Софийско-Успенский собор - первый каменный храм Сибири
Опубликовал: ilusha, 8-12-2015, 13:12, Путешествие в историю, 1 570, 0
Софийско-Успенский собор – древнейшее ядро и первый каменный храм Сибири – начал строиться при митрополите Павле в 1683 году на месте, где находился Софийский храм (второй по счету), сгоревший в 1677 году.
Здание воздвигали присланные из Москвы приказом каменных дел подмастерья Г. Шарыгин и Г. Тюнин, их помощники В. Харитонов и С. Ларионов, а также каменщики Ф. Меркурьев и Ф. Бухарский, С. Филиппов и другие. Пять каменщиков и 20 кирпичников приехали из Великого Устюга. В качестве образца была использована Вознесенская церковь Чудова монастыря, расположенного вблизи Московского Кремля.
В 1864 году почти возведенный доверху собор неожиданно обрушился. От несоразмерности внутренних столбов с тяжестью главы и сводов 26 июля 1684 года верх собора упал внутрь. Вновь начатые работы окончились только через два года.
Все строительство удалось завершить к 1686 году. В том же году он был освящен во имя Успения Богородицы, но в дальнейшем как устно, так и в церковных документах именовался и Софийским, и Успенским, и Софийско-Успенским.
В 1704 году к северной стороне собора был пристроен небольшой придел во имя Антония и Феодосия Печерских. В середине XIX века его переделали и продлили вдоль всей северной стены, освятив во имя Иоанна Златоуста. В крипте придела находятся могилы тобольских митрополитов.
Софийский собор располагается у западной стены Софийского двора и вместе с колокольней является доминирующим сооружение всего ансамбля. Собор представляет собой кубический с трехчастной апсидой четырехстолпный храм, увенчанный пятиглавием, причем только восточная пара боковых глав световая, западная же стоит на глухих сводах. Основной объем по традиции завершался закомарами, но вскоре после окончания строительства собора, а, возможно, и в процессе завершения, позакомарное покрытие было переделано на четерехскатную кровлю, характерную для XVII века и более практичную в местных суровых условиях.
Купола в формах украинского барокко собор получил после пожара 1723 года, уничтожившего прежние луковичные главы. В целом же декор фасадов решен в стилистике своего времени. Стены, прорезанные двумя ярусами больших «палатных» окон, оживлены узорным подкарнизным пояском у основания закомар и колончатыми наличниками с живописными килевидными завершениями. Барабаны глав украшены подкупольными аркатурными поясками. Оформление входов выполнено в виде перспективных порталов с рельефной резной кладкой, дающей сочную светотень.
В 1922 году были конфискованы все соборные драгоценности. Закрыта соборная церковь Успения Божией Матери была на основании протокола президиума Горсовета в ноябре 1930 года. В начале 1930-х годов собор принадлежал организации «Союз-хлеб» и использовался как зерновой склад до начала Великой Отечественной войны. Затем собор долгое время пустовал и постепенно стал разрушаться.
В 1961 году здание собора было передано образовавшемуся в Тобольске музею-заповеднику с последующей реставрацией. В процессе «реставрации» собор утратил кресты, однако купола и маковки были отремонтированы, полы были залиты бетоном, оштукатурены стены.
К 1980 году в соборе был проведен капитальный ремонт, реставрированы и первоначальные двери собора с накладными полосами черного железа и фигурными наподобие цветочных розет шляпками гвоздей. Металлическая обшивка дверей покрыта тонким насечным орнаментом с изображением фантастических птиц, вплетенных в ткань пышного растительного узора. Все эти элементы и мотивы убранства типичны для XVII века.
28 марта 1987 года в Тюменский обком обратился Архиепископ Омский и Тюменский Феодосий (Процюк) с просьбой вернуть собор Русской Православной Церкви. Председатель Тобольского горисполкома А.Г. Елфимов на эту просьбу ответил отказом, впрочем, с предложением выделить епархии разрушенную подгорную Крестовоздвиженскую церковь.
26 апреля 1988 года в Москве на заседании Совета по делам религии при Совете Министров СССР «постановили: Разрешить передачу здания бывшего Софийско-Успенского собора в г. Тобольске Тюменской области зарегистрированному в г. Тобольске религиозному обществу Русской Православной Церкви для использования в молитвенных целях».
Интерьер собора отличается пространственностью и монументальностью. Четыре мощных столпа, соединенных подпружными арками, несут высоко поднятые своды. Согласно источникам, стены собора в начале XVIII века были расписаны фресками, авторами которых называют украинских мастеров, приглашенных митрополитом Филофеем Лещинским. Но позднее, в 1848 – 1851 годах, они были закрыты новой живописью. Ее остатки сохранялись до 1990 года. Однако во время последующих ремонтов и эти поздние фрагменты были либо утрачены, либо замазаны известковым слоем. Их состояние, как и судьбу первоначальных фресок, могут определить лишь изыскательские работы. Из элементов старой отделки интерьера уцелели рамочные обрамления окон и стен с отдельными вставками лепного орнамента, характерного для стиля барокко.
Вскоре после передачи собора начались ремонтно-реставрационные работы, которые особенно усилились после разделения Омско-Тюменской епархии и образования Тобольско-Тюменской. К 1994 году основной объем работ по ремонту собора был закончен, и 26 июня главный храм Сибири был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении архипастырей и священников.
В 2003 году город Тобольск посетил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Он обратил особое внимание на уникальность местных памятников архитектуры и их ненадлежащее современное состояние. Было решено восстановить святыни Тобольского кремля и сделать Тобольск одним из туристических городов России. Из федерального бюджета были выделены значительные финансовые средства.
В 2003 – 2006 годах собор вновь отреставрирован по проекту В.А. Силантьева. При этом были изменены на металлические конструкции венчающих глав, а центральная глава впервые получила золоченое покрытие. С западной стороны воссоздана каменная паперть, построенная здесь в середине XIX века.