Топ-100

Храмы Абатского района

Опубликовал: prototip, 14-03-2013, 18:42, Маршруты путешествий, 8 000, 8
Церковь богоявления Господня (1873 г.), с Абатское

Путешествуя по Сибири, невозможно проехать мимо села Абатское Тюменской области (конечно если вы только не передвигаетесь на поезде). От старинного сибирского города Ишима (Коркинской слободы) на пути к Омску расположился районный центр Абатского района. Водители большегрузных автомобилей, перекусив в пельменной «Абат», продолжают путь на Восток, и нередко в лучах солнца их ослепляют своей золотой красотой купола Храма во имя святых Петра и Павла. Ну а не спешащий путник всегда найдет время посетить эту обитель, которая расположена в центре села в историческом месте.

Эта церковь, единственная сохранившаяся в Абатском районе, вернее не сохранившаяся, а переданная Тобольской епархии и восстановленная верующими. Здание Петропавловской церкви стоит среди зелени деревьев в историческом центре села. 8 колоколов установлены в звонницу, а купол церкви отливает золотом.

Когда-то в Абатской слободе было несколько культовых сооружений — две каменных и одна деревянная церкви. Первая церковь – каменная, во имя святых апостолов Петра и Павла. Была построена в 1839 году на церковные деньги и проживающих в селе купцов, а также прихожан, освящена 10 июля 1840 года. В советское время в нем находилось профтехучилище и окончательно она была снесена в 1983 году, на этом месте сейчас разбит цветник.

Вторая (о которой сейчас основной рассказ) церковь в честь Богоявления Господня. Строили ее всем миром в течение 27 лет, и готова она была к 1873 году. Средства на постройку были Церкви, купца Стефана Гавриловича Мещерякова и его жены. Освящена 28 июня 1875 года.

Третья церковь, во имя святых апостолов Петра и Павла была срублена из сосен привезенных с севера, небольшая. Церковная летопись сообщает «…в 1709 году он был построен на левом же берегу реки Ишима, вниз по течению в 17 верстах от настоящего места, при впадении речки Абака в Ишим, от каковой получило название и самое поселение». Таким образом, это была одна из самых первых церквей во всей округе от Ишима до Омска.

В 1784 году, в связи с тем что Абак переносят на место, где село находится сейчас, храм был перевезен вместе с поселением и в 1874 году находился на кладбище (в настоящее время это стадион). На месте храма сейчас расположено здание полиции ( ул. 1 мая 38). В 1913 году эту церковь с кладбища перевозят в деревню Речкунова, а в 1948 году раскатывают на бревна.

В настоящее время сохранилась только церковь Богоявления Господня (ныне освещена как святых апостолов Петра и Павла). И эта церковь была закрыта во время борьбы с религией в 1931-1933 годах. Последними священниками, служившими в селе Абатское при Советской власти, были священник Василий Степанович Филиппов (1889-1933гг.) и священник Владимир Пермяков.

С 1933 по 1996 года здание бывшей церкви находилось в ведении органов власти. Верующим Абатска в таком виде храм был не нужен, его здание использовали для нужд различных организаций. Во время войны здесь располагался спиртзавод, в послевоенное время мельница, до передачи церкви верующим – комбинат бытового обслуживания. К 1996 году здание церкви было передано в ведение Тобольско- Тюменской епархии и остро встал вопрос о восстановительных работах, так как здание после многочисленных перестроек перестало напоминать культовое сооружение. В 2001 году, на средства областной Администрации, Администрации района, жителей района была изготовлена проектно-сметная документация и начаты реставрационно-восстановительные работы.

Восстановление храма вело ОАО «Маслянкаагрострой». На момент реставрации не осталось ни одного фотоснимка поэтому, храм восстанавливали по образцам эпохи классицизма. 25 августа 2003 года в дни празднования 80-летия Абатского района на крышу церкви установили металлический каркас весом более 20 тонн, а на него купол. Чтобы установить такую тяжелую конструкцию, пришлось просить помощи и искать кран высокой грузоподъемности, который нашли в Тобольске. В мае 2005 года, накануне праздника Пасхи, в реконструируемую церковь добавлены золоченые купола-маковки, привезенные из Челябинска.

В январе 2006 года в праздник Рождества Христова - первое Богослужение в новом храме. По благословению Архиепископа Тобольского он был освящен как Петропавловский, в память о главном храме села. К приходу Абатского храма относится небольшая деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в селе Банниково, которая построена с помощью А.В. Клепикова и освящена в 2004 г.

До революции на территории современного Абатского района находились 10 храмов:

1. Каменный храм в селе Фирсово в честь святого великомученика Георгия, построенный в 1827 году при помощи прихожан. В наше время в нем расположена машино-тракторная мастерская.

2. В 1908 году в деревне Бокова при финансовой поддержке братьев Нижемеренковых была возведена церковь в честь святого Великомученика Пантелеймона.

3. В селе Тушнолобово в месте, где сейчас находится Дом культуры, в 1882 году построена деревянная церковь на каменном основании, в честь Вознесения Господня, на средства прихожан. Церковь была знаменита и являлась местом паломничества из-за наличия в ней икона Божией Матери «Целительница».

4. В деревне Челнокова в 1844 году была построена деревянная церковь в честь Рождества Христова. Некоторое время в ней располагалась школа (Абатский район, Ощепковское сельское поселение д. Челнокова, улица Центральная д. 11)

5. В селе Конево - церковь в честь Вознесения Господня, построенная в 1895 году, деревянная. Ныне на этом месте жилой дом.

6. В селе Маслянка - церковь во Имя Святой Троицы, построена в 1861 году, 11 апреля 1902 года сгорела. В 1906 году построена новая и освящена 2 ноября 1906 года. После окончания Тобольской духовной семинарии в 1921 году священиком в Маслянскую церковь был направлен Владимир Александрович Пермяков. Церковь не сохранилась.

7. Петропавловский храм в селе Абатском (1709 г.), перенесен в Речкунова, не сохранился.

8. Церковь апостолов Петра и Павла (1839 г.) в селе Абатском, разрушена в 1983 году.

9. Церковь богоявления Господня (1873 г.), в селе Абатском - действующая.

10. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1851 г.) в селе Камышенка, деревянная на каменном фундаменте.

Храм в честь святого великомученика Георгия, (1827 год), с. Фирсово

Как посетить Абатское? По железной дороге до станции Ишим, от автовокзала (рядом с железнодорожным) на рейсовом автобусе № 550 Ишим – Абатское, отправление из Ишима 8.00, 11.25, 12.30, 18.00 – ежедневно, в пути 1 час.

От автовокзала города Тюмень, автобус № 520 отправление в 8.50, прибытие 16.30, цена билета 800 (в 2016 году - 900) рублей.

На автомобиле – трассе Р – 402 Тюмень – Омск, село Абатское, 378 километр от Тюмени на берегу реки Ишим, заправочная станция, гостиница, кемпинг, кафе, краеведческий музей.

Еще одно культовое здание было на территории современного Абатского района, часовня в деревне Ировской. Построенная на рубеже XVIII - XIX вв. крестьянином Герасимом Сысоевым, В часовню собиралось «немалое число разных деревень крестьян мужского и женского пола на богомолье. В числе посетителей часовни был и голова Камышевской волости Ефрем Панов. По обвинению в «отвращении многих людей от православной церкви», совершении таинств исповеди и отпевания Герасим Сысоев был осужден. При этом тобольский архиепископ Амвросий настаивал на разрушении часовни с последующей «отдачей леса на потребность церкви».скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +5
  • Нравится

Похожие публикации

Обсуждения

  1. Благодарю за интересную информацию. В Речкуновской церкви св. Петра и Павла старостой служил мой прапрадед Портнягин Осип (Иосиф) Степанович.
    В 1936г. ездил к епархиальному архиепископу с ходатайством,
    чтобы в Речкуновскую церковь направили священника. Ходатайство было удовлетворено, на служение был назначен иерей Александр Добровольский.
    В 1937г. власти решили вторично закрыть церковь и передать ее здание под клуб.
    Иосиф Степанович пошел по деревне собирать подписи против этого произвола... 24 сентября 1937г. он зашел в сельсовет и стал вести разговоры о
    том, чтобы не спешили отдавать церковь под культурные учреждения. По доносу на
    него, он был в тот же день арестован органами НКВД. 14 октября его, паномаря Василия, иерея Александра и еще 3 священников с района расстреляли в Ишиме.

  2. Добрый день.В селе Боково Абатского района служил мой предок иерей Стефан Евдокимович Казаченко,есть ли возможность что нибудь узнать о нем в ваших архивах?Сохраниласьли какая нибудь информация?

    С уважением иерей Александр Казаченко.

    Р.S.:Вот выписка из Книги памяти жертв политических репрессий с сайта http://lists.memo.ru 

    Казаченко Степан Евдокимович

    Родился в 1876 г., Киевская губ., д. Смольченцы; священник. Проживал: с. Боково Абатского р-на.. 
    Арестован 7 августа 1937 г. 
    Приговорен: тройка Омского УНКВД 10 октября 1937 г. 
    Приговор: ВМН Расстрелян 14 октября 1937 г. Место захоронения - Ишим. Реабилитирован 4 июля 1989 г.

    Источник: Книга памяти Тюменской обл.

     

     

    1.     Здравствуйте, отец Александр!

      Ваш предок иерей Стефан, проходил по одному делу с моим прапрадедом Портнягиным Осипом (Иосифом) Степановичем, старостой Речкуновской Петропавловской церкви. 31 июля 1937г. были арестованы настоятель Речкуновской церкви о. Александр Добровольский и пономарь Константинов Василий Петрович, вскоре власти решили Церковь закрыть, а само здание передать под клуб. Иосиф Степанович пошел по деревне собирать подписи против этого произвола. 24 сентября он зашел в сельсовет и стал вести разговор о том, чтобы не спешили отдавать здание церкви под культурное учреждение. По доносу на него, он в тот же день был арестован органами НКВД Абатского. В доме и огороде провели обыск, искали церковные богослужебные книги, все перерыли, но так ничего и не нашли. Осип Никитич так и не сказал НКВД-шникам, где он их зарыл. Так они до сих пор и спрятаны в земле…

              



       В соседних деревнях Фирсово, Боково, Челноково  также были арестованы священники: о. Иоанн Бочаров (д. Фирсово, настоятель каменного храма в  в честь св. великомученика Георгия, построенный в 1827 году усердием прихожан), о. Степан Казаченко (д. Боково, настоятель Пантелеимоновской церкви,  на средства братьев Нижемеренковых выстроена церковь и освящена в 1908 г. в честь св. великомученика Пантелеймона), и о. Владимир Евстигнеев (д. Челноково, настоятель деревянной церкви в честь Рождества Христова, построенной в 1844 году).

          

           Сначала арестованные были доставлены  в НКВД Абатского. Там 25.09 к Иосифу Степановичу приходила на свидание его внучка Людмила (дочь Натальи). По ее словам она общалась с ним через забор, дед был сильно избит и попрощался с ней.

            

       



      Далее подследственные были доставлены в тюрьму НКВД г. Ишима. Из Абатского до Ишима их вели пешком под конвоем.  На всех шестерых было заведено уголовное дело УД № 6296 от 25.09.1937 г., см. в приложении «Протокол допроса», уже 25 сентября Тройка при НКВД там указано, что приговор - Расстрел. (сейчас дело хранится в архиве ФСБ г. Тюмени). На допросах все держались мужественно, от Бога никто не отрекся, политические преступления не признавали (см. материалы допросов УД № 6296), обвинялись в создании контрреволюционной церковно-пораженческой группировки). Ходили слухи, что Осип Никитич был совсем плох, когда их гнали этапом в Ишим, и его застрелили по дороге на Ишимском тракте…

          10 октября 1937 г. Тройка при НКВД по Омской обл., приговорила всех к расстрелу по ст. 58010 УК РСФСР. Получается, что приговор еще раз утвердили задним числом.

          14 октября 1937 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, приговор был приведен в исполнение в г. Ишиме. Точного места захоронения нет, но документально подтверждено, что массовые захоронения  в г. Ишиме проводились на территории бывшего военного стрельбища в 2 км от деревни Борки, в районе Лысой горы.

           

       

  3. Уважаемый Александр! Дополтить вашу информацию мы может только несколькими данными: 

             Арестован органами НКВД 7 августа 1937 года в рамках группового дела «Дело церковников Абатского района (Омская область 1937г.)

     

    Место заключения: Омская область, г. Ишим, тюрьма НКВД

    Осужден 10 октября 1937 года тройкой при УНКВД по Омской области 10 октября 1937 года по статье 58–10 УК РСФСР по обвинению в «создание контрреволюционной церковно-пораженческой группировки»

    Приговор высшая мера наказания — расстрел (г. Ишим). Расстрелян 14 октября 1937 года.

    По этому делу проходило шесть человек: четыре священника, церковный староста и пономарь. Все шестеро на допросах держались мужественно, никто от Бога не отрекся, все признали себя невиновными в политических преступлениях

    В материалах архивного уголовного дела (архив ФСБ г. Тюмени) данных о месте захоронения нет, однако, документально подтверждено, что массовые захоронения в г. Ишиме проводились на территории бывшего военного стрельбища в двух километрах от д. Борки в районе «Лысой горы». На месте массовых расстрелов установлен памятник.

    1. Отец Александр, наши предки проходили вместе по одному делу, пишите мне на почту artgrey333@gmail.com, вышлю все материалы, что у меня есть. Протокол допроса иерея Стефана, хранится в архиве ФСБ Тюмени, дают для ознакомления родственникам.
      Я сейчас проживаю в Подмосковье, близ Сергиева Посада, вы сами где служите?
      С уважением, Эдуард

  4. Добрый день, отец Александр. Есть ли возможность удалённо делать пожертвования храму?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (32)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.