Ту-16 - советский тяжелый реактивный многоцелевой самолет

Опубликовал: harlov, 20-08-2016, 08:33, Техника и вооружение , 590, 0
Ту-16 - советский тяжелый реактивный многоцелевой самолет

Ту-16 (по натовски - «Барсук») — советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и др.

Состоял на вооружении СССР, России и государств СНГ на протяжении около 50 лет. Также состоял на вооружении Египта, Ирака Сирии и Индонезии. Производился под названием Xian H-6 в Китайской Народной Республике. За время производства было изготовлено более полутора тысяч самолётов Ту-16.

Первым советским послевоенным дальним бомбардировщиком стал Ту-4, поршневой четырёхмоторный самолёт — копия американского B-29 «Superfortress». Но уже во второй половине 1940-х годов было ясно, что будущее дальней бомбардировочной авиации за самолётами с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями. Это подтвердили и итоги Корейской войны, показавшие сложность прорыва мощной эшелонированной ПВО тихоходными, хоть и хорошо вооружёнными B-29.

Кроме того, советскому военно-морскому флоту требовался самолёт, который мог бы служить эффективным средством сдерживания против превосходящих надводных сил западных флотов.

Непосредственным предшественником Ту-16 была модель «86», разработка которой была начата в конце 1948 года, построенная к лету 1949 года.
Эскизный проект самолёта был окончательно утвержден 5 июля 1951 года.

После ряда доработок, связанных с необходимостью облегчить самолёт и одновременно обеспечить ему защиту от поражающих факторов ядерного взрыва, Ту-16 был принят на вооружение в мае 1953 года. Первый серийный самолёт сошёл со стапелей в Казани 29 октября 1953 года. В общей сложности серийное производство Ту-16 происходило на трёх заводах с 1953 года до конца 1963 года: на Казанском авиазаводе было выпущено 800 машин, на Куйбышевском авиазаводе № 1 — 543 (в 1954—1960) и на Воронежском — 166.

Всего было построено 40 серий Ту-16 11-ти основных модификаций. В дальнейшем строевые самолёты неоднократно дорабатывались и переоборудовались. Насчитывалось более 50 модификаций самолёта. Ту-16 стал основой для создания первого отечественного реактивного пассажирского лайнера Ту-104.

Публичный показ состоялся на параде 1 мая 1954 года, пролётом над Красной площадью девятки бомбардировщиков 203-го ТБАП.

В СССР этот самолёт стал первым по настоящему массовым носителем ядерного оружия и первым дальним и скоростным самолётом-ракетоносцем. Эксплуатация Ту-16 дала бесценную информацию для создания последующих тяжёлых и скоростных машин. Самолёт поступал на вооружение Дальней авиации и Авиации ВМФ, и вплоть до конца 80-х годов активно эксплуатировался с минимумом доработок, благодаря исключительно надёжной конструкции.

В России он был окончательно снят с вооружения в начале 1990-х годов, став одним из самых долгоживущих боевых самолётов в истории. Китайский вариант Ту-16 до сих пор эксплуатируется, последняя модификация Xian H-6K с двухконтурными турбовентиляторными двигателями Д30-КП-2 (от Ил-76) поступила на вооружение НОАК в 2011 году.

На протяжении десятилетий Ту-16 оставался основным самолётом в авиационной компоненте сил стратегического сдерживания СССР. Ту-16 морской авиации выполняли задачи слежения и сопровождения авианосных ударных групп США во всем Северном полушарии. Иногда эти полёты приводили к авариям и катастрофам. Так, 25 мая 1968 года на глазах у моряков авианосца «Эссекс» погиб самолёт-разведчик Северного флота в Норвежском море. 27 июня 1980 года при разведывательном облёте корабля Сил самообороны Японии был потерян Ту-16Р ВВС Тихоокеанского флота.

С самолета прошли проверку все штатные спецбоеприпасы, включая ракеты. Так, за 1957 год только под Семипалатинском с Ту-16А состоялось не менее 5 сбросов атомных бомб: 8 марта, 22 и 26 августа, 13 и 26 сентября. В следующем году проведено уже 8 ядерных бомбардировок: 4 января, 13, 14, 15 (две), 18, 20 и 22 марта. Больше всего сбросов - 24 - произвели в 1962 г. С Ту-16А испытана первая советская термоядерная бомба РДС-37д 22 ноября 1955 г. под Семипалатинском на полигоне №2. В дальнейшем Ту-16А принимали участие в испытаниях РДС-37д как в частичном исполнении (мощностью 900 кт), так и в полном (2,9 мгт) на Новой Земле. Кроме того, Ту-16А активно использовались для сброса баллистических макетов перспективных боеприпасов как на этих полигонах, так и на полигонах в Багерово и Ногинске. Последний сброс атомной бомбы в СССР состоялся также с борта Ту-16 в конце 1962 г., перед вступлением в силу Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах.

Ту-16 52-го ТБАП 23 мая 1958 г. выполнил посадку на дрейфующую льдину в районе арктической станции СП-6. Однако при взлёте самолёт занесло и он зацепил стоявший Ил-14, оба самолёта получили повреждения. Ремонт оказался невозможным и самолёт почти год дрейфовал вместе с полярниками. В сентябре 1958 года его обнаружил канадский самолет-разведчик и назревал международный скандал, поэтому с самолёта сняли всё самое ценное и 16 апреля 1959 г. его сожгли.

Во время Шестидневной войны 1967 года израильские ВВС, благодаря использованию фактора внезапности, уничтожили на аэродромах 30 Ту-16 египетских ВВС. Самолёты египтян находились на открытых стоянках и уничтожались израильтянами напалмовыми и бомбовыми кассетами во время пролёта вдоль рулёжной полосы. После этого вся советская военная авиация начала переводиться на капонирные стоянки.

В 1970 году советский разведывательный Ту-16 столкнулся с F-4 «Фантом» американских ВМС. В результате столкновения «Фантом» был потерян. 4 октября 1973 года советский Ту-16 столкнулся с американским F-4, оба самолёта смогли вернуться на базу.

В арабо-израильской войне 1973 года египетские Ту-16 приняли ограниченное участие. В первом ударе 6-го октября участвовали 7 ракетоносцев Ту-16. Вечером этого же дня пара Ту-16 крылатыми ракетами уничтожили РЛС у Шарм-эль-Шейха, были убиты четыре оператора и водитель. В последующие дни Ту-16 осуществили ещё ряд успешных атак на объекты противника. Например, 14 октября одиночный Ту-16 пуском крылатых ракет уничтожил израильскую РЛС, убив при этом двух операторов. Бомбардировщики Ту-16 осуществили несколько ночных ударов по прифронтовым и тыловым объектам израильтян. В частности, несколько бомб упали на расположение 890-го батальона израильских парашютистов. В общей сложности было выпущено 25 ракет КСР-2 и КСР-11, из которых своих целей достигли лишь 5.

Бомбардировщики Ту-16 принимали также участие в ирано-иракской войне, базируясь на авиабазе Аль-Валид возле сирийской границы и периодически участвуя в налётах на иранские города.

В Советско-афганской войне принимали участие Ту-16А, ракетоносцы Ту-16КСР-2-5 и Ту-16КСР-2-5-11, разведчики Ту-16Р и постановщики помех Ту-16П. Типовая загрузка включала 12 ФАБ-500, в отдельных случаях использовались бомбы других калибров (250-, 1000-, 3000-, 5000- и 9000-кг).

Бомбежки велись в дневное время с помощью оптических прицелов. Действия Ту-16 обеспечивали Ту-16П, создававшие помехи радиолокационным средствам системы ПВО Пакистана. К операциям привлекались практически все полки, эксплуатировавшие Ту-16 на Европейской части СССР. Они перелетали в Среднюю Азию и совершали боевые вылеты с аэродромов Ханабад, Мары и Карши отрядами по 3-4 или эскадрильями по 8-10 самолетов. 22 апреля 1984 года в ходе Панджшерской операции состоялся один из самых массовых налетов Ту-16 на базы моджахедов. В нем принимали участие 24 ракетоносца Ту-16КСР-2-5, вооруженные ФАБ-250. Самолеты, оснащенные балочными держателями БДЗ-16К, несли по 40 бомб, а не доработанные под увеличенную бомбовую нагрузку - по 24. Были задействованы две эскадрильи 200-го гв.ТБАП из Бобруйска и одна - 251-го гв.ТБАП из Белой Церкви. Эскадрильи шли боевым порядком «пеленг» одна за другой. Первую восьмерку вел командир 200-го полка п-к Панин. Первоначально бомбометание планировалось вести с высоты 6000 м, но летевшие плотным боевым порядком самолеты попали в облачность, и ввиду опасности столкновений эшелон был увеличен до 8700-9500 м. В связи с отсутствием видимости целей бомбометание производилось при помощи системы РСДН. Первая восьмерка подверглась зенитному обстрелу, но снаряды до самолетов не достали. Зенитные установки сразу были уничтожены, и следующие две эскадрильи противодействия не встретили. Через 4 часа после возвращения в Карши экипажи произвели повторный вылет. Теперь каждая группа имела отдельные цели - отряды душманов, уходившие в разных направлениях. Бомбы сбрасывались с высоты 1500-2000 м на хорошо заметного на фоне снега противника. Объективный контроль производился при помощи Ту-16Р. На фотографиях было отчетливо видно, что бомбардировщики с поставленной задачей справились отлично.

Летом 1986 года перед Дальней авиацией была поставлена задача подавлять опорные пункты моджахедов, расположенные в пещерах. Бомбометание обычными калибрами не приносило результатов, так как пещеры были выдолблены в камне и бетонированы. Было принято решение использовать самые тяжёлые из серийных обычных авиабомб — ФАБ-9000. К тому времени единственным самолётом советских ВВС, который мог нести ФАБ-9000, был Ту-16 (все 3М и М-4 были переделаны в танкеры, а в ТУ-95 теоретически можно было загрузить ФАБ-9000, но практически все самолёты были ракетоносцами и требовали переоборудования). Задачу поставили перед 251-м тяжелобомбардировочным полком из Белой Церкви. Бомбометание тяжёлыми фугасами по склонам дало впечатляющий эффект: сход сотен тонн камней хоронил устья пещер и подходы к ним, на дно ущелий валились карнизы, немногочисленные дороги и тропы упирались в нагромождения скальных глыб. Предполагалось, что на поиск обходных путей противнику приходилось тратить недели.

Важную роль сыграли Ту-16 и в обеспечении вывода Ограниченного контингента советских войск из Демократической Республики Афганистан. Осенью 1988 года практически половина ВВС 40-ой армии была уже выведена в СССР. Для прикрытия выводимых частей, поддержки гарнизонов афганской армии и срыва обстрелов крупных городов были задействованы Ту-16 251-го Гв.ТБАП и Ту-22М3 185-го Гв.ТБАП. Бомбардировки носили характер противовеса обстрелам и вылазкам. Необычным был выбор боеприпасов: Ту-16 использовали девятитонные фугасные бомбы ФАБ-9000М-54 (аналог британской Grand Slam времен Второй мировой). Бывало что контроль результатов работы этими гигантами показывал только изменившийся рельеф местности. Также широко применялись ФАБ-1500 и ФАБ-3000, снаряженные взрывателями на минирование с самоликвидацией в течении 6 суток. Они сбрасывались в районах активности противника, причем разрядить их (для использования в качестве фугасов) не давала ловушка, реагировавшая на попытку оттащить бомбу или вывернуть взрыватель.

Технические характеристики


Ту-16 - советский тяжелый реактивный многоцелевой самолет

Экземпляр Ту-16 с номером 5207981, находящийся в Парковом комплексе истории техники им. К.Г. Сахарова (г. Тольятти) был выпущен на Казанском авиационном заводе № 22 в 1955 году (79 серия, 81 машина в серии). Этот Ту-16 поступил в музей в плохом состоянии, поэтому родной номер машины не сохранился. Высокая степень разукомплектованности самолёта не позволила установить серийный номер по деталям самолета. Поэтому в процессе реставрации был подобран правдоподобный номер, который и нанесли на фюзеляж.

Специалисты определяют, что этот самолет - носитель свободнопадающих атомных бомб Ту-16А, выпущен в период 1954-1958 годы (объем выпуска Ту-16А: 453 машины). Бомбовая нагрузка: 9000 кг с возможностью нести ФАБ-9000 или ядерную бомбу одного из пяти типов принятых в ту пору на вооружение. В отличие от серийных Ту-16 эта машина имела электрическую систему обогрева и термостабилизации бомбоотсека с целью создания необходимых условий для атомного боеприпаса. Была введена специальная система подготовки и сброса боеприпаса, предусмотрены меры для защиты самолета-носителя от воздействия ударной волны и светового излучения на дюралевые сплавы. Эти меры были предприняты не зря - участники испытаний по применению ядерного оружия рассказывают, что после комплексного воздействия ядерного взрыва на самолет его нижняя дюралевая обшивка протыкалась пальцем, словно тонкий картон.

Адрес Паркового комплекса истории техники им. К.Г. Сахарова: 445024 , РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Южное шоссе, 137, Остановка Поликлиника ВАЗа, проезд
- автобусами № 12,14, 14, 16, 16k, 23, 24, 28, 36, 37, 71, 72, 76
- троллейбусами № 5, 9, 10, 11, 11k, 15
- маршрутными такси № 115, 126, 136, 140 (красный), 140 (синий), 155, 159, 169, 171, 214, 305, 326
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Август 2018 (49)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (71)
Апрель 2018 (85)
Март 2018 (138)
Календарь
«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.