БМП-1 - первая в мире боевая машина пехоты и ее развитие
Пионером создания боевых машин нового класса - боевых машин пехоты (БМП) - был Советский Союз. Именно в СССР в 1960-х годах была разработана, испытана и принята на вооружение первая в мире боевая машина пехоты - БМП-1. Серийный выпуск первой боевой машины пехоты НАТО начался на три года позже.
Причины, вызвавшие появление на свет первой БМП, были весьма прозаическими. Дело в том, что в конце 1950-х - начале 1960-х годов наметилось отставание СССР в создании тяжелых гусеничных бронетранспортеров. В этот период в армиях НАТО были приняты на вооружение бронетранспортеры М113 (США), «Троуджен» (Великобритания), VТТ М56 (Франция) и НS-30 (ФРГ).
Не отставали от них и «нейтралы» - шведы приняли свой Рbv 302, а австрийцы - 4К3F. Все эти машины имели полностью закрытые герметичные корпуса и достаточно мощное вооружение - вплоть до 20-мм автоматических пушек. Тяжелый гусеничный бронетранспортер имелся и у Советской армии - БТР-50П (в варианте с крышей - БТР-50ПК). Но эта машина, по сравнению с западными аналогами, имела слишком большие габариты и крайне неудачную компоновку с передним расположением десантного отделения. Вероятно, по этой причине ее серьезную модернизацию, главным образом в части усиления вооружения, посчитали бесперспективной и пошли по пути создания совершенно нового образца.
БМП-1
По сравнению с БТР-50 новая машина должна была иметь более подходящую для бронетранспортера компоновку с задним расположением десантного отделения и, самое главное, - быть приспособлена для ведения боевых действий в условиях ядерной войны, то есть иметь герметичный бронекорпус с системой противоатомной защиты (ПАЗ). В части вооружения ориентировались на наиболее мощные западные образцы, но тут «вышла неувязочка». Дело в том, что в период правления Н.С. Хрущева никаких работ по созданию малокалиберных автоматических пушек для сухопутных войск не велось, и вооружать новую машину было просто нечем. Имелось лишь одно орудие, пригодное для этой цели - 73-мм безоткатная гладкоствольная пушка 2А28 «Гром», позволявшая на дальности до 1000 м поражать бронированные машины, в том числе и танки, того периода. Ее и установили на машину, которую приняли на вооружение в 1966 году под обозначением БМП-1.
Одна из модификаций - БМП-1П — с более мощной пусковой установкой ПТРК 9К111 «Фагот» и шестью пусковыми установками комплекта постановки дымовых завес 902В. На вооружения принята в 1979 году, серийно выпускалась с 1979 по 1983 год.
Боевая машина пехоты БМП-1 - гусеничная боевая машина, имеющая вооружение, броневую защиту и высокую маневренность. БМП-1 предназначена для оснащения мотострелковых частей и подразделений и повышения их маневренных и огневых возможностей в бою, особенно по борьбе с бронированными целями противника.
В носовой части корпуса машины расположены совмещенные по длине моторно-трансмиссионное отделение (справа) и отделение управления (слева). В отделении управления находятся рабочие места механика-водителя и командира машины, он же командир мотострелкового отделения. В средней части корпуса установлена одноместная сварная башня конической формы. В ней размещено вооружение и находится рабочее место наводчика-оператора. Вместе с подбашенный пространством башня образует боевое отделение. За ним расположено десантное отделение.
Корпус и башня БМП-1 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Так называемый ребристый лист, закрывающий трапецевидный люк в верхнем лобовом листе, выполняется из алюминиевого сплава и имеет толщину 10-15 мм. Лоб башни защищается броней толщиной 23 мм. В целом броня защищает от пуль обычного калибра и мелких осколков.
В качестве основного вооружения на БМП-1 использовалось 73-мм гладкоствольное полуавтоматическое орудие 2А28 «Гром». Кроме того, на бронемаске и стволе орудия смонтирована пусковая установка ПТУР 9М14М комплекса 9К14 «Малютка». Прицельная дальность стрельбы из орудия - 1300 м, дальность прямого выстрела по цели высотой два метра - 765 м. Благодаря использованию механизма заряжания техническая скорострельность орудия составляет 8-10 выстр./мин. Боекомплект орудия состоял из 40 активно- реактивных выстрелов ПГ-15В с кумулятивной боевой частью. Они имели бронепробиваемость 300 мм по нормали. Для борьбы с танками и другими бронированными целями на дальностях от 500 до 3000 м использовались ПТУР «Малютка». Бронепробиваемость ПТУР составляла 400 мм. В боекомплект машины входили четыре ракеты.
Спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ предназначался для стрельбы по живой силе противника. Его боекомплект состоял из 2000 патронов. Для ведения прицельной стрельбы использовался перископический, комбинированный (дневной и бесподсветочный ночной) прицел 1ПН22М1. Дальность ночного видения не превышала 400 м, это практически исключало использование ПТУР в ночное время. Спаренная установка вооружения БМП-1 была не стабилизирована, что не позволяло вести прицельный огонь в движении машины.
В кормовой части БМП находится десантное отделение на восемь пехотинцев. Солдаты сидят лицом к бортам, посадка и высадка производится через две кормовые двери, в которые встроены топливные баки.
Для покидания машины десантом могут использоваться четыре люка в крыше десантного отделения. В десантном отделении имеется девять амбразур с шаровыми установками в бортах и в левой кормовой двери машины.
На машине был установлен 6-цилиндровый бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения УТД-20 мощностью 300 л.с. (221 кВт). Двигатель смонтирован в едином блоке с коробкой передач и двумя планетарными механизмами поворота. Весь силовой агрегат крепился в трех точках, что облегчало его демонтаж и замену, так как не требовалась центровка. Гусеница БМП-1 - шириной 300 мм, цевочного зацепления, с резинометаллическими шарнирами. Ведущие колеса - переднего расположения, со съемными зубчатыми венцами. Направляющие колеса установлены в кормовой части на кривошипах механизма натяжения гусе- ниц. Опорные катки и поддерживающие ролики - сварные, с обрезиненными ободами. Опорные катки выполнены пустотелыми, что обеспечивает машине дополнительный запас плавучести. Подвеска - независимая, торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых и шестых узлах подвески. Движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц.
БМП-1 состояла на вооружении: России, Алжира, Анголы, Аргентины, Азербайджана, Афганистана, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Греции, Грузни, Египта, Индии, Ирана, Ирака, Йемена, Казахстана, Киргизии, Китая, КНДР, Кубы, Ливии, Мозамбика, Монголии, Польши, Румынии, Сирии, Словакии, Таджикистана, Туркмении, Уругвая, Финляндии, Чехии, Швеции, Шри-Ланки, Эфиопии.
Боевое крещение БМП-1 получили в ходе Арабо-Израильской войны 1973 года. Накануне Египет и Сирия получили из СССР примерно по 150 БМП-1. Спустя три года их использовали ангольские и кубинские части в боях с войсками ЮАР. В1982 году сирийская армия применяла эти машины в боях с израильскими войсками в Ливане. Ливийские БМП-1 воевали в Чаде, а индийские - против тамильских повстанцев в Шри-Ланке. Советская армия задействовала БМП-1, БМП-1 Д и БМП-1 П в ходе военных действий в Афганистане. Активно применяли боевые машины этого типа и в горячих точках СССР и СНГ, а затем и Российской Федерации.
БМП-2
Главным недостатком комплекса вооружения БМП-1 была его ярко выраженная противотанковая направленность: в боекомплект пушки «Гром» входили только противотанковые кумулятивные снаряды, а в качестве дополнительного вооружения на машине был размещен ПТРК «Малютка». Для поддержки же спешенной пехоты у боевой машины пехоты оставался лишь 7,62-мм пулемет ПКТ, что было явно недостаточно (для сравнения - у БТР-60ПБ их было два: 14,5-мм и 7,62-мм). Осколочную гранату ввели в боекомплект пушки «Гром» только в 1973 году, но и она мало что давала пехоте из-за настильной траектории полета. Кроме того, следует отметить, что на БМП-1 отсутствовал стабилизатор вооружения, и вести прицельный огонь с хода всеми видами боеприпасов было невозможно.
По этой причине во второй половине 70-х годов в КБ «Курганмашзавода» была разработана, а в 1980 году принята на вооружение Советской армии новая боевая машина пехоты БМП-2. Сохранив общую компоновку и большинство элементов конструкции БМП-1, новая машина принципиально отличалась своим вооружением. В двухместной башне была установлена 30-мм автоматическая пушка 2А42 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ. Пушка и пулемет были стабилизированы в двух плоскостях, что позволяло вести прицельный огонь в движении. На крыше башни между люками командира и наводчика была размещена пусковая установка ПТРК «Фагот-М» (или «Конкурс»). После принятия на вооружение БМП-2 в первую очередь поступали в 40-ю армию в Афганистане и Группу советских войск в Германии.
БМП-3
В начале 1980-х годов в КБ «Курганмашзавода» была создана новая еще более мощная боевая машина пехоты - БМП-3. Она была принята на вооружение в 1987 году. Сварной корпус БМП-3 выполнен из алюминиевого сплава.
В конической сварной двухместной башне установлен строенный блок вооружения - 100-мм гладкоствольная пушка 2А70, 30-мм автоматическая пушка 2А72 и 7,62-мм пулемет ПКТ.
Блок вооружения стабилизирован в двух плоскостях наведения. Еще два пулемета ПКТ находятся в носовых автономных установках, оборудованных приборами с волоконно-оптической системой отображения прицельной марки. На БМП-3 установлен комплекс вооружения 9К116 «Бастион», с управляемой по лазерному лучу ПТУР 9М117. Боекомплект 100-мм пушки состоит из 40 выстрелов, 22 из которых находятся в электромеханическом механизме заряжания. Боекомплект 30-мм пушки - 500 выстрелов. В отличие от своих предшественниц движение на плаву БМП-3 осуществляется не за счет перемотки гусениц, а с помощью водометных движителей шнекового типа.
По своим тактико-техническим характеристикам, главным образом по мощи установленного на ней вооружения, БМП-3 значительно превосходит все известные боевые машины пехоты иностранных армий.