Топ-100

Вокзал и станция Вагай Тюменского отделения Свердловской жд

Опубликовал: zampolit, 23-01-2024, 23:49, Железнодорожная история, 98, 0

Вокзал станции Вагай (25 апреля 2022 г.)

К 1910 году строительство железнодорожного участка Тюмень - Ишим подошло к станции Вагай. Интересен тот факт, что строили дорогу подрядным способом на средства сибирских купцов.

В Вагае построили просторное и красивое здание вокзала, такое же как на станции Ишим и Называевская. Эти станции относились к станциям третьего типа и были более крупными чем остальные. Устроены они были через каждые 150 км – это было связано с техническими особенностями эксплуатации паровозов. Прокладывали дорогу вручную, для этого нанимали крестьян из окрестных деревень.


Брошенный дом железнодорожников на улице Вокзальной

В 1911-1913 годах одновременно строились депо, водонапорная башня, железнодорожный вокзал. Они выполнены из каленого кирпича, производство которого наладили рядом со строительной площадкой депо.

Вокзал железнодорожный – протяженное кирпичное сооружение в один этаж, вытянутое вдоль платформы. Стены оштукатурены, ныне покрашены, детали выделены побелкой. В обработке фасадов использован основной мотив провинциальных железнодорожных вокзалов того времени – мерный шаг крупных окон и пилястр. Оба главных фасада симметрично расчленены двумя боковыми и центральным ризалитами, завершенными лучковыми фронтонами и фланкированными массивными, возвышенными над карнизом, пилястрами.

Пилястры в верхней своей части имеют характерные для модерна кирпичные накладки вертикального линейного рисунка, а в нижней – рустовку, на центральном ризалите соединены поверху ажурной решеткой. Мотив линейных, вертикально ниспадающих накладок повторяется на пилястрах в простенках между окнами, другим объединяющим декоративным элементом протяженных фасадов являются плоские междуоконные пояса. Весь декор выполнен из кирпича, отличается графичностью.

Внутри здания доминирует центральное пространство с кассовым зданием и залом ожидания, разделенное широкой профилированной аркой. Нижняя часть стен в этих помещениях обработана деревянными панелями. Здесь также сохранились карнизные тяги, деревянные филенчатые двери, штукатурные панно с тонким линейным орнаментом. Пол выложен керамической плиткой.


Улица Вокзальная - вид на восток

Жилые дома для железнодорожных служащих обладают однородной архитектурой, различаясь размерами и количеством квартир. Каждый из домов представляет собой однотипную постройку из красного кирпича с обязательными угловыми ризалитами на два окна, фланкированными пилястрами и завершенными невысокими скругленными фронтонами. Размеры ризалитов одинаковы, но участки стен между ними имеют различную длину и, соответственно, варьируется количеством окон на фасадах. Сдержанное декоративное убранство достигается надоконными перемычками, междуоконными широкими поясами, тонкими линейными накладками на пилястрах. На входах уцелели козырьки на деревянных кронштейнах.

В 1913 году пошли по расписанию поезда с грузами и пассажирами на Ишим и Омск.

В дореволюционные и послереволюционные годы в здании вокзала работал ресторан.

15 апреля 1918 года в ресторане железнодорожной станции Вагай обедал бывший российский император Николай II Романов (арестованную царскую семью везли из Тобольска в Екатеринбург). В записях Николая Романова есть строки об этой остановке: «15 апреля. Воскресенье. Все выспались основательно. По названиям станций догадывались, что едем по направлению на Омск. Начали предполагать, куда нас повезут после Омска: на Москву или Владивосток? Комиссары, конечно, ничего не говорили. Мария часто заходила к стрелкам – их отделение было в конце вагона, тут помещалось четверо, остальные в соседнем вагоне. Обедали на остановке, на станции Вагай в 11 часов, очень вкусно! На станции завешивали окна, так как по случаю праздника народу было много. После холодной закуски с чаем легли спать рано».


На перроне, теперь совсем редкие здания: для раздачи кипятка и хранения багажа

В 1919 году здесь останавливался Верховный правитель России и Верховный главнокомандующий Русской армией адмирал А. В. Колчак.

В боях с белочехами за станцию Вагай пал смертью храбрых командир отряда красногвардейцев Николай Яковлевич Зятьков. Его сын, молодой коммунист Михаил Николаевич, при отступлении колчаковской армии был схвачен врагами и расстрелян вместе с пятьюдесятью бойцами Красной гвардии у реки Тобол под Ялуторовском.


Вагайский вокзал третьего класса - вид на восток

Достопримечательностью станции была и остается двойная водонапорная башня. В прошлом веке, когда в Вагае менялись грузовыми поездами тюменские и ишимские локомотивные бригады, водоемные башни бесперебойно снабжали водой столовую, дом отдыха, детский сад, баню и все водоразборные колонки, расположенные вдоль улиц, где жили железнодорожники.


Отремонтированный и пустующий зал вокзала

В годы Великой Отечественной войны вагайцы защищали Родину на фронте, ковали победу в тылу. Для участия в боевых действиях с японцами в Вагае был сформирован лыжный батальон добровольцев. Десятки вагайцев сложили головы на полях сражений. В память о погибших был установлен памятник воинам-землякам.


Часы работы зала ожидания на кирпиче более 100 - летней давности

В книге «Очерки истории Тюменского отделения дороги» напечатаны воспоминания вагайских и ишимских путейцев «В довоенный период граница между Пермской и Омской железными дорогами проходила по станции Вагай (включительно для Пермской), где стыковались Тюменское и Ишимское отделения. К началу войны смежные отделения оказались на разных уровнях технических возможностей эксплуатационной работы».


Строение на южной стороне станции

«Ларчик с секретом» открывался просто. В 1936 году Пермская дорога была переименована в дорогу имени Кагановича. На ее развитие были направлены значительные финансовые и материальные средства. В 1940 г. на участке Тюмень — Вагай «был произведен капитальный ремонт пути с укладкой новых рельсов тяжелого типа, что дало возможность применять мощные паровозы серии «ФД» на высоких скоростях. Омская дорога, считавшая однопутное Тюменское направление малодеятельным, таких возможностей не имело. Ее техническое оснащение на участке Вагай — Омск значительно отставало от именитых соседей».


Вид с пешеходного моста на Вагай

Выйти из создавшейся ситуации — не копить на станции Вагай составы, не нарушать график приема поездов с Омской дороги — помогла инициатива машиниста локомотивного депо станции Тюмень Ивана Казанцева. Иван Савельевич предложил одним паровозом провести три состава. «Поезд тронулся, набрал скорость, успешно преодолел большие подъемы и кривые места пути. В Тюмень тяжеловес прибыл, опередив график на 15 минут». Водить тяжеловесные поезда стало нормой бригады братьев Жебутинских, машинистов Рябова, Тимкина, Ковязина. В Вагае они брали сдвоенные по весу поезда ишимских машинистов, работавших на более слабых паровозах типа «Э», «Е», «СО». Очень часто машинисты по нескольку суток не сходили со своих паровозов.

Перрон станции Вагай в те годы всегда был шумным и многолюдным. Вдоль станции стояли торговые ряды, где проезжающие что-то могли купить для себя. Станция кормила людей, помогала выживать в тяжелые годы.


Общий вид станции с пешеходного моста

После войны станция Вагай разрослась до размеров поселка. Сюда переезжали окрестные крестьяне. В начале 1960-х годов на станции было открыто движение по второму железнодорожному пути, что дало толчок к развитию территории.

Открылось немало крупных, успешных предприятий, таких как железнодорожное депо, ПМК-308, автоколонна, хлебоприемный пункт, химлесхоз, десятки магазинов. Продукция завода ЖБИ была востребована во многих районах юга области.


Дом на улице Деповской (само депо не сохранилось)

С развитием железнодорожного транспорта перегонные плечи удлинили от станции Войновки до Ишима. Отпала необходимость смены бригад в Вагае. Станция стала проходной. Закрыли локомотивное депо, столовую, железнодорожный клуб, баню.

Некоторое время двухбашенную водонапорную башню обслуживали и за ее исправностью следили железнодорожники. Потом водохозяйство передали Вагайской поселковой власти. Подземный водопровод сгнил полностью.


Жилой дом на улице Вокзальной

От станции Вагай до Тюмени можно уехать на электропоездах Вагай – Утяшево и Ишим – Тюмень и до Санкт-Петербурга на фирменном поезде «Новокузнецк».

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июль 2024 (32)
Июнь 2024 (33)
Май 2024 (42)
Апрель 2024 (37)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (35)
Календарь
«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.