Бородинский бой 1812 года
Опубликовал: kamazgera, 9-12-2016, 07:35, Путешествие в историю, 2 067, 0
Бородинская позиция находилась в 10 верстах к западу от Можайска. У села Бородино позиция пересекалась новой Смоленскою дорогой (Можайское шоссе), а у деревни Утицы — старой; обе они соединялись у Можайска. Позиция эта была сильна на правом фланге и отчасти в центре и крайне слаба на особенно важном левом фланге.
Указанный недостаток позиции исправлен не был, и левый фланг оказался и неукрепленным и крайне слабо занят войсками, тогда как укрепления и войска сосредоточены были в центре и на правом фланге, т. е. в участках, менее важных и менее доступных.
Укрепления были следующие:
1) на оконечности правого фланга, у д. Маслова, фронтом к р. Москве, построены были 3 флеши на 26 орудий. Флеши эти никакого значения не имели и сохранились они лучше всех других укреплений.
2) у д. Горки построены были 4 батареи (на 9, 3, 10 и 12 орудий), от которых не сохранилось и следа.
3) в центре, на высоте — люнеты (батарея Раевского, или центральная, на 18 орудий). Теперь тут на месте срытой батареи стоит памятник, поставленный в 1839 году, а около него, с восточной стороны, погребены останки князя Багратион.
4) юго - западнее д. Семеновской были построены 3 флеши (Багратионовы). Из этих флешей, на месте которых стоит Спасо-Бородинский женский монастырь, сегодня остались: слабые следы правой (на 7 орудий) флеши; поддерживаемые монастырем остатки средней (на 5 орудий) флеши и вся левая флешь (на 11 орудий), целиком лежащая вне монастырской ограды и хорошо сохранившаяся.
5) впереди флешей, между деревнями Доронино и ІІІевардино построен был хорошо сохранившийся доныне Шевардинский редут.
Укрепления были недоведены до надлежащего профиля и не были усилены в инженерном отношении.
Позицию предположено было занять следующим образом: правый фланг до батареи Раевского — войсками I-й армии Барклая-де-Толли, а левый — от батареи Раевского включительно — войсками ІІ-й армии Багратиона, причем 2-й и 4-й пехотные корпуса, под общим начальством Милорадовича, должны были составить до д. Горок правый фланг; 6-й пехотный корпус стать от д. Горки до батареи Раевского; 7-й пехотный корпус — от батареи Раевского включительно до дер. Семеновской, а 8-й—занять Багратионовы флеши.
Кавалерия должна была расположиться: 2-й кавалерийский корпус - за 4-м пехотным, 3-й — за 6-м и 4-й—за 7-м. Частный резерв 1-й армии должны были составить: 1-й кавалерийский корпус Уварова, 9 казачьих полков Платова и часть егерей; резерв должен был стать уступом за правым флангом 1-й армии.
Частный же резерв ІІ-й армии должна была составить 2-ая гренадерская дивизия (8-го корпуса). Егерские полки всех корпусов боевых линий предполагалось частью рассыпать впереди их фронта, а частью расположить в частном резерве армии и в лесу у д. Маслова.
Общий резерв (3-й и 5-й пехотные корпуса и 1-ая и 2-ая кирасирские дивизии) должен был стать у д. Князькова, а артиллерийский резерв (до 300 орудий) — у д. Псарева. Сверх того, для охранения флангов 5 казачьих полков должны были стать по нижнему течению р. Колочи, а 6 — у д. Утицы.
Вышеуказанное расположение русской армии было осуществлено почти полностью со следующими изменениями: 3-й пехотный корпус передвинут 25 августа, (т.е. после Шевардинского боя) к д. Утице, а 2-ая кирасирская дивизия — в частный резерв II-й армии.
Общая численность наших войск составляла до 103000 регулярных войск (в том числе—72000 пехотинцев, 17000 кавалеристов и 14000 артиллеристов), при 640 орудиях, и кроме того — 7000 казаков и 3000 ратников Смоленского и 7000 Московского ополчений), а всего 120000, из которых опытных солдат было не более 90000.
Общая численность войск Наполеона составляла до 130000 при 587 орудиях; в составе этой армии были: французы, итальянцы, испанцы, португальцы, поляки, австрийцы, пруссаки, голландцы, вестфальцы, саксонцы, виртембергцы и баварцы.
Шевардинский бой 24 августа.
В 2 верстах впереди от главной позиции, на высоте между деревнями Шевардино и Дорониной, был построен редут. 24-го августа эта позиция была занята ІІ-армией (16 батальонов, 38 эскадронов) под начальством генерал-лейтенанта князя Горчакова.
Французская армия подходила к Бородину в таком порядке:
- в правой колонне, по старой Смоленской дороге, шел 5-й польский корпус Понятовского;
- Мюрат, с 4-мя кавалерийскими корпусами, составлял авангард средней колонны, которая следовала по новой Смоленской дороге и состояла из корпусов: 1-го Даву, 3-го Нея, 8-го Жюно, старой и молодой гвардии и резервной артиллерии.
- левая колонна состояла из 4-го корпуса итальянского вице-короля Евгения и следовала проселком к Бородину.
Как только французы, преследуя наш отступавший арьергард Коновницына, приблизились у деревни Валуевой к р. Колочь, наши егеря, рассыпанные по ее правому берегу, открыли сильный огонь. Наполеон приказал кавалерийским корпусам Нансути и Монбреня и 3-м пехотным дивизиям Даву переправиться на правый берег Колочи и атаковать Шевардинский редут, а корпусу Понятовского содействовать этой атаке (всего около 35000 человек). В 14.00 французы двинулись к Шевардину, около 15.00 начались атаки, а к 20.00 часам вечера редут был захвачен французами.
В это время на поле сражения прибыл Багратион с 2-й гренадерской дивизией и 2-й сводной гренадерской дивизией графа Воронцова; он перешел в наступление, завязал бой с переменным успехом до 11 часов вечера, и затем отступил на главную позицию, где расположился следующим образом:
- 2-я сводная гренадерская дивизия графа Воронцова заняла Багратионовы флеши;
- за ней стала 27-я пехотная дивизия Неверовского,
- позади, в частном резерве II-й армии, 2-я гренадерская и 2-я кирасирская дивизии.
Французская армия расположилась для ночлега так: войска, дравшиеся у Шевардина - на правом берегу р. Колочи, другие вдоль ее левого берега, имея гвардию у д. Валуевой.
Итогом Шевардинского боя было усиление 25-го августа нашего левого фланга 3-м пехотным корпусом, который был переведен из общего резерва к деревне Утицы; для связи между ним и войсками князя Багратиона между Утицею и Семеновской было в лесу расположено 4 егерских полка князя Шаховского.
25-е августа обе стороны провели в приготовлениях к бою. Наполеон с вершины напротив Бородина на новой Смоленской дороге осмотрел поле сражения и приказал построить три батареи: одну против Бородина и две у Шевардина.
Опасаясь, чтобы наша армия (подобно тому, как под Смоленском) снова не уклонилась от боя, а по свидетельству других - полагая лес на нашем левом фланге непроходимым для значительных масс, Наполеон отказался от маневрирования на нашем левом фланге и остановился на фронтальной атаке нашей позиции.
С этою целью он предполагал вести две главные атаки: одну войсками вице-короля - на батарею Раевского, а другую войсками Даву, Нея и Жюно -на Багратионовы флеши. Перед атаками была спланирована подготовка: демонстративная атака незначительного числа войск 4-го корпуса против нашего правого фланга и вспомогательная атака корпуса Понятовского по направлению старой Смоленской дороги. Поравнявшись с флешами, Понятовский должен был атаковать их с фланга.
3 французских кавалерийских корпуса (Нансути, Латур-Мобура и Монбреня) должны были следовать за войсками Нея и Даву, а кавалерийский корпус Груши — за войсками вице-короля. Гвардия оставлена в резерве.
Передвижения войск начались еще 25-го, причем для перехода через р. Колочу построены были 3 моста. Где были эти мосты, в точности неизвестно: Богданович показывает 3 моста у так называемого Алексинского брода, а граф Толь — 4 моста у д. Валуевой.
К 3 часам утра 26-го все французские корпуса заняли исходные положения для атаки. Главная квартира перенесена была к Шевардинскому редуту.
Князь Кутузов посвятил 25-е августа на духовную подготовку войск к предстоявшей битве. Он велел пронести вдоль линий войск чудотворную икону Божьей Матери, сопровождавшую наши войска со дня их выступления из Смоленска; сам объезжал войска и говорил с солдатами, вселяя в них готовность пожертвовать собою для защиты Москвы и России. Ночевал в д. Татариновой.
26-го августа, около 6-и часов утра неприятель открыл огонь из 102 орудий, расположенных частью в построенных против флешей батареях, а частью — между ними, и в то же время поведены были две атаки: одна — на Багратионовы флеши, а другая — на Бородино.
1-я атака на Багратионовы флеши была проведена войсками Даву (дивизиями Дёссе и Компана) на южную флешь вдоль кустов. Она была отбита гренадерами Воронцова, поддержанными войсками Неверовского. Под Даву былаубита лошадь, а сам он контужен. Компан и Дессе ранены.
Атака на Бородино, занятое лейб - гвардии Егерским полком, проведенная войсками итальянского вице-короля (дивизии Дельзона) с севера, была удачна для французов. Под прикрытием густого тумана, они с трех сторон атаковали Бородино и после непродолжительного (25 минут), но весьма упорного (лейб-гвардии Егерский полк потерял 30 офицеров и половину наличного числа людей) боя овладели им.
Дальнейшее наступление здесь французов было остановлено, при отступлении, гвардейский экипаж успел уничтожить мост через р. Колочу. В связи с этим, и потому, что берега Колочи были здесь очень круты, вице-король, оставив у Бородино дивизию Дельзона с баварской кавалерией и у д. Беззубова легкую кавалерийскую дивизию Орнано, с остальными войсками перешел на правый берег Колочи для атаки батареи Раевского.
Дальнейшие атаки на Багратионовы флеши.
После первой неудавшейся атаки на Багратионовы флеши французы готовились атаковать их вторично. Для этого они усилили огонь артиллерии и подкрепили войска Даву войсками Нея (развернувшимися левее Даву).
Таким образом, группировка французов состояла из 40000 человек и 120 орудий, которые были готовы обрушиться на флеши. При виде массы неприятельских сил, князь Багратион принял меры к возможному усилению войск на атакованном пункте. Он приблизил 2-ю гренадерскую и 2-ю кирасирскую дивизии и расположил их непосредственно за флешами, приказал Раевскому всю его 2-ю линию (8 батальонов) направить влево, на Семеновские высоты; послал приказание командиру 3-го пехотного корпуса, Тучкову отрядить туда же 3-ю пехотную дивизию Коновницына и обратился с просьбою к Барклаю о подкреплении левого крыла.
Барклай приказал перевести 2-й пехотный корпус с правого фланга на левый и направил на Семеновские высоты: лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки, 1-ю сводную гренадерскую дивизию, кирасирские полки Его и Ее Величества, Астраханский полк и 3 артиллерийских роты. Но подкрепления эти не могли прибыть ранее 1,5—2 часов, а до тех пор предстояло отбиваться от значительно превосходящих сил французов. Однако несмотря на неравенство сил, и на то, что сам Воронцов был ранен штыком, а его сводная гренадерская дивизия буквально уничтожена, все атаки французов на Багратионовы флеши были отбиты.
Тем не менее, в 10 часов, когда пехота Багратиона понесла огромный урон и были ранены старшие начальники (Неверовский, кн. Горчаков), французы овладели всеми флешами.
Во время этих атак главные усилия Нея направлялись на северную флешь, а Даву — на южную; средняя же флешь служила опорой для русских контратак.
В эту минуту подошла дивизия Коновницына, и флеши снова остались за нами. Тогда Наполеон ввел в бой корпус Жюно, который направился в лес между Багратионовыми флешами и старою Смоленскою дорогой и завязал бой с егерями кн. Шаховского; также направил Даву дивизию Фриана.
После прибытия подкреплений к французам и ранения князя Багратиона (командование войсками II-й армии поручено было Кутузовым генералу Дохтурову) — все это вместе было причиной того, что, после отчаянного сопротивления, нам пришлось в 11.30 утра окончательно уступить флеши французам и отвести войска левого фланга на 2-ю позицию, за овраг у деревни Семеновской.
Атака на д. Семеновскую.
Попытка Нея при содействии дивизии Фриана овладеть Семеновской была отбита 2-й гренадерской дивизией. Местность в верховьях оврага была доступна для многочисленной кавалерии, которою располагали Ней и Мюрат. Они решили воспользоваться моментом, чтобы сломить сопротивление наших войск, защищавших Семеновский овраг.
Нансути приказано было идти в атаку правее деревни Семеновской, а Латур-Мобуру—левее. Для подготовки этих атак вся артиллерия была выдвинута к краю оврага. Кавалерия Нансути перенеслась через овраг и бросилась на левый фланг наших войск, но лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки встретили кавалерию, построившись в каре, огнем с самого близкого расстояния отбили все атаки Нансути.
Латур-Мобур, перейдя через болотистый овраг ниже Семеновской, опрокинул остатки 2-й гренадерской дивизии и вышел в тыл линии измайловских и литовских каре, но, в свою очередь, был опрокинут нашей кавалерией (кирасиры Его и Ее Величества и Астраханские, Ахтырские гусары).
Во время этого боя неприятель овладел д. Семеновской и выставил на правом берегу оврага артиллерию, причинившую сильный урон войскам нашего центра. В виду этого, сильно потрепанные русские войска вынуждены были отойти на 3-ю позицию, на которой и удержались до конца боя.
После этого главные усилия французов обратились на батарею Раевского.
Атака батареи Раевского.
После перехода через р. Колочу, в 10-м часу утра, итальянский вице-король начал атаку на центральную батарею. У Раевского, после отправки 8-ми батальонов в помощь Багратиону, оставалось только 8 батальонов, из которых 4, под начальством Паскевича, расположились правее батареи, а 4, под начальством Васильчикова - левее; 3 егерских полка, кроме того, стояли в овраге впереди батареи. Оттеснив наших егерей, вице-король атаковал батарею с трех сторон: слева, в обход между р. Колочей и батареей, направилась дивизия Брусье, с фронта - дивизия Морана, а справа, в обход, двинута была кавалерия Монбреня. Дивизия Жерара оставалась в резерве.
Атака была отбита, но вслед затем в 11 - м часу вице-король возобновил ее дивизией Морана, при чем бригада Бонами ворвалась в укрепление. Необходимо было, во что бы ни стало, вернуть этот столь важный пункт.
Полковник Толь выехал к войскам 2-го корпуса, передвигавшегося в это время с правого фланга на левый, и привел 4-ю пехотную дивизию принца Евгения Виртембергского; но, благодаря генералу Ермолову, начальнику штаба 1-й армии, случайно находившемуся здесь в эту минуту, батарея была уже нами взята обратно.
Видя этот важный пункт в руках неприятеля, Ермолов направил туда первые попавшиеся ему войска, пристроил к ним отступавшие с батареи войска Раевского и, по собственному его выражению, «толпою в образе колонны», бросился на батарею, вытеснил оттуда французов и захватил в плен израненного штыками генерала Бонами. При этом Ермолов был ранен.
В эту время, около 12-ти часов дня, прибыл Барклай и сменил войска Раевского дивизией Лихачева (24-й, 6-го корпуса). В 1-м часу со стороны французов делались приготовления для новой атаки батареи Раевского.
Генерал Сорбье усилил артиллерию у дер. Семеновской 85-ю орудиями из резерва. Наполеон уже готовил последний решительный удар, как вдруг пришлось его приостановить на 2 часа. Причиною тому было смятение во французских обозах на левом берегу Колочи (на пути отступления французов), вызванное внезапным появлением казаков Платова.
Действия Платова и Уварова.
В начале сражения, около 9-и часов утра, когда первые атаки французов были отражены на всех пунктах, решено было перевести казаков Платова и 1-й кавалерийский корпус Уварова (2500 конных и 12 орудий) на левый берег Колочи для отвлечения внимания французов к стороне их левого фланга. Около 12.00 Уваров и Платов, перейдя р. Колочу в брод у д. Малое, достигли р. Войны. Уваров опрокинул кавалерийскую дивизию Орнано, отошедшую у Беззубова за р. Войну под прикрытием 84-го линейного полка, построенного в каре впереди плотины.
Заняв прочно Бородино, вице-король, поспешно прибывший на левый фланг, приказал перевести остальные войска на правый берег р. Войны. Уваров не мог с одною кавалерией, хотя и располагавшею 12-ю конными орудиями, ни атаковать пехоту, занимавшую село Бородино, ни прорваться через плотину у Беззубова, в виду значительных неприятельских сил, стоявших на правой сторон р. Войны.
Платов же, между тем, нашел брод через р. Войну выше Беззубова и перевел через нее казаков, которые рассыпались между неприятельскими колоннами и зашли им в тыл. Это внезапное появление наших казаков в тылу левого фланга французов и было причиною суматохи на их пути отступления. Для разъяснения положения дела вице-король и сам Наполеон поскакали за р. Колочу, на большую дорогу.
Овладение батареей Раевского.
Приостановка атаки на 2 часа дала возможность Барклаю усилить батарею Раевского: за дивизией Лихачева, позади центральной батареи, стал 4-й пехотный корпус; за ним полки Преображенский и Семеновский, а за ними — кавалерия (2-й и 3-й корпуса и полки Кавалергардский и Конный).
Наполеон, успокоясь за свое левое крыло, в 2 часа пополудни приказал возобновить атаку на батарею Раевского. С фронта должны были направиться на нее 3 дивизии корпуса вице-короля, поддержанные слева кавалерией Груши, а справа—кавалерией Монбреня. После упорного боя, в 3 часа пополудни, вице-король, наконец, овладел центральною батареей, несмотря на отчаянное сопротивление Лихачева. Израненный штыками Лихачев при этом взят был в плен.
Для преследования отступавших наших войск французы выдвинули значительные массы кавалерии.
С нашей стороны было сделано то же. Таким образом, завязался встречный кавалерийский бой, под прикрытием которого вице-король занял батарею и пространство по ее сторонам, а наши войска, отойдя за овраг, расположились за ним в 400 саженях от неприятеля, примыкая правым флангом к д. Горки. Все события происходили непосредственно на глазах Кутузова, находившегося во все время боя на высоте в д. Горки.
Бой на левом фланге.
Хотя польский корпус Понятовского и начал движение ранее других (в 5 часов утра), но, вынужденный идти по пересеченной местности, завязал бой лишь около 8-и часов. Он завладел д. Утицею и тут остановился, хотя имел против себя лишь слабые силы (1-ю гренадерскую дивизию 3-го пехотного корпуса).
Но в 10.30 утра, когда Жюно начал теснить в лесу егерей кн. Шаховского, Понятовский атаковал и взял высоту позади Утицы (2-ю позицию Тучкова, оттеснив наши войска на незначительное расстояние).
В таком положении дел оставалось до 12-ти часов дня, т.е. до прибытия на левый наш фланг 17-й пехотной дивизии Олсуфьева, (2-го пехотного корпуса), когда Багговут одну ее бригаду (полки Брестский и Рязанский) направил в лес, против Жюно, а другую двинул на подкрепление Тучкова, который, пользуясь этим, перешел в наступление и взял высоту обратно, причем он был смертельно ранен, а командование над левым флангом принял Багговут.
Несмотря на успешные действия, войска нашего крайнего левого фланга, из опасения быть отрезанными от прочих (в лесу бой между Жюно и егерями кн. Шаховского еще продолжался), тоже отошли на 1 версту по старой Смоленской дороге.
Таким образом, к 6 часам вечера мы занимали линию в 0,5-1 версты от прежнего нашего расположения, уступив неприятелю Багратионовы флеши и батарею Раевского.
Потери с каждой из сторон доходили до 40000 человек. Перевязочный пункт русской армии был возле с. Михайловского, а обозы за Можайском.
Ночью 26-го августа Наполеон отступил на туже позицию, которую занимал накануне. Кутузов предполагал 27-го атаковать неприятеля, но получив точные сведения о наших потерях, в особенности о сильной убыли во II-й армии (из 34000 она лишилась 20000), приказал отступать.