Деревня Нифаки Упоровского района, откуда родом почти все тюменские Ожгибесовы, до революции была староверческой. Здесь словно попадаешь в прошлый век - старые, почерневшие от времени дома, покосившиеся ограды. Такое впечатление, как будто несколько лет назад деревня махнула на себя рукой. Пустыри затягиваются крапивой, и только остатки изгородей торчат из земли.
За восемьдесят послереволюционных лет двадцатого века в
Нифаках не построено ни одного нового дома. В деревне, где некогда жили староверы, нет храма, а там, где он стоял, на высоком берегу реки, поставили дом приезжие казахи.
До коллективизации в Нифаках стояло сто сорок четыре двора, где жили сто семьдесят шесть человек трудоспособного населения, то есть мужчин, и имелось двести тридцать девять голов крупного рогатого скота.
Дома были рубленые - у кого пятистенок, а у кого и в два этажа: внизу подсобные помещения, наверху моленная и светлица.
Один такой дом до сих пор сохранился.Не на один век ставил его купец Лука Ожгибесов. Хозяина убили еще в двадцатые - попал под горячую руку не то белым, не то красным. Жена умерла от переживаний, когда начали раскулачивать. Старший сын погиб в Отечественную, и лишь младшему, Лаврентию, вернувшемуся с войны, разрешили жить в отцовском доме. Лаврентий Лукич уже умер, а дом все стоит, и белые облака отражаются в черных с резными наличниками окнах.
Борьба была главным развлечением нифакинских мужиков. На престольный Прокопьев день съезжалась родня из окрестных деревень, так и говорили – на съезжую. Гуляли, праздновали, а потом сходились в круг и начинали бороться. «Балом правили» старики: выносили приз и следили, чтобы боролись без обмана. Выходила пара борцов – кто побеждал, тот нового противника зазывал. И пока не оставался последний, с кем схватываться уже никто не решался. Он и признавался победителем. Если чужой, нездешний, то в качестве приза мог и бутылку вина получить.
Сами же староверы пили только
«травнуху» - настой из трав, вино и водка были под запретом. Непьющая была деревня.
За два года,
с 1933-го по 1935-й, в деревне стало на десять дворов меньше: кого выселили, кто сам уехал. Оставшихся в деревне крестьян задавили налогами; корова есть - теленка сдай; нет теленка - купи да сдай; овец нет, а шерсть сдай; кур нет - яйца сдай.
О том, что раньше в Нифаках жили богато, помнят все. Так и говорили, мол, в Нифаках-то живут богатенькие, а в Ингалинке - лентяи да пьяницы. И вдруг все поменялось, все встало с ног на голову.
Сегодня Нифаки с населением
в 166 жителей (2010) входят в состав Ингалинского сельского поселения.
Адрес:
Тюменская область, Упоровский район, деревня Нифаки. Координаты:
56.426566, 65.837742
Использован материал
Ольги Ожгибесовой с сайта
http://donna-anna2005.narod.ru/скачать dle 12.1