На границе Европы и Азии
Опубликовал: harlov, 17-10-2016, 21:11, Памятники путешественника, 872, 0
Единственный памятник XIX века на территории Гороблагодатского округа, который почти в первозданном виде дожил до наших дней, поставлен в 1868 году. Его появлению предшествовало путешествие по державе великого князя Владимира Александровича из царствующего дома Романовых.
В депеше горного департамента Главному начальнику уральских горных заводов сообщалось, что «Его императорское Высочество, великий князь Владимир Александрович с Высочайшего соизволения, предпринимая нынешним летом путешествие по России и Сибири, предполагают осмотреть, между прочим, лежащие на пути Его Высочества горные заводы. ...При сем Горный Департамент долгом считает присовокупить, что великий князь желает, как уведомляет генерал-адъютант граф Перовский, чтобы никаких встреч Его Высочеству делаемо не было».
Маршрут великого князя начинался в Симбирске, далее были Самара, Оренбург, Илецкая защита, Преображенский завод, Темасово, Магнитная станица, Верхнеуральск, Златоуст, Троицк, Екатеринбург, Тагил, Кушва, Серебрянка, Кыновский завод, Кунгур, Пермь, пароходом в Усолье, оттуда в Луньевские Копи и обратно в Пермь.
2 августа 1868 года в 9 часов пополудни Владимир Александрович прибыл в Кушву. Здесь ночевал, а другой день начал с осмотра Кушвинского завода и работ на горе Благодать. Великому князю показали аппарат Лангена и топку паровых котлов доменными газами. На Благодати — коллекцию руд, разрезы работ и модель горы, собранные в особом павильоне. Они наглядным образом давали понятие как о самом месторождении, так и о размерах и характере работ.
Экскурсия в музей пришлась кстати, так как густой туман препятствовал августейшему посетителю увидеть гору в натуре. В 11 часов утра 3 августа великий князь отбыл по малому тракту через Серебрянский завод в Кунгур. По пути была сделана полуторачасовая остановка на вершине Урала.
По счастливому совпадению или доброму умыслу, но бивуак разбили неподалеку границы Европы и Азии. Теперь можно только гадать, что подвигнуло золотопромышленников Северного Урала заказать и заплатить за памятный знак, который они установили на месте той великокняжеской стоянки: чугунную башенку-часовню, собранную из литых деталей.
Проект знака разработал В. Архипов, а воплотил в металле литейщик К. Романов на Нижнебаранчинском заводе. Купола поначалу были позолочены, на шпиле центрального купола был укреплен литой двуглавый орел. Рядом с памятником первые годы стояла сторожка — приют богомольцев, ходивших по этому тракту из Кунгура в Верхотурье на поклонение нетленным мощам Праведного Симеона Верхотурского.
Сегодня и следов от сторожки не осталось, и памятник несколько раз разрушали вандалы, но побывавший здесь в 1996 году знаменитый польский путешественник Яцек Палкевич все равно назвал этот знак самым красивым среди обелисков «Европа — Азия».