Ишимская история 2-го Ленинградского авиационного училища

Опубликовал: zampolit, 9-01-2018, 14:58, Путешествие в историю, 279, 0
Ишимская история 2-го Ленинградского авиационного училища

В конце июля 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принимает решение передислоцировать 2-е Ленинградское военное авиационное техническое училище в глубокий тыл. Таким надежным местом оказался небольшой провинциальный город тогда Омской области – Ишим.

По примеру Западной Европы в России в начале прошлого века начали возникать аэроклубы и общества воздухоплавания. Параллельно с гражданской авиацией развивалась и военная. Первые русские летчики на средства аэроклубов обучались исключительно за границей. Да и первые самолеты, появившиеся у нас, были иностранного происхождения. Первые самолеты собственного производства появились в России в 1910 году, это были аэропланы Кудашева и Гаккеля.

Серийные отечественные самолеты стали строить уже через три года и самыми известными из них были «Русский витязь» и «Илья Муромец» (авиаконструктор Сикорский). Первыми военными летчиками, обучившимися в России, стали поручики Руднев и Горшков. Они, овладев летным искусством, обучали других офицеров.

Эти первые учебные полеты в мае 1910 года следует считать временем создания Гатчинской авиационной школы. Часть летчиков и механиков была направлена в Севастополь, где в мае 1911 года на базе открытой там военной авиашколы был создан авиационный отдел при офицерской воздухоплавательной школе. В этот период в нем обучался Петр Нестеров, штабс-капитан, получивший мировую известность за совершение впервые в истории авиации мертвой петли (Киев, 1913г.). Он доказал возможность фигурных полетов, получивших в дальнейшем широкое боевое применение.

Он впервые в качестве приема воздушного боя осуществил таран, выполняя который при сильном ударе и погиб во время империалистической войны. В истории авиации это был первый воздушный бой и первый таран.

Гатчинская школа (училище) неоднократно переименовывалась и даже меняла свое местонахождение. Одно из них – г. Егорьевск под Москвой в связи с важными событиями 1918 года. Но во все времена оно готовило кадры для молодого Красного Воздушного Флота. Несмотря на тяжелейшие условия: интервенты двигались с запада, севера, востока и юга, отрезая хлеб и нефть, школа не прекращала своей работы. Получая в день по восьмушке фунта хлеба (50гр.) и лишь изредка фасоль и воблу, курсанты организовали свое подсобное хозяйство. А зимой, когда холод грозил сорвать занятия, весь состав выходил на заготовку дров.

Воспитанниками училища были в свое время и наши легендарные летчики. В 1921 году сюда поступил учиться Валерий Чкалов – будущий Герой Советского Союза, летчик-испытатель, в 1936-37 гг. совершивший беспосадочные полеты по маршрутам Москва–о. Удд (Дальний Восток) и Москва–Северный полюс–Ванкувер (США). Позднее эту школу окончили Георгий Байдуков (генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, участник беспосадочных перелетов с В. Чкаловым, в Великую Отечественную войну командующий авиадивизией и авиакорпусом), Анатолий Ляпидевский (генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, участник экспедиции по спасению экипажа парохода «Челюскин», в Великую Отечественную войну – директор авиационного завода), Илья Мазурук (генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, участник первой и многих других экспедиций на Северный полюс и полетов в Антарктиду), Владимир Коккинаки (генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель), Николай Каманин (генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, с 1966-1971гг. – руководитель подготовки космонавтов).

13 сентября 1924 года по приказу Реввоенсовета СССР училище переводят в Ленинград. Только за один 1932 год им было обучено и выпущено 784 авиатехника и 1355 летчиков. В этом же году училище получило революционное Красное Знамя от ЦИК СССР.

В связи с быстрым развитием авиации и возрастающей потребностью в авиационных специалистах в 1934 г. при школе были организованы Курсы усовершенствования технического состава ВВС, а в мае 1938 г. школа и курсы были переименованы в 1-е Ленинградское военное авиационно-техническое училище по подготовке техников по эксплуатации самолетов.

Летная же школа была преобразована во 2-е Ленинградское авиационно-техническое училище, которое должно было готовить техников по вооружению. Обучение летного состава для ВВС передали во вновь созданные в других городах военные авиационные училища.
1-му Ленинградскому военному авиационному училищу было присвоено имя К. Е. Ворошилова,
2-му – Ленинского комсомола.

В связи с угрожающей обстановкой принято решение о передислокации училища в Сибирь. В середине августа эшелоны с людьми и оборудованием прибыли на железнодорожную платформу станции Ишим. Здесь их уже ожидали руководители партийных, советских и хозяйственных организаций. Короткий митинг и – по местам. Руководство города, понимая значимость подготовки кадров для фронта, все-таки изыскало возможность для размещения.

В Ишиме до отправки на фронт базировался стрелковый полк, а поэтому был выстроен военный городок. Но помещений все равно не хватало, даже все имеющиеся нуждались в реконструкции. В театре, отведенном для цикла стрелково-пушечного вооружения, необходимо было сделать перегородки, печи, электропроводку. В цехах птицекомбината – убрать клетки для птиц, утеплить стены, провести дезинфекцию и т.д. Не удовлетворял потребностей и водопровод, имеющий одну трубу. Столовая едва вмещала только треть курсантов. Предстояло осилить огромный объем работ, поэтому все трудились с раннего утра до поздней ночи.

К концу октября 1941 года все работы были завершены. Помещения стали неузнаваемы. Даже конюшня превратилась в учебную аудиторию. Реконструкция шла параллельно с учебой, которая началась 18 августа, то есть через три дня после прибытия эшелонов в Ишим. Кроме того, в воскресные дни весь состав училища принимал участие в уборке урожая в колхозах Ишимского района. В официальном источнике было записано, что за один такой день было обмолочено почти 102 тонны зерна, скошено 104 гектара ржи и пшеницы, выкопан картофель с 22,4 гектара, проведен ремонт автомашин, комбайнов, тракторов. Это была огромная помощь городу и селу. Но и для себя приходилось заготавливать овощи и топливо.

Тем не менее, подготовка военных кадров в училище шла непрерывно. Только за ноябрь-декабрь 1941 года подготовлено для фронта 2326 механиков по вооружению, причем, отдельно для бомбардировочной и истребительной авиации. Со столь коротким сроком подготовки училище столкнулось впервые. До этого не готовили и стрелков авиавооружения из девушек. И вот только за первые два месяца было выпущено 488 таких специалистов.

В период с 1918 по 1943 год училище подготовило около 25 тысяч самых различных специалистов авиации. И почти одну треть из этого числа оно выпустило только за первые два с небольшим года в Ишиме. Готовили летчиков, техников-эксплуатационников и техников по вооружению, инструкторов-летчиков и «вооруженцев»: механиков по вооружению и пиротехников, воздушных стрелков. И не было в стране ни одной авиационной части, в которой не служили бы воспитанники этого училища. Они находились на самых различных должностях – от рядовых до командиров крупных авиационных соединений. Многие их них завоевали мировую известность.

В училище велась большая научно-исследовательская работа по вопросам теории и практики летного дела. За десять лет работы (с 1933 по 1943 гг.) изобретатели и рационализаторы дали около 5300 ценных предложений. В училище было создано и свое издательство с типографией: изготавливались макеты, модели, учебники, плакаты, которые использовались во всех частях и учебных заведениях ВВС.

Большую работу проводила партийная организация города, района и училища. С тех пор хранится очень большой по объему и своей значимости уникальный документ: альбом-летопись этого училища. На титульном листе – дарственная надпись, адресованная первому секретарю Ишимского РК ВКП(б) Ивану Константиновичу Холодину. Это говорит о многом: И.К. Холодин в марте 1940 года был избран первым секретарем Ишимского РК ВКП(б). В годы войны вся жизнь проходила под девизом: «Все для фронта, все для Победы!».

В Ишиме формировались дивизии, полки, в течение нескольких лет, вплоть до 1945 года, там находилось 2-е Ленинградское военное авиационно- техническое училище. И все требовало внимания и действенной помощи первого руководителя партийного комитета.

Тогда все возможное делалось для обеспечения армии продовольствием, махоркой, теплыми вещами. Холодин работал днем и ночью. Постоянно выезжал на поля, иногда сам брался за ремонт машин, а то и садился на трактор. В 1942 году за выдающиеся успехи в сельском хозяйстве Холодин был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Сельское хозяйство тогда являлось ударным фронтом. А когда наступил август 1944 года (знаменательное событие – образование Тюменской области), его утверждают на безальтернативной основе заведующим сельхозотделом обкома КПСС.

В июне 1942 года в Ишим прибыл вновь назначенный комиссар, заместитель начальника училища по политической части майор С.М. Пазенок. С его именем связаны большие успехи по подготовке кадров для фронта, имевших огромный нравственный потенциал. Это подтверждают и поступавшие многочисленные письма Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина и командования ВВС.
Ишимская история 2-го Ленинградского авиационного училища

В оформленном в 1943 году альбоме-летописи училища – огромные цифры денежных средств, перечисленных личным составом в Фонд Обороны: только за два с половиной года Великой Отечественной войны 2 млн. 235 тысяч рублей. 29 апреля этого года в училище поступила телеграмма: «Начальнику части, инженер-подполковнику товарищу Никифорову, заместителю начальника части по политчасти майору товарищу Пазенок. Передайте личному составу, собравшему 1 миллион 237 тысяч 859 рублей в Фонд Обороны Союза ССР и 45 тысяч 299 рублей на строительство танковой колонны. Мой боевой привет и благодарность Красной армии. И. Сталин».

За успехи в подготовке авиационных кадров училище в 1944 году было награждено орденом Красного Знамени.

В Ишиме память о Ленинградском училище отмечена мемориальной доской на здании по улице Казанской 25.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июль 2018 (6)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (71)
Апрель 2018 (85)
Март 2018 (138)
Февраль 2018 (59)
Календарь
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.