Памятник жертвам Гражданской войны и мятежа в Сладково
Памятник жертвам Гражданской войны в селе Сладково установлен около западного притвора разрушенной церкви, в восточной части стадиона имени Гагарина в промежутке братских могил жертвам гражданской войны (северная могила).
Первоначальный временный памятник был установлен в 1957 году. Он состоял из куба - постамента и установленной на нем трехгранной пирамиды, увенчанной пятиконечной звездой. Памятник был сооружен из деревянных реек и обшит фанерой.
К 50-летию Советской власти (1967) райком КПСС заказал монумент, отлитый в цементе, но установили его только после 1970 года. Монумент представляет собой 4-х метровую фигуру красноармейца в буденовке и шинели, установленную на кубический цементный постамент высотой 1,2 м.
Первоначально на нем были занесены лишь фамилии жертв гражданской войны, хотя планировалось увековечивание и памяти жертв восстания 1921 года.
В годы перестройки надписи не обновлялись и частично были утеряны. Место памятника было обнесено деревянной оградой, посажены деревья. Севернее братских могил находится могила первого послевоенного военкома майора Лисовского, участника Финской и Великой Отечественной войн.
Сегодня на мемориальной плите можно прочесть надпись «Жертвы Колчака 1918 -1919 года и кулацко- эсеровского мятежа 1921 года» и фамилии погибших.
В августе 1919 года в Сладковской волости остановился карательный отряд под руководством бывшего инженера Боевского рудника А.В. Кашнева. 35 милиционеров под командованием двух унтер-офицеров занимались поимкой дезертиров из колчаковской армии и большевиков.
В Усово они расстреляли без суда и следствия братьев Тимошаровых, 16 августа 1919 года в Сладково казнили Дубинина Дмитрия Тимофеевича (из Лопазного). В окрестностях Сладково в руки карателей попали десятки бежавших с фронта солдат. Изодрав плетьми и шомполами некоторых из арестованных, они выявили 10 советских активистов, которых расстреляли на рассвете 30 августа 1919 года.
В то утро погибли: бывший председатель Сладковского совдепа Л.И. Алексашин (д. Травное), И.Г. Баталов из с. Большого, Я.Т. Козырь и П.И. Нестеренко из Остропятово, С.Е. Лапин из Катайска, Н.Ф. Рудковский из Новоказанки, Т.Г. Сильченко из Лопазного и еще три человека, не известных по фамилиям.
15 октября 1919 года расстреляли Н.И. Пузакова (Новоказанка), затем А.П. Лыжина (Кочкарное), М.П. Прохорова и К.А. Пузакова (Новоказанка), Солоненко Антона (Покровка), Казакова Федора (Михайловка), И.А. Лебедева (Станичное), Г.И. Леонтьева (Травное), Дубковского (Малиново), Н.Ф. Дедкова (Покровка), Н.А. Зеленкова и Н.П. Пугачева из Новониколаевки.
Глубокой осенью другой карательный отряд привел в Сладково большой этап арестованных из Ильинской, Афонькинской, Казанской, Красноярской, Сумской волостей Ишимского уезда. На ночь их заперли в волостную тюрьму, а утром командир приказал расстрелять каждого десятого. Поредевшую группу погнали на Мангут, оставив во дворе 27 трупов, из которых впоследствии была опознана лишь учительница села Сумского Антонида Морева.
Спустя много месяцев после ухода карателей жители находили в полях трупы замученных. Весной 1920 года у Малиновских заимок обнаружили изуродованные тела А.С. Бокарева и Т.В. Шендрика (Малиново). Пальцы у рук были обрублены, на головах шашкой вырезаны кресты. Летом того же года станиченские крестьяне подняли трупы старика-извозчика и молодого красноармейца.
Согласно данным Сладковского музея (со ссылкой на воспоминания М.Д. Крымова), здесь, в центре села, неподалеку от западного (главного) входа в церковь, были похоронены 37 человек, из них 22 неизвестных (в т.ч. 2 женщины), имена прочих следующие:
В 1920 году на территории современного Сладковского района продовольственная разверстка проводилась в жесткой форме. Несмотря на то, что местное население было фактически обречено на голод, Тюменский продкомитет требовал все новых изъятий продовольствия. Продработники повсеместно допускали грубость и насилие. Дело доходило до того, что продкомиссары арестовывали даже членов Сельских советов.
В итоге 9 февраля 1921 г. в юго-восточном районе Ишимского уезда началось крестьянское восстание, которое охватило также большую часть территории Западной Сибири и Северного Казахстана. В восстании приняло участие от 40 до 150 тыс. человек Причиной восстания стали действия губернской продкомиссии по изъятию не только продовольственного, но и семенного зерна у сибирских крестьян. При этом восстание отличалось дикой яростью, невиданными зверствами и жестокостью противоборствующих сторон. Повстанцы нещадно уничтожали представителей власти, учителей, коммунистов и продработников, отряды Красной Армии беспощадно громили повстанческие отряды. К апрелю 1921 г. восстание снизило свой накал, лишь отдельные отряды повстанцев скрывались в лесах до осени 1921 г. и начала 1922 г.
Согласно сведениям, выявленным краеведом В.Н. Малышевым в материалах Ишимского госархива, в селе Сладково восстание началось 10 февраля 1921 года. Зачинщиками его стали агитаторы из повстанческих отрядов, приехавшие из Усовской, Копотиловской, Афонькинской, Лебяжьей и Ильинской волостей Тюменской губернии.
По данным Сладковского музея, во второй братской могиле похоронены 72 человека, из них два неизвестных красноармейца. Известны следующие имена:
Решением исполнительного комитета Тюменского областного Совета народных депутатов от 21.11.1977 г. № 477. «Братская могила борцов за установление Советской власти» принята на государственную охрану как памятник культурного наследия регионального значения.
Источник: Крамор Г. А., "Репрезентация памяти о гражданской войне в братских могилах
Сладковского района".