"Муравей" - трехколесный мотороллер Тульского машиностроительного завода

Опубликовал: dokaspez, 28-01-2019, 18:27, Техника и вооружение , 43, 0

«Муравей» — советский трехколесный грузовой мотороллер. Существовало несколько моделей, созданных на базе легковых мотороллеров, выпускавшихся на Тульском машиностроительном заводе в 1959—1995 годах.

Мотороллер ТМЗ Муравей был первым грузовым экземпляром мотоциклетной техники, серийно выпускаемой в СССР. Наличие грузовой платформы позволяющей перевозить 250 кг груза со скоростью 60 км/ч сделали Муравья очень востребованным.

19 июня 1956 года в результате Постановления Совета Министров СССР № 825 об организации производства мотороллеров. 7 июля этого же года Тульскому машиностроительному заводу имени Рябикова предписали до конца года выпустить 2500 мотороллеров.

Год спустя завод представил опытную партию мотороллеров с двухтактным двигателем рабочим объемом 199 кубических сантиметров под названием Т-200 Тулица. Тогда же в 1957 году конструкторы И.Г. Лерман и В.С. Махонин на базе Т-200 спроектировали грузовой вариант в двух различных модификациях – ТГ-200К с бортовым кузовом и ТГ-200Ф с фургоном.

После этого была выпущена опытная партия в 999 экземпляров. Сначала «ТГ» применили для внутризаводских перевозок. Транспортная служба завода вздохнула с облегчением, ведь в ее распоряжении оказалось сразу так много легких, надежных, вертких и скоростных машин. К тому же с их обслуживанием и запчастями все быстро утряслось. Избыток грузовичков передали в городские службы. Там они оказались очень полезными, что способствовало включению грузовых мото­роллеров в план поставок следующего года разным предприятиям других городов страны. Начался серийный выпуск ТГ-200.

В 1962 году туляки выпустили серию грузовых мотороллеров с изотермическим кузовом для перевозки скоропортящихся продуктов, за что конструкторов Лермана и Щекина наградили медалями ВДНХ. Спустя год тульские машины начали экспонировать на международных выставках. К ним проявили большой интерес сначала в Югославии и Германии, а затем и в других странах.

В 1969 году базовую модель заменили более совершенной. Машине присвоили обозначение ТГА-200 и собственное имя ««Муравей»». У нее была значительно усиленная рама, облицовка и руль стаял изящней, двигатель – мощнее, а карбюратор – экономичнее. Мотороллер снабдили указателями поворотов. Полезная нагрузка новинки возросла до 260 кг, а максимальная скорость при полной нагрузке – до 60 км/ч.

С 1979 года на мотороллере Тулица применили так называемый биметаллический цилиндр, в котором чугунный блок содержал стальную гильзу. Благодаря ей и некоторым другим улучшениям, мощность мотора выросла почти на 40%. Обновленный мотор обозначили Т200А и установили на «Муравей», с которым его выпускали в течение 1980–1985 гг. в двух модификациях, а затем еще два года под маркой ««Муравей»-2 – в трех. Максимальная нагрузка этих машин достигала 315 кг.

1987 – 1989 годы считаются золотыми для «Муравья», в 1988 году рабочие «Туламашстроя» собрали 82144 экземпляра. Различные модификации «Муравья» продолжали выходить с конвейера до 1995 года.

Мотороллер снабжен 1-цилиндрическим 2-х тактным двигателем мощностью 11 лошадиных сил при 4600 оборотах в минуту и 4-х ступенчатой коробкой передач с ножным переключением. Поэтому, несмотря на заявленный расход топлива в 5,5-7,5 литров на 100 километров, по факту он «съедал» больше – около 8 литров на 100 километров, а при износе поршневой –10-12 литров бензина.

Подвеска всех колес «Муравья» — независимая пружинная с гидравлическими амортизаторами. При этом все отмечали, что передняя рычажная подвеска отличалась завидной прочностью. Заднее колесо приводилось в движение роликовой цепью через редуктор, расположенный в центре заднего моста, который также был очень высокого качества и легко извлекался.

При общей длине в 2880 мм и дорожном просвете в 115 мм, «Муравей» в зависимости от модификации весил от 240 до 280 килограммов.

Объем бензобака составлял 10 литров, возможный запас топлива ограничивался 13-ю литрами. Зимой «Муравей» заправляли смесью бензина А-76 с моторным маслом М6/3-10Г/1, а летом – М8В. Радиус поворота мотороллера составлял всего 3,5 метра, что упрощало управление, а наличие заднего хода управление делало его очень маневренным.

Технические характеристики мотороллера «Муравей»:


Всего за 12 лет сделали 188 тыс. грузовых мотороллеров различных типов. При этом их годовой выпуск возрос с одной до 27 тыс. экземпляров. Один из экземпляров мотороллера находится в Музее «Ретро-техники им. В.В. Михайлова» по адресу: г. Тюмень, ул. Велижанская, 69, стр. 3.


скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Февраль 2019 (56)
Январь 2019 (58)
Декабрь 2018 (46)
Ноябрь 2018 (61)
Октябрь 2018 (72)
Сентябрь 2018 (99)
Календарь
«    Февраль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.