Топ-100

Гражданская война в Ялуторовске

Опубликовал: zampolit, 14-09-2016, 19:12, Путешествие в историю, 4 370, 0

Империалисты Антанты и внутренняя контрреволюция, видя, что власть Советов победила во всей России, открыто объединились для похода против Советской России. В конце мая 1918 года вспыхнул мятеж чехословацкого корпуса и белогвардейцев на Урале, в Поволжье, Сибири.

Белые наступали на Ялуторовск от Омска. Их наступление сдерживали несколько красногвардейских отрадой и бронепоезд. Также белогвардейские части наступали с юга, со стороны Кургана. В этой обстановке Совдеп и парторганизации создали военно-оперативный штаб во главе с Ф.А. Масленниковым. Красногвардейский отряд был приведен в полную боевую готовность. В помощь ишимцам направили отряд под командованием Л.И. Меховых, для обороны села Памятного — отряд Семенова, для разведки на Курган ушел отряд Возняка. Вдоль Тобола срочно сооружалась линия обороны, на рытье окопов у села Памятного было мобилизовано местное население.

Контрреволюция усиливала наступление на город, с юга, стремясь отрезать Ялуторовск от Тюмени, с востока ему угрожали 2500 белогвардейцев, а противостояло врагам Советской власти около тысячи красногвардейцев, не имевших артиллерии. Поэтому Тюменский штаб красных приказал оставить Ялуторовск, чтобы собрать разрозненные отряды для защиты Тюмени и Екатеринбурга.

Ялуторовскому отряду (300 штыков) во главе с Масленниковым было предписано оборонять станцию Богандинка, через которую белые хотели выйти к Тюмени. Несмотря на превосходящие силы противника, вооруженного тяжелой артиллерией, отряд в течение 10 дней (с 27 июня по 6 июля) сдерживал натиск противника и только по приказу командования оставил Богандинку. Погрузившись в вагоны на станции Винзили, ялуторовские красные бойцы отправились в Камышлов. В дальнейшем ялуторовцы вместе с Ишимским отрядом Д.В. Шаронова воевали в составе Первого Сибирского стрелкового полка.

В Ялуторовске белогвардейцы восстановили старые порядки: была воссоздана городская дума и управа во главе с Бошинским, уездным комиссаром снова стал Колунин, наводить «порядок» прибыли прежние полицейские урядники Силин и Никитин. «Омское правительство» Колчака, «гарантируя священное право частной собственности», вернуло владельцам земли и предприятия. Колчаковская следственная комиссия, созданная в Ялуторовске, начала «рассмотрение дел лиц, предшествующая деятельность которых будет признана явно угрожающей государственному строю...».

Городская тюрьма заполнялась рабочими и крестьянскими депутатами со всего уезда. Без суда и следствия начались казни. Белые расправлялись со всеми, кто даже просто сочувствовал Советам. А первыми жертвами пали комиссар по делам печати Вороненко, член Совдепа Демушкин, петроградский рабочий коммунист Дмитриев. Десять венгров военнопленных, отказавшихся служить Колчаку, были расстреляны. Отряд каппелевцев («батальон смерти») устроил в тюремном подвале камеру пыток, где погибли десятки людей.

Для организации подпольной работы из Перми вернулись С.П. Гроховский и П.И. Туранский. Но их выдал провокатор, и они были расстреляны карателями.

Чем труднее было положение белых на фронтах, тем разнузданней становился террор колчаковцев. В августе 1919 года они вывели две колонны арестованных из тюрьмы и расстреляли их за Тоболом. Раненых добивали шашками, закалывали штыками. Здесь погибли члены Совдепа Ф.И. Неговский, Я.А. Ушаков, А.С. Губин (военный уездный комиссар), братья Бурдаковы. Более ста человек полили своей кровью землю.

В это время в Ялуторовске скопилось свыше пяти тысяч колчаковцев. Они заняли все здания, многие частные квартиры. Чтобы содержать белогвардейцев, городская управа установила новые налоги, принялась взыскивать и старые — еще царские — недоимки. Шел грабеж. Ввели сборы даже за пользование колодцами и прорубями на реке. Когда Колчак переименовал один из своих полков в 28-й Ялуторовский стрелковый полк, то городская дума ассигновала своему «крестнику» пять тысяч рублей. А учителя не получали зарплаты, средств на содержание больницы не отпускалось вовсе.

Испытав на себе все «прелести» колчаковского режима, который оказался даже хуже царского, крестьянство все больше проявляло недовольство. В окрестностях Ялуторовска появились партизанские отряды, которые нападали на мелкие колчаковские части, на обозы с продовольствием и боеприпасами.

Уже весной 1919 года колчаковцам стало известно о существовании в городе подпольной организации, связанной с партизанами. Сохранилась жалоба начальника уездной полиции губернским властям на трудности в борьбе с большевиками и партизанами, просьба о присылке помощи. Партизанское движение в Сибири росло, а армия Колчака разлагалась. Усилилось дезертирство. Из Ялуторовска в Салматовскую волость был направлен отряд в 25 человек — ловить дезертиров. Отряд задержал двоих, но по дороге в город задержанные сагитировали конвой, и в партизаны пришло 27 человек.

Весной 1919 года Красная Армия перешла в наступление на Восточном фронте, освобождая один город за другим. 8 августа была освобождена Тюмень. А 17 августа 1-й Путиловский кавалерийский полк под командованием Е.П. Бабкина и два батальона 153-го стрелкового полка «Красных орлов» освободили от белых Ялуторовск. Ялуторовск снова стал Советским.

Освободив город, и не дав противнику полностью разрушить железнодорожный мост через Тобол, Красная Армия погнала Колчака дальше на восток.

18 августа 1919 года в городе был образован Революционный комитет — орган власти рабочих, крестьян и солдат. Здание, в котором он размещался, до сих пор стоит на углу улиц имени Ленина и Шаурова. Ревком состоял вначале из трех военнослужащих — Королева, Вяткина и Мингалева. Через неделю политотдел III армии утвердил постоянный ревком. Председателем его был назначен член партии с 1913 года Иван Яковлевич Кузьмин, военком 258-го полка; членом ревкома и председателем городского совета народного хозяйства стал Федор Александрович Масленников, член партии с 1919 года, бывший командир инженерного батальона 29-й стрелковой дивизии; заведующим отделом управления — Иван Алексеевич Фарафонов, председатель дивизионного суда, член партии с 1917 года. Кроме того, для работы в ревкоме было выделено еще несколько человек.

Во всех 44 волостях уезда были созданы волостные и сельские ревкомы, началась подготовка к выборам в волостные Советы.

16—18 сентября 1919 года в Ялуторовске состоялся съезд председателей ревкомов. Он обратился с призывом ко всему народу добровольно вступать в Красную Армию.

Вопрос о добровольцах возник не случайно. К этому времени, получив солидную помощь Антанты и собрав все резервы в районе Ишима, Колчак прорвал фронт III армии и вышел южнее Ялуторовска. Городу вновь угрожала опасность. Белых удалось задержать в районе Заводоуковска вдоль линии железной дороги. Обстановка осложнилась. Съезд потребовал от ревкомов немедленно провести мобилизацию дли пополнения рядов Красной Армии.

Весть об отступлении Красной Армии к Тоболу сильно взволновала население. В городской ревком стали приходить местные жители и приезжать из волостей с просьбой взять их в Красную Армию «для воины с колчаками».

«Волости являются на сборный пункт с красными знаменами. Тысячные партии объявляют себя годными к службе. Проходят митинги, многие мобилизованные приезжают на своих лошадях и тут же их сдают в армию», — докладывал уездный ревком в своей телеграмме Тюменскому губревкому.

К 13 октября мобилизационной комиссией ревкома было принято в армию около семи тысяч человек. Крестьяне сдали в армию 806 лошадей, кроме того, ежедневно выделяли по полторы-две тысячи подвод на вывозку военных грузов. На рытье окопов каждый день отправлялось добровольно до трех тысяч человек.

В августе — октябре на территории уезда шли ожесточенные бои с превосходящими силами белых. В связи с угрозой сдачи города уездный ревком 21 сентября эвакуировался в село Шатрово. Колчак рвался к Тюмени и Екатеринбургу. И снова на пути белых встал Ялуторовск.

Части Красной Армии задержали продвижение колчаковцев в районе Ялуторовска, что позволило 3 -й армии пополнить свои ряды и перейти в решительное наступление на всей территории междуречья Тобол — Ишим. После двухдневных ожесточенных боев части 29-й стрелковой дивизии заняли Ишим. С двадцатых чисел августа по ноябрь враг потерял около 20 тысяч человек и уже не мог оправиться после этого удара.

4 октября 1919 года в Шатрово на собрании большевиков и сочувствующих было образовано Ялуторовское организационное бюро РКП (б). В него вошли все члены ревкома. К 20 октября в волостях было организовано 4 ячейки сочувствующих партии большевиков. Оргбюро обратилось к населению уезда: «...в каждой деревне, селе и местечке должна создаваться партийная группа Российской Коммунистической партии и сочувствующих!»

Когда угроза захвата Ялуторовска белыми миновала, учреждения, эвакуированные в Шатрово, вернулись в город и приступили к восстановлению народного хозяйства. Были отремонтированы четыре мельницы, овчинно-шубные заводы и некоторые другие предприятия.

После торжественного празднования второй годовщины Октября состоялось собрание большевиков и сочувствующих. На этом партийном собрании был избран Ялуторовский комитет партии, который принял на себя функции уездного комитета РКП(б) .

Партийная работа в городе и уезде значительно оживилась. Для более широкого ознакомления народа с целями и задачами РКП(б) уком выпустил несколько тысяч листовок «Кто такие коммунисты- большевики? За что они борются?». В листовках просто и доходчиво рассказывалось о неотделимости интересов партии и народа. Они звали наиболее сознательных товарищей вступать в ряды РКП(б). Почти еженедельными стали общегородские партийные открытые собрания как одна из форм политико- воспитательной работы большевиков с населением. Собрания проходили бурно, интересно и нередко затягивались до глубокой ночи.

В начале января 1920 года в Ялуторовске прошло совещание руководителей ячеек членов РКП и сочувствующих. На нем городской комитет еще раз разъяснил и разграничил функции Советов и партячеек и решил вопрос о созыве конференции.

28 января 1920 года из всех волостей уезда спешили в Ялуторовск делегаты от 59 ячеек, в которых уже насчитывалось 617 членов партии и сочувствующих. 49 делегатов с правом решающего голоса и 10 с правом совещательного собрались на свою первую уездную партийную конференцию. Участники конференция заслушали отчетные доклады укома РКП(б), обсудили положение в стране и уезде, решили провести Неделю фронта, вынесли конкретные решения по всем вопросам.

Одобрив работу городского комитета и ревкома, конференция избрала первый Ялуторовский уездный комитет партии. Председателем укома был избран В.А. Масленников, его заместителем — И.А. Михаилов. Уездная партийная организация повела еще более энергичную борьбу за восстановление народного хозяйства.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +14
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.