемой темпе стрельбы загазованность боевого отделения вдвое превышала норму. Чтобы снизить загазованность, конструкторы Ю.А. Ковалев, В.М. Быстрицкий, Е.Е. Кривошея и Ю.С. Цыбин предложили разработать механизм выброса стреляных гильз. Принцип работы механизма был таким: экстрактируемая гильза (а для пушки У-5ТС использовалось два типа гильз - стальная массой 7,95 кг и латунная массой 8,45 кг) попадала в ловушку механизма выброса, в задней части башни открывался специальный люк, и гильза пружиной выбрасывалась наружу, после чего люк закрывался. При выстреле во время отката пушки механизм взводился для очередного броска. Испытания показали, что этот механизм позволил сократить загазованность в танке более чем в два раза и избавил экипаж от необходимости укладывать гильзы на место использованных выстрелов.
В 1961 году завод № 183 изготовил установочную партию из 25 танков, которые поступили в Прикарпатский военный округ. 1 января 1962 года завод был остановлен на шесть месяцев для переоборудования сварочного конвейера в корпусном цехе, замены карусельных станков для обработки погона башни и проведения других мероприятий по подготовке производства. С 1 июля 1962 года начался массовый выпуск танка Т-62, который осуществлялся Уралвагонзаводом до 1973 года, когда на сборочном конвейере его сменил танкТ-72. За 10 лет производства было изготовлено в общей сложности около 20 тысяч «шестьдесятдвоек».
Единственной серийной модификацией стал командирский танк Т-62К, отличавшийся от линейной машины установкой дополнительной радиостанции Р-112, танковой навигационной аппаратуры ТНА-2 и зарядного агрегата. Боекомплект уменьшился на четыре артвыстрела и три коробки с лентами для спаренного пулемета. Был добавлен еще один комплект четырехметровой штыревой антенны, изменено крепление сиденья заряжающего, а также внесены некоторые изменения в схему электрооборудования, размещение боекомплекта и ЗИП и компоновку аппаратов ТПУ.
Что же касается линейных Т-62, то за время серийного производства они изменились мало. Все усовершенствования сводились в основном к установке более современного оборудования и вооружения. Так, в августе 1964 года спаренный пулемет СГМТ был заменен на ПКТ, а командирский прибор наблюдения ТКН-2 - на ТКН-3. С 1965 года вместо радиостанции Р-113 и ТПУ Р-120 стали устанавливать радиостанцию Р-123 и ТПУ Р-124. В том же году ввели броневой колпак ночного прицелаТПН-1-41-11.
С мая 1966 года гирополукомпас ГПК-48 заменили на ГПК-59, а в 1967 году ликвидировали люки в крыше МТО. С 1972 года стал устанавливаться зенитный пулемет ДШКМ. Начиная с 1975 года часть выпущенных танков оборудовали лазерными дальномерами КДТ-1.
Опыт боевых действий в Афганистане был использован при разработке программы модернизации танков Т-62, призванной повысить их боевую эффективность до уровня танков Т-64А и Т-72 первых выпусков. Эта работа должна была осуществляться танкоремонтными заводами ГБТУ в ходе капитального ремонта боевых машин.
В 1983 году на вооружение Советской армии был принят модернизированный танк Т-62М («объект 166М6»). На этой машине устанавливались многослойные экраны из комбинированной брони на корпусе и башне, бортовые резинотканевые противокумулятивные экраны; было дополнительно бронировано днище и оборудован антинейтронный подбой на башне, установлены комплекс управляемого вооружения 9К116-1 «Шексна» и новая СУО «Волна». Часть машин оснащалась зенитным пулеметом НСВТ вместо ДШКМ. Установили двигатель В-55У мощностью 620 л. с., ввели гусеницы с РМШ и гидроамортизаторы на узлах подвесок вторых опорных катков.
Ствол пушки оснастили теплозащитный чехлом. Установили радиостанцию Р-173, систему запуска дымовых гранат 902Б «Туча», систему защиты от напалма «Сода». Боевая масса возросла до 41,5 т. В том же 1983 году на вооружение приняли еще одну модернизированную версию - Т-62Д. На этой машине также было усилено бронирование корпуса и башни, установлен новый двигатель и усилена ходовая часть. Но главное - впервые в мире танк был оснащен комплексом активной защиты 1030М «Дрозд». В 1985 году на вооружение приняли модификацию Т-62МВ, которая отличалась от Т-62М системой дополнительного бронирования. Вместо экранов из комбинированной брони на башне и корпусе Т-62МВ разместили комплекс навесной динамической защиты.
Танк Т-62 имеет классическую компоновку с кормовым рас- положением трансмиссии. Внутри его корпус делится на три отделения: управления, боевое и силовое.
Корпус танка Т-62 сварен из броневых листов различной толщины. Верхний 100-мм лобовой лист наклонен под углом 60° к вертикали. Толщина бортов в нижней части корпуса составляет 15 мм, в верхней - 79 мм. Днище корпуса изготовлено из броневых листов толщиной 20 мм, крыша - толщиной 31 мм. В расположенном в передней части корпуса отделении управления у левого борта находится место механика - водителя. Над местом механика-водителя в крыше корпуса смонтирован люк. Курсовой пулемет отсутствует. Позади сиденья механика-водителя в днище корпуса расположен люк запасного выхода, справа - два бака-стеллажа.
Башня литая, обтекаемой формы. По размерам она несколько превосходит башню танка Т-55 (диаметр погона в свету 2245 вместо 1816 мм) и имеет стенки весьма большой толщины: 242 мм в передней части и 153 мм по бортам. В башне размещены командир танка, наводчик и заряжающий и установлено основное вооружение: 115-мм гладкоствольная пушка У5-ТС (2А20) и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ (до августа 1964 года - СГМТ). Подкалиберный снаряд имеет высокую начальную скорость 1615 м/с и по бронепробиваемости превосходит аналогичные 105-мм снаряды английской нарезной пушки L7. Благодаря наличию двухплоскостного стабилизатора вооружения «Метеор» (на танках поздних выпусков - «Метеор М» и «Метеор М1») прицельную стрельбу из пушки можно вести во время движения танка.
Боекомплект пушки состоит из 40 унитарных выстрелов. Из-за больших размеров только два выстрела размещены в башне, остальные находятся в боеукладках вне ее. По этой же причине пришлось отказаться от возврата стреляных гильз в боеукладки - в башне смонтирован специальный механизм, который после перевода ствола в положение для заряжения (+3,5°) выбрасывает стреляную гильзу через люк в кормовой части башни. Следствием такого решения стало снижение скорострельности пушки до 4 выстр./мин и нарушение герметичности помещений танка во время открытия люка для выброса гильзы.
Боекомплект пулемета ПКТ (или СГМТ) состоит из 2500 патронов (10 лент в магазин- коробках). Боекомплект пулемета ДШКМ (при наличии последнего) включает в себя 300 патронов (6 лент в магазин-коробках). Кроме того, в танк укладываются автомат АК (АКМ) и 120 патронов к нему, 10 ручных гранат Ф-1, сигнальный пистолет и 12 патронов к нему.
Для ведения стрельбы из пушки наводчик пользуется прицелом ТШ-2Б-41 (натанках поздних выпусков - ТШС-41У) со сменным увеличением, который обеспечивает ведение прицельной стрельбы подкалиберным снарядом на дальность до 4 км. Кроме того, имеется электронно-оптический монокулярный ночной прицел ТПН-1-41-11 с дальностью видения 800 м. В качестве источника инфракрасного света для ночного прицела используется прожектор Л-2Г с ИК-фильтром.
В МТО танка установлен 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-55 или В-55В. При 2000 об/мин он развивает максимальную мощность 580 л. с. Трансмиссия танка состоит из гитары, многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), пятискоростной коробки передач, двух двухступенчатых планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач и привода вентилятора и компрессора.
В ходовой части использовано по пять сдвоенных обрезиненных литых опорных каткое на борт. Подвеска индивидуальная торсионная. В узлах подвески первого и последнего катков с каждого борта установлены гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса расположены сзади. Гусеницы мелкозвенчатые, с цевочным зацеплением, металлические или резинометаллические.
Танк оборудован системой ПАЗ, состоящей из герметизирующих устройств, ФВУ и нагнетателя, а также автоматической системой ППО. Для постановки дымовых завес используется термодымовая аппаратура.
Отечественные танки Т-62 стоят на вооружении сухопутных войск России, государств СНГ и армий других стран мира.