Казанский собор нас встречает в Чите

Опубликовал: lomsecret, 24-02-2016, 23:00, Маршруты путешествий, 1 324, 0
Казанский собор нас встречает в Чите

Каждого нового приезжего в столицу Забайкальского края – Читу, на площади перед железнодорожным вокзалом встречает красивейший кафедральный Казанский собор - самый большой храм в Сибири и на Дальнем Востоке.

Его центральный алтарь посвящен Казанской иконе Божьей Матери, с которой русское ополчение изгнало иноземцев из страны в 1613 году. Высота колокольни до креста составляет 6 м, высота главного купола до креста - 47 м, вес главного купола – 26 тонн. Главный колокол из 15 находящихся на колокольне весит 10 т и является самым тяжелым на территории от Урала до Тихого океана. Первая Божественная литургия в стенах еще недостроенного храма состоялась в день чествования Казанской иконы Божией Матери 21 июля 2002 года. Главный престол собора освящен 26 сентября 2004 году.

На центральной площади города Читы уже стоял кафедральный собор, освященный в честь святого благоверного князя Александра Невского, уничтоженный в 1936 году.

В сентябре 2001 года глава Администрации г. Чита А.Д. Михалев подписал постановление о проектировании и строительстве храма на месте стадиона «Труд», находящегося в непосредственной близости от остановок городского транспорта, пригородных автобусов и железнодорожного вокзала.

6 декабря 2000 года Указом епископа Читинского и Забайкальского Евстафия был учрежден Православный благотворительный фонд святого благоверного князя Александра Невского. Главная цель – сбор средств и организация сопутствующих мероприятий для строительства кафедрального собора. 21 декабря того же года Указом Владыки был создан Попечительский совет и правление Фонда.

6 декабря 2001 года, в день памяти святого благоверного князя, епископом Читинским и Забайкальским Евстафием заложен и освящен Первый камень кафедрального собора во имя Казанской иконы Божией Матери, всегда особо покровительствовавшей восточным рубежам России. Строительные работы взялся осуществлять СМП – 621, возглавляемый Зыковым В.П., куратором строительства стал Власов А.А. Строительство велось под личным контролем начальника Забайкальской железной дороги Сехина В.Ф. Проектные работы исполнял «Читагражданпроект» - директор Викулов Ю.Е., главный архитектор проекта Кулеш В.И.

5 марта 2002 года состоялась закладка символического Первого кирпича в основание стен строящегося собора. В течение весны и лета был выложен цокольный этаж. Обозначились контуры здания. К концу 2002 года возвели перекрытия над цокольным этажом и начали кладку стен основного сооружения.

Новый кафедральный собор спланирован как трехпрестольный. Главный придел – в честь Казанской иконы Божией Матери, правый придел – в честь святого благоверного князя Александра Невского, левый придел – в честь Царственный Страстотерпцев: Царя Николая, Царицы Александры, Цесаревича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. Кроме того, под главным алтарем храма, в цокольной части расположится крестильный храм в честь святого равноапостольного князя Владимира.

По своим размерам собор сопоставим с самыми большими храмами России. Из вновь построенных – это второй по размеру храм после храма Христа Спасителя в Москве. Вместимость собора составляет 2,5 тысячи человек. Высота колокольни – свыше 60-ти метров, высота главного купола – 47 метров.

Выполнен храм во Владимиро – Суздальском стиле, присущем большинству церковных строений эпохи расцвета Православия в России (XIV – XVI века). Прототипом собора стал недавно построенный Спасо – Преображенский собор в городе Губкин Белгородской епархии. Применив элементы православной архитектуры, имеющие канонические законы и правила, забайкальские зодчие смогли достичь индивидуальности.

Первая Божественная литургия в здании строящегося собора была совершена 21 июня 2002 года в честь чествования Казанской иконы Божией Матери. Кроме того, сложилась добрая традиция проводить здесь, осуществляя духовное участие в возрождении храма, службы в дни великих церковных праздников и дни памяти особо почитаемых в Забайкалье святых. Крестные ходы в память Казанской иконы Божией Матери и в честь святых Читинско – Забайкальская епархия в 2002-2004 годах также начинает молебнами в строящемся храме.

4 февраля 2004 года над кафедральным собором засиял первый купол. 31 марта на колокольню собора подняты три самых больших колокола. Пасха 11 апреля 2004 года к радости горожан была отмечена праздничным звоном всех 15 соборных колоколов.

В праздновании 110–летия со дня основания Забайкальской епархии был освящен строящийся собор. Освящение было произведено 26 сентября. Освящение бывает в жизни храма единожды. В этот день храм получает благодать во всей его полноте. С этого момента в храме могут совершаться все Таинства.

Казанский собор – кафедральный собор Читы, поэтому в центре главного придела против амвона находится помост для епископа. На него архиерей восходит для облачения и во время богослужения. Помост называется архиерейский амвон. Пребывание на нем архиерея символически означает пребывание Сына Божия во плоти среди людей. Отсюда и название кафедральный собор, то есть собор, где в середине храма стоит его кафедра. На этом месте имеет право стоять и совершать службу только епископ. Архиерейская кафедра Казанского собора покрыта ковром, на котором выбита дата основания (1894 г.) и возрождения (1994 г.) Читинско-Забайкальской епархии, а также дата начала богослужений в Казанском соборе (2004).

На западной стене внутреннего центрального помещения собора на балконе расположены хоры – место для певчих и чтецов. Балкон огорожен перилами.

Справа на солее придела св. благоверного князя Александра Невского, находится рака с мощами местночтимого святого преподобного Варлаама Чикойского. Церковь, почитая святых, чествует и оставшиеся на земле их мощи. Тело – это жилище Духа Святого. Почитание мощей, прикосновение к ним являет нам Благодать и исцеление от болезней. Мощи являют нам мощь, могущество, то есть силу святых, к которым мы обращаемся и молитвенно предстоим. Не сами останки, но бессмертный дух святого исцеляет просящего.

На аналоях Казанского собора находятся особо чтимые иконы, например, икона св. Сергия Радонежского с мощами, св. Николая Чудотворца с мощами, св. Симеона Верхотурского с мощами, икона Смоленской Божьей Матери, именуемой Одигитрия (Путеводительница), подаренная городу митрополитом Кириллом в день освящения главного престола и икона св. Иннокентия Иркутского с мощами – покровителя байкальских земель.

В особых киотах из темного орехового дерева стоят иконы: св. равноапостольного князя Владимира, во имя которого освящен нижний придел храма – крестильня, и икона св. царственных мучеников. Князь Владимир изображен с предстоящими св. князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом, своими сыновьями, мученически погибшими от рук Святополка окаянного, а также св. благоверным князем Александром Невским и св. Еленой Сербской, вероятно, покровительницей генерала Владимира Каппеля, памяти которого и посвящена эта икона. В день освящения Казанского собора храм получил в подарок еще две иконы: Святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, Апостола Сибири и Америки и икону Албазинской Божьей Матери.

Собор посвящен Казанской Божьей Матери, которая, как известно, была обретена в Казани и в ХVI веке открыла русским путь на Восток. Это шествие сопровождалось и защищалось Покровом Казанской Божьей Матери – особой ходатаицы перед Богом и покровительницы сибирских земель.

Нижний придел собора – храм-крестильня – посвящен святому князю Владимиру – Крестителю Руси, который явился первым христианским Государем – строителем новой Православной Руси.

Пятикупольный Казанский собор в Чите является традиционным для русского зодчества крестово-купольным храмом с шатровой колокольней. Главный купол символизирует Христа, четыре других – четырех евангелистов, а также Крест, четыре стороны света, то есть всю Вселенную, центр которой Сам Господь. Пять глав посажены на высокие барабаны, которые завершаются шлемовидными куполами, отчего храм имеет богатырский вид. Его предназначение – защита от зла православного человека, его пространство – это поле борьбы добра и зла в душе человеческой. Храм – это Чистилище между адом земным и Раем Небесным, он – соучастник в нашей борьбе со злом за спасение нашей бессмертной души.

Массивные стены собора опоясаны по горизонтали декоративными квадратными углублениями. Этот изящный поясок углубленных рельефов облегчает мощную богатырскую форму собора.

Узкие длинные оконные проемы украшены аркатурно-колончатым поясом. Аркатурный пояс с колонками удлиняет обрамление окон и сужает видимую ширину стен. Стены завершаются закомарами-кокошниками, подчеркивая динамичное движение ввысь.
Центральные лопатки сооруженных стен боковых приделов украшают круглые обрамления резных рельефов. В эти медальоны помещены главные иконы собора. Барабаны и апсида украшены аркатурным пояском.

К храму пристроена шатровая колокольня, которая также венчается шлемовидным куполом. Колокольня поставлена на широкое четырехугольное основание – четверик, который чередуется с восьмериком, украшенным закомарами с кокошниками. Сверху поставлен шестигранник шатровой пирамиды, в которую врезаны четыре окна с наличниками-кокошниками, а завершается шатер барабаном с шлемовидным куполом. Колокольня украшена декоративными нишами. На колокольне установлено 13 колоколов, главный из которых весит 10 тонн. Колокольным звоном начинается церковное богослужение и завершается.
Казанский собор нас встречает в Чите

При входе в собор снаружи устроена паперть, то есть крыльцо-площадка под навесом. Четырехстолпная паперть увенчана шатровой крышей и украшена по карнизу килевидными кокошниками. Аркада из двух одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на пилоны, с трех сторон создают парадный вход. В архитектуре врат к полукруглым аркам паперти прикреплены фигурные детали – гирьки. Эти детали и украшения также характерны для традиционного древнерусского храма.

Иконостас Казанского собора имеет каноническое устроение. Центральный иконостас имеет трое врат. Главные врата называются Царскими, потому что через них Сам Господь Славы проходит в алтарь; левые и правые врата – диаконские. Вход через Царские врата разрешен только священнослужителям, остальные, участвующие в богослужении, проходят через диаконские врата. Царские врата в центральном приделе венчаются короной Российской империи, а в боковых приделах – Крестом.

Адрес: 672000 Забайкальский край, г. Чита ул. Бутина, 6.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Август 2020 (12)
Июль 2020 (39)
Июнь 2020 (32)
Май 2020 (45)
Апрель 2020 (39)
Март 2020 (36)
Календарь
«    Август 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.