Троицкий собор Тюмени - единство украинского и русского

Опубликовал: zampolit, 29-02-2016, 21:57, Путешествие в историю, 697, 0
Троицкий собор Тюмени - единство украинского и русского

Преображенский (Троицкий) собор – первый из каменных храмов Тюменского мужского монастыря. Его строительство велось с 1708 года под руководством каменных дел мастера Матвея Максимова и при непосредственном участии самого Лещинского – Митрополита Тобольского и Сибирского. На его сооружение указом Петра I было отпущено кровельное железо и одна тысяча рублей из тобольских доходов.

Уже в процессе завершения храма к его основному объему с северной стороны пристроено двухэтажное здание приделов, оконченное в 1717 году. По замыслу основателя собор должен был иметь пять престолов: главный – Троицкий, в нижнем приделе – Успения Богородицы Печерской, третий, наверху – Преображенский, четвертый и пятый – на хорах, в честь великомучеников Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского.

Освящение Троицкой церкви состоялось 3 июня 1715 года. Основной объем собора имеет в плане размеры 22х18,5. Высота вместе с крестом – 43,2 метра. Иконы в Троицком соборе по заказу Филофея были написаны Киево-Печерскими иконописцами в 1710-1720 годах (не сохранились).

В последствии в названии и расположении престолов произошли изменения, но центральная часть – Троицкая церковь – осталась такой, какой ее задумал Филофей.

По своему облику собор напоминает украинские церкви, и это не случайно. Филофей Лещинский, будучи родом из Малороссии, много сделал для закрепления и развития украинской традиции в Сибири, и в частности в Тюмени. При этом украинскую традицию он видел в единстве с русской. В частности, храмы, которые он строил, были призваны своим внешним и внутренним обликом олицетворять это единство. Сам Филофей Лещинский согласно завещанию был захоронен возле западного входа в Троицкий собор.

В 1850-х годах после ремонта собора его стены украсились живописью, которая частично сохранилась до наших дней. К этой монументальной работе был привлечен художник Винокуров – профессиональный художник, прошедший курс в Петербургской академии художеств. Росписи интерьера представляют редкий в регионе сохранившийся образец русской монументальной живописи исторического (библейского) жанра XIX века, созданной в характерной академической манере.

Живописные работы по оформлению интерьера продолжались и в 1860-1861 годах старанием купца С.М. Трусова, который привлекал екатеринбургского инженера – технолога П.С. Голышева. Позднее, в 1880-е годы появились росписи и в киотах экстерьера. В конце XIX века перед западным фасадом, над могилой Филофея Лещинского, была устроена деревянная паперть.

В композиции величественного собора сказалась древняя традиция кубического четырехстолпного пятиглавого храма. Однако необычная грушевидная форма Глав и их расстановка по странам света ( а не по углам четверика) воспроизводят типично украинские барочные венчания, что составляет главную особенность внешнего облика собора.

Характерная выделенность по оси восток-запад трехглавия также имеет источником украинские прототипы.

Восточная и западная главы поставлены на световые барабаны, открывающиеся в пространство хоров и пространство алтаря. Центральная глава с глухим деревянным барабаном покоится на четырехлотковым сомкнутом своде храма. Благодаря укрупненному масштабу завершения, его статичной пирамидальности, наконец, самой форме куполов – более строгой по силуэту в сравнении с живописными украинскими верхами, оно очень точно отвечает образному монументальному строю собора.

В традициях древнерусской архитектуры объем собора подчеркнуто монолитен и тяжел. На статичность куба влияет и отсутствие членений, свойственных структуре четырехстолпного храма. Куб тюменского собора фиксирован угловыми пилястрами с крупными бочкообразными утолщениями в нижней части и «отсечен» карнизом от пространственной зоны глав, создавая тем самым впечатление неподвижности объема.
Троицкий собор Тюмени - единство украинского и русского

Древнерусскими и барочными чертами отмечен декор фасадов. Фигурные наличники по старой традиции на каждой стене имеют различный рисунок. На западном и южном фасадах преобладает мотив полуколонок с полуциркульным (в первом ярусе) и трехлопастным (во втором ярусе) очельем. На апсиде колонки с перехватами чередуются с колонками, набранными из «кубышек», а очелье приобретает сложную многолопастную форму. Однако порталы храма решены не в характерной для древнерусских церквей романской «уступчатой» манере, а в виде полуколонн и стилизованного архитрава.

Сдержанному облику южного и западного фасадов, обращенных в сторону парадного двора, противостоят необычайно живописные фасады северного придела. Роскошный декор их выполнен с большим мастерством. Особенно нарядны наличники второго этажа, в которых применены сложные «пламенеющие» очелья, отличающиеся сочным пластичным рельефом, обогащенным игрой свет и тени. По своей форме эти наличники аналогичны наличникам Спасской церкви в Тобольске, строившейся по инициативе Лещинского одновременно с Троицким собором.

Высокое двусветное пространство собора расчленено массивными крестчатыми столпами. Арки, соединяющие столпы со стенами и между собой, образуют проемы, связывающие пространство храма с пространствами алтаря, хоров и притвора. Второй этаж придела зимней церкви открывается в пространство храма двумя арочными проемами. Лестница на второй этаж устроена в тоще северной стены.

В интерьере собора сохранились крупные фрагменты живописи середины XIX века, выполненные большей частью в академической манере. Картины на темы Ветхого и Нового заветов, образы святых помещаются на стенах и столпах. За основу сюжетных росписей, очевидно, взяты гравюры с картин русских мастеров исторического жанра первой половины XIX века, что было обычной практикой при создании храмовых росписей бригадами провинциальных художников. Особенно интересны однофигурные композиции. Некоторые образы, например, святого князя Владимира напоминают манеру «народного барокко» XVIII века, отличаясь сочными декоративными пятнами, светотеневой лепкой и смелыми жестами. Другие близки каноническому письму в парсунной традиции. Такое сочетание стилей и манер свидетельствует о работе нескольких мастеров и об ориентации на разные образы.

За свою историю Троицкий собор подвергался неоднократным ремонтам. Однако самые значительные перемены в его облике произошли в 2005 году, когда старые потемневшие от времени железные купольные покрытия были заменены на имитирующий позолоту современный материал – нитрититан. Появление в композиции строгого монастырского храма крупных золоченных форм с ломкими размытыми границами силуэта негативно отразились на суровом монументальном строе памятника.

За алтарем Троицкого собора находилось кладбище для братии монастыря и благотворителей обители.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (71)
Апрель 2018 (85)
Март 2018 (139)
Февраль 2018 (59)
Январь 2018 (117)
Календарь
«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.