Белая армия: III-й Уральский армейский корпус
Опубликовал: lomsecret, 11-01-2017, 21:45, Путешествие в историю, 3 290, 0
Главным центром формирования белогвардейских войсковых частей на Урале летом 1918 г. стал Челябинск - узловая станция Транссибирской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии Троицк - Екатеринбург. 4 июля 1918 г. полковник А.Н. Гришин-Алмазов подписал приказ о формировании в составе Западно-Сибирской отдельной армии Уральского армейского корпуса со штабом в Челябинске и назначил его командиром генерал-лейтенанта М. В. Ханжина. В состав корпуса были включены отдельные пешие и конные сотни Оренбургского казачьего войска, а также части и отряды правительственных войск, находившиеся в районе корпуса на территории Пермской и Оренбургской губерний и Тургайской области.
Разграничительная линия между Степным и Уральским корпусами была установлена по восточной границе вышеназванных губерний и области. Начальником штаба корпуса был назначен Генштаба полковник Н. Т. Сукин, обер-квартирмейстером штаба корпуса - подполковник А. Я. Нарышкин, дежурным штаб-офицером - капитан В. Николаев. Обязанности инспектора артиллерии корпуса с 10 июля по 7 августа исполнял полковник В. В. Зверев, затем - генерал-майор А. Н. Ончоков. Должность корпусного инженера занимал полковник Рутковский, корпусного интенданта - полковник Пономарев.
Восьмого июня 1918 г. командарм приказал командиру Уральского корпуса «начать энергично сводить мелкие отряды в штатные боевые части и сосредоточить их в виде своего корпусного резерва». 11 июля последовал приказ генералу Ханжину организовать управление войсковыми частями Миасского и Уральского районов на общих основаниях, а пехотные и казачьи полки свести в дивизии. Штаб Миасского отдельного отряда подлежал расформированию.
Согласно приказу по штабу Уральского корпуса штаб командующего пешими и конными частями Оренбургского казачьего войска был преобразован в казачий отдел штаба корпуса. Начальником отдела стал есаул Ф.А. Печенкин.
Вступив в командование корпусом, генерал Ханжин отстранил от должностей офицеров, выдвинувшихся на руководящие посты после антибольшевистского переворота - войсковых старшин М. И. Замятина и Г. Н. Батырева, и полковника Н. Г. Сорочинского.
Вместо войскового старшины М. И. Замятина 11 июля генерал Ханжин назначил командующим казачьими частями в районе Верхнеуральска генерал-майора В. Н. Шишкина. Замятину предлагалось по сдаче командования прибыть в Челябинск для получения от Ханжина «особо важного поручения». Временный штаб казачьих частей, созданный Замятиным в Верхнеуральске, должен был остаться на месте и поступить в распоряжение генерала Шишкина. «Особо важное поручение» являлось лишь предлогом для устранения Замятина.
27 июля генерал Ханжин приказал войсковому старшине Батыреву немедленно передать все дела по Миасскому гарнизону поручику П. С. Обухову и прибыть в Челябинск для зачисления в резерв чинов. В свою очередь, поручику Обухову предлагалось принять дела от Батырева и расформировать его штаб, оставив одного адъютанта и 2-3 чиновников для ведения делопроизводства. Ханжин также потребовал всякое вмешательство в распоряжения начальника гарнизона поручика Обухова со стороны расформированного штаба прекратить, а его чинов отправить в части войск.
Стрелковые части.
Приказом по Уральскому корпусу от 13 июля 1918 г. Челябинская отдельная дивизия была переименована в 1-ю Уральскую. В первую бригаду этой дивизии предполагалось включить 1-й Башкирский полк и формирующийся 2-й Башкирский полк, во вторую бригаду - все формирования Челябинска, Миасса, Златоуста и Троицка, которые намечалось в кратчайший срок свести в полки и сосредоточить в Челябинске.
Первоначальный план формирования дивизии вскоре был изменен в связи с тем, что Башкирский военный совет намеревался использовать 1-й и 2-й Башкирские полки для формирования собственных войсковых соединений. Начальником 1-й Уральской дивизии 23 июля был назначен полковник В. М. Нейланд, начальником штаба дивизии - полковник В. Д. Космин. Полковник Нейланд вступил в должность 30 июля. До его прибытия обязанности начальника дивизии временно исполнял полковник Н. Г. Сорочинский.
В состав 1-й Уральской дивизии вошел ранее образованный 1-й Народный полк с переименованием его в 1-й Челябинский (командир - штабс-капитан Машинский). Приказом по дивизии от 17 июля полковник Н. Моисеев был допущен к командованию 2-м Златоустовским полком и на следующий день приступил к его формированию в г. Златоусте. Приказом от 23 июля капитан Прокопович был допущен к командованию 3-м Саткинским полком. К формированию полка он приступил 25 июля, также - в Златоусте. В Миассе началось формирование 4-го Миасского полка под командованием поручика П. С. Обухова.
30 июля обер-квартирмейстер штаба Уральского корпуса капитан А. Я. Нарышкин направил в штаб Сибирской армии служебную записку с просьбой утвердить наименования четырех полков 1-й Уральской дивизии как 1-й Челябинский, 2-й Златоустовский, 3-й Миасский и 4-й Саткинский полки горных стрелков. А. Я. Нарышкин отметил, что предложение именовать полки горнострелковыми исходит от состоящих в их рядах офицеров и добровольцев. Начальник штаба армии полковник П. П. Белов данную просьбу удовлетворил.
В освобожденном от большевиков Екатеринбурге полковник Н. В. Шереховский, занявший пост начальника гарнизона, приступил к организации новых вооруженных формирований. По его приказу 30 июля 1918 г. город был разбит на одиннадцать районов, общее руководство набором добровольцев в которых было поручено полковнику С. М. Торейкину (1-3 районы), полковнику А. Е. Иванову (4-7 районы) и полковнику М. С. Тарасевичу (8-11 районы). Вскоре в Екатеринбурге была осуществлена и мобилизация офицеров, давшая около 600 чел.
4 августа командир Уральского корпуса генерал М. В. Ханжин приказал генерал-майору В. В. Голицыну отправиться из Челябинска в Екатеринбург и приступить к формированию штаба и полков 2-й Уральской дивизии горных стрелков. Обязанности начальника штаба 2-й Уральской дивизии стал исполнять полковник Р. К. Бангерский.
По прибытии в Екатеринбург 6 августа 1918 г. генерал Голицын организовал из имевшихся в городе офицерских и добровольческих отрядов 1-й Екатеринбургский, 2-й Шадринский и 3-й Камышловский полки, чуть позднее - 4-й Красноуфимский полк. Численность этих воинских частей на 14 августа 1918 г. была следующей: в 1-м Екатеринбургском полку - 170 офицеров, во 2-м Шадринском полку - 106 офицеров и 73 добровольца, в 3-м Камышловском полку - 101 офицер и 88 добровольцев, в 4-м Красноуфимском полку -105 офицеров, в 1-й артиллерийской батарее - 23 офицера и 75 добровольцев, а всего в дивизии - 505 офицеров и 236 добровольцев.
Приказом по Сибирской армии от 26 августа 1918 г. Уральскому корпусу был присвоен третий номер. 1-я Челябинская и 2-я Уральская дивизии были переименованы соответственно в 6-ю и 7-ю Уральские дивизии горных стрелков. Входившие в состав дивизий стрелковые полки при сохранении прежних названий получили номера 21-й, 22-й, 23-й и 24-й (6-я дивизия), 25-й, 26-й, 27-й и 28-й (7-я дивизия). Вследствие ходатайства генерала М. В. Ханжина 4 сентября 1918 г. командующий Сибирской армией переименовал 27-й Камышловский полк в 27-й Камышловско-Оровайский. 28-й Красноуфимский полк был переименован в 28-й Ирбитский, а по приказу адмирала А. В. Колчака 26 ноября 1918 г. получил наименование 28-го Ирбитско-Перновского полка.
Стрелковыми полками III Уральского армейского корпуса командовали следующие офицеры: 21-м Челябинским - штабс-капитан Машинский (с 21 июня) и подполковник М. А. Демишхан (с 30 декабря), 22-м Златоустовским - полковник Н. Моисеев (с 20 июля), 23-м Миасским - поручик П. С. Обухов (с июля) и капитан Г. П. Вейсберг (с 17 сентября), 24-м Саткинским - капитан Прокопович (с 26 июля) и подполковник В. Д. Травин (с 18 октября), 25-м Екатеринбургским - полковник С. М. Торейкин (с 6 августа), 26-м Шадринским - полковник А. Е. Иванов (с 6 августа), 27-м Камышловско-Оровайским - полковник М. С. Тарасевич (с 6 августа), 28-м Ирбитско-Перновским - полковник С. А. Кононов (с 28 августа) и полковник М. Н. Некрасов (с 4 октября).
На начало августа 1918 г. в рядах Уральского корпуса находилось также несколько отдельных боевых отрядов, не входивших в состав формируемых полков, в том числе Каслинская дружина (Каслинский завод, начальник - поручик Тараторин), Бродокалмацкая народная рота (с. Бродокалмак, командир - поручик Прокопюк), Чумлякский летучий отряд (с. Чумляк, начальник - подпоручик Быков), Шумихинская народная дружина (ст. Шумиха, начальник - подпоручик Мекшун), Щучинский боевой летучий отряд (с. Щучье, начальник - подпоручик Носов), Рождественский отряд (с. Рождественское, начальник - прапорщик Козливсков), Куртамышский отряд (с. Куртамыш, начальник - прапорщик Менандер), Кыштымский отряд (Кыштымский завод, начальник - прапорщик Пузанов).
Отряд поручика Рычагова.
28 сентября 1918 г. генерал Ханжин приказал включить в состав III Уральского корпуса, с зачислением на все виды довольствия, Партизанский отряд поручика А. С. Рычагова. Этот отряд был организован в районе г. Златоуста в июне 1918 г. и первоначально насчитывал 100-150 крестьян-добровольцев. В начале июля съезд представителей 20 волостей Златоустовского уезда принял решение сформировать отряд для борьбы с большевиками и мобилизовать в его ряды всех мужчин в возрасте до 40 лет. Начальником отряда съезд избрал поручика А. С. Рычагова. Из мобилизованных крестьян Златоустовского, а затем и Красноуфимского уездов были организованы пешие и конные сотни. Ввиду недостатка оружия эти сотни посменно, сроком на две недели, ходили на позиции. Оружие и боеприпасы отряд получал от Уральского корпуса, а остальное довольствие осуществлялось за счет самих мобилизованных.
В июне-декабре 1918 г. партизанский отряд действовал на Красноуфимском направлении. К концу ноября 1918 г. штаб Екатеринбургской группы определял его боевой состав в 2500 штыков и 700 сабель при 16 пулеметах.
Ввиду особенностей комплектования отряда командование Уральского корпуса отказалось от его переформирования в нормальное войсковое соединение. Любая ломка системы отношений, сложившейся в отряде, могла повлечь за собой его полный распад. Но в течение нескольких месяцев почти непрерывных боев вокруг А. С. Рычагова образовался постоянный костяк соратников-добровольцев. Впоследствии, в 1919 г., на базе отряда была сформирована добровольческая Златоустовско-Красноуфимская бригада, а ее командир, поручик Рычагов, стал генерал-майором.
Приказом адмирала А. В. Колчака от 3 января 1919 г. III Уральский армейский корпус был развернут в два корпуса. В составе III Уральского корпуса остались 6-я и 7-я Уральские дивизии. Командиром корпуса был назначен генерал-майор В. В. Голицин, начальником штаба - полковник В. Д. Космин. 11-я и 12-я Уральские дивизии вошли в состав вновь образованного VI Уральского корпуса. Командиром корпуса был назначен начальник штаба III Уральского корпуса Генштаба генерал-майор Н. Т. Сукин, начальником штаба - обер-квартирмейстер штаба Самарской группы Генштаба полковник П. П. Петров.
2-я Оренбургская казачья дивизия с 1 декабря 1918 г. была исключена из подчинения генерала М. В. Ханжина и передана в состав Юго-Западной армии (с января 1919 г. - Отдельная Оренбургская армия) генерала А. И. Дутова на формирование I Оренбургского казачьего корпуса.
3-я Оренбургская казачья дивизия в начале 1919 г. была раскассирована на отдельные полки, которые, в свою очередь, согласно приказу начальника штаба Верховного главнокомандующего от 26 апреля 1919 г. были сведены в две отдельные казачьи бригады.
4-я отдельная Оренбургская казачья бригада (из 12-го и 18-го полков) находилась в составе Сибирской армии генерала Р. Гайды, 5-я отдельная Оренбургская казачья бригада (из 11-го и 17-го полков) - в составе Западной армии генерала М. В. Ханжина. Штаб 3-й Оренбургской дивизии, согласно вышеупомянутому приказу, был преобразован в штаб 5-й отдельной бригады. 2-я Оренбургская казачья бригада (2-й и 5-й полки) и 3-я Оренбургская казачья бригада (3-й и 6-й полки) до мая 1919 г. находились в составе VI Уральского корпуса Западной армии.
По уровню разветвленности организационной структуры и численности личного состава III Уральский корпус являлся крупнейшим войсковым объединением Сибирской армии. Формирование корпуса затруднялось тем, что большинство его частей и соединений дислоцировались в районе театра военных действий Западного антибольшевистского фронта. Многие войсковые части выступали на фронт, не закончив своего формирования. Входившие в состав корпуса войсковые части Оренбургского казачьего войска подчинялись также и своему автономному войсковому правительству.
Несмотря на неблагоприятные условия, командир корпуса генерал М.В. Ханжин весьма успешно выполнил задачу формирования на Урале регулярных частей Сибирской армии. Именно на базе III Уральского корпуса была сформирована Западная отдельная армия, явившаяся главной ударной силой в ходе общего наступления колчаковских войск на Урале весной 1919 .
Использован материал: Симонов Д.Г. Белая Сибирская армия в 1918 году: монография / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 610 с.