"Горбатый Харитон" в Музее военной техники УГМК
Есть в Музее военной техники УГМК британский одноместный истребитель «Хоукер Харрикейн» («Hawker Hurricane») образца 1937 года, поставлявшийся в СССР в рамках программы ленд-лиза.
Всего в различных модификациях было выпущено более 14 тысяч таких машин и стояли на вооружении ВВС нескольких стран. Поставки этого самолета в СССР начались во второй половине 1941 года. Машины широко применялись в операциях Балтийского и Северного флотов, на Карельском, Калининском, Северо-Западном, Воронежском фронтах, в сражениях на Северном Кавказе.
Всего для советских ВВС было поставлено около 3 тысяч «Харрикейнов». Из-за формы фюзеляжа и сходства иностранного названия с русским мужским именем этот самолет часто называли «горбатым» или «Харитоном».
Этот экспонат восстановлен московскими реставраторами и практически полностью состоит из оригинальных деталей. В Верхнюю Пышму он был доставлен по частям и был собран непосредственно в здании выставочного центра в течении двух дней.
Самолет представляет собой модификацию МК-I, отличительной чертой которой является установка восьми 7,62-мм пулеметов «Браунинг» («Browning»). Самолет также был укомплектован двигателем Rolls-Royce PV-12, который позже станет известен под названием «Merlin», одним из самых массовых и эффективных авиационных двигателей.
Разработка «Харрикейна» началась в 1934 году по запросу британского Министерства авиации, в сферу ответственности которого входило в том числе формирование заказа и закупки военных самолетов для Королевских Вооруженных Сил. Непосредственно над проектом работала компания Hawker Aircraft Ltd. Благодаря ряду технических решений машина получилась довольно живучей.
Этого удалось добиться в том числе благодаря тому, что задняя часть фюзеляжа представляла собой каркас из прочных металлических труб, на которых крепились деревянные рейки-лонжероны. Эта конструкция обтягивалась пропитанным лаком полотном. Такое техническое решение давало самолету определенную устойчивость к попаданиям разрывных снарядов, поскольку несмотря на повреждения обшивки каркас фюзеляжа оставался более-менее целым.
Кроме того, конструкторы предложили максимально широко использовать в конструкции нового самолета как можно большее количество существовавших инструментов и оборудования, а также узлов и агрегатов других машин, уже состоявших на вооружении Королевских ВВС. Такое решение давало возможность быстро наладить массовое производство «Харрикейна» в преддверии грядущей войны.
Тем не менее, британское Министерство авиации отвергло проект, и на этом жизнь «Харрикейна» могла завершиться не начавшись, однако главный конструктор Сидней Кэмм предложил руководству Hawker Aircraft Ltd. все же начать производство новой машины в рамках частной инициативы.
Однако, в силу того, что разработка гораздо более совершенного английского истребителя «Спитфайр» затягивалась, руководство Великобритании приняло решение о постановке самолета на вооружение и о начале его поставок военным. Первые самолеты поступили в распоряжение английских пилотов уже в декабре 1937 года.
Несмотря на многие современные технические решения данный «Харрикейн» уступал немецким, а позднее и советским истребителям. Речь идет, прежде всего, о таких параметрах, как скорость и маневренность, которые являются важными критериями эффективности самолета во время воздушного боя. Вместе с тем, «Харрикейны» обладали мощным вооружением, что делало их хорошим средством борьбы с вражескими бомбардировщиками. Именно последнее, собственно, и стало основной задачей этих самолетов.
Источник: http://museum.ugmk.lgg.ru/ru/about_museum/museum_news/addition_collection/