Коммерческое училище Колокольниковых на Подаруевской
Опубликовал: zampolit, 12-04-2017, 11:59, Путешествие в историю, 2 592, 1
Народное образование в дореволюционной Тюмени в основном развивалось за счет меценатства богатых купцов. История оставила нам имена Подаруева, Игнатова, Колмогорова, Чукмалдина, Трусова, Текутьева, Колокольниковых — немногих из людей конца XIX—начала XX столетий, заботившихся не только о развитии производства, приросте прибыли, но и смотревших далеко вперед, убежденных в том, что с неграмотными исполнителями, не способными к усвоению достижений новейшей техники, они не только проиграют гонку за прибылью, но и разорятся в борьбе с конкурентами. Не ошиблись купцы и в другом. Отдавая себе отчет, что построенные ими школы будут стоять многие и многие десятилетия, войдут и в XX и в последующие века, они надеялись на добрую память о себе в будущих поколениях.
Среди перечисленных имен наибольшее внимание строительству школ и училищ уделяла многочисленная семья И.П. Колокольникова и его наследники. В Тюмени известны три учебных заведения, созданные ими. Среди них — монументальное здание бывшего коммерческого училища, начавшего работать накануне первой мировой войны (улица Луначарского д.2, теперь — Тюменский индустриальный университет), частная школа на той же улице (Луначарского, 14, теперь – вечерняя школа № 2) и предшественник коммерческого училища под тем же названием — училище по улице Подаруевской (Семакова, 2). Эти здания, исключая последнее, не только хорошо сохранились до сих пор, но и по-прежнему служат или служили просвещению.
Печальная судьба постигла одно из этих зданий по улице Семакова, переданного несколько лет назад Тюменскому отделу Сибирского казачьего войска, и по недосмотру сгоревшего в мае 1995 года. Сейчас на его месте высится многоэтажный краснокирпичный дом. Деревянный двухэтажный дом, который теперь можно увидеть только на фотографиях и на старинных открытках, имел парадное крылечко, пилястры по углам, необычную форму окон, закругленных в верхней части, и наличники - «надбровные дуги». Солидное здание, когда-то - украшение старого города, непременно останавливало на себе взгляд любого прохожего. Интересен интерьер здания, полностью приспособленный для учебного заведения, с широкими деревянными лестницами и резными перилами, точеными столбами-колоннами, светлыми и просторными комнатами с многочисленными окнами, из которых открывался величественный вид на Заречье и старую часть Тюмени с куполами церквей.
До пожара этому сооружению минуло более ста лет. Благодаря надежному каменному основанию, сухому месту, пронизываемому всеми ветрами, здание и сейчас могло бы служить людям. У него интересная судьба. Поначалу оно предназначалось для коммерческого училища. Колокольниковы готовили здесь молодежь, главным образом, из среднего сословия, для последующей предпринимательской и технической деятельности.
Толи недостаточные масштабы учебного заведения, то ли соображения пожарной безопасности (что вероятнее всего: деревянное здание для учебного заведения с большим количеством учащихся - это бочка с порохом), а может, Колокольниковы предвидели скорую и незавидную судьбу здания, стоящего вблизи постоянно обрушивающегося берега реки, но так или иначе в начале века или несколько раньше было принято решение о переводе учащихся в двухэтажную кирпичную частную школу, также принадлежащую семье Колокольниковых, в затюменской части города.
По всей вероятности, ликвидация коммерческого училища в центре города отрицательно сказалась на качестве подготовки коммерсантов для многочисленных предприятий Колокольниковых не только в Тюмени, но и в Омске, Кургане, Екатеринбурге, Перми и на станции Чумляк Южно-Уральской железной дороги. Предприимчивые купцы решились обновить деятельность коммерческого училища на более солидных основах, купили участок земли неподалеку от Троицкого монастыря, не пожалели денег на снос двухэтажного здания гостиничных номеров и на освободившейся площадке в 1910 году заложили монументальное здание нового восьмиклассного коммерческого училища с правами среднего специального учебного заведения, украшающего город и поныне. А пока, не дожидаясь окончания строительства, Колокольниковы в том же году добились у Министерства торговли и промышленности разрешения на открытие подготовительного и первого классов. Учащихся временно разместили в частной квартире.
После освобождения от коммерческого училища дом на Подаруевской улице был продан купчихе Вьюновой. В нем некоторое время размещалась гостиница, пользовавшаяся в городе весьма сомнительной репутацией. Позже, до 1917 года, владение зданием перешло к некоему Попову. В революцию здесь была официально провозглашена Советская власть в Тюмени, о чем свидетельствовала мемориальная доска на стене здания. В 1960-е годы размещалась школа номер № 9, позднее и до начала 1990-х годов занимал ОСВод (Общество по спасению на водах). В 1970-х годах некоторое время здесь базировался оперативный отряд содействия милиции (ДНД), которым руководил Владимир Бритва.
Последними его обживали тюменские казаки. На стене возле крылечка появилась фирменная доска, извещавшая жителей города о принадлежности здания казакам с непременной атрибутикой - летящим кречетом. Городские власти, очевидно, полагали, что энергичное казачество успешно справится с восстановлением здания, сохранит его для истории и установит на нем памятную доску о былой принадлежности дома к коммерческому образованию, как это недавно и оперативно, в конце 1992 года, казаки сделали по отношению к памяти Ермака. Бережное отношение ко всему тому, что еще сохранилось с прошлых далеких времен, всегда было присуще казачеству.
Конечно, дальнейшая судьба дома могла оказаться крайне недолговечной и по другой причине, если принять во внимание ненадежность участка берега реки Туры. Лет сорок назад только один обвал толщи земли мгновенно унес здесь около двадцати метров берега, и угроза дальнейших катастрофических отвалов со временем не уменьшается. В сороковых годах минувшего столетия между бывшим училищем Колокольниковых и рекой проходило начало Серебряковской улицы, теперь — Советской. Вместе с жилыми зданиями этот участок полностью сполз в реку.