Михайло-Архангельская церковь - тобольский вариант барокко
Опубликовал: ilusha, 7-12-2015, 20:15, Путешествие в историю, 1 525, 0
Церковь Михайло-Архангельская по улице Ленина, 24 основана на средства прихожан взамен деревянного храма в 1745 году. Она посвящена Архистратигу Божию Михаилу – Небесному Защитнику христиан. Когда-то храм находился в самом центре города, и даже ведущая городская магистраль называлась в его честь – Большая Архангельская (ныне улица Ленина).
Нижняя теплая церковь в честь Иоанна Богослова освящена в 1749 году, верхняя летняя – в 1754 году, а все здание завершено в 1759 году. Под карнизом церковного купола из изразцов выложена надпись: «Создася сей храм в честь Архистратига Божия Михаила и апостола Евангелиста Иоанна Богослова при державе великия Государыни нашея Императрицы Елизаветы Петровны и при наследнике ея императорского Величества, внуке Петра Перваго, благоверном Государе и великом князе Петре Феодоровиче и супруге его Великой княгине Екатерине Алексеевны, з благословением преосвященного второго Антония митрополита Тобольского и Сибирского; начася здатися тысяча семьсот четыредесять девятого году в бытность губернатора Алексея Михайловича Сухарева и старосты Дмитрия Худякова».
Спустя три десятилетия с северной стороны храма был сооружен придел во имя Трех Вселенских Учителей и Святителей. В XIX веке над открытой лестницей – входом построен кирпичный объем. Согласно справочной книге Тобольской епархии на 1 сентября 1913 года в приходе храма было 154 двора, прихожан мужского пола – 312, женского – 348, в штат входили священник и псаломщик.
В 1930-х годах разобран восьмерик колокольни, закрыта церковь Архангела Михаила в 1930 году согласно постановлению Свердловского ВЦИКа от 29 декабря 1929 года.
После этого в здании храма располагался клуб «Строитель», где устраивались танцы, показывались фильмы. В 1939 году здание церкви Архангела Михаила было передано средней школе № 1 для использования под ученические классы. Также известно, что в 60-х годах двадцатого века там находился пункт проката, затем – кинотеатр «Экран», а с начала 70-х до 80-х годов – швейный цех.
Во второй половине 1980-х годов храм отреставрирован в прежнем виде. После реставрации планировалось разместить в храме музыкальную школу. Но планы поменялись, и в 1986 году церковь Михаила Архангела, все еще находящуюся на реставрации, решено было передать под экспозиционные нужды музея-заповедника. Однако повсеместная заболоченность подгорных рек и повышенный уровень грунтовых вод не позволяли размещать экспонаты музея в храме из-за высокой влажности.
Первого ноября 1991 года Тобольский горсовет заключил договор о передаче храма в бессрочное и безвозмездное пользование Тобольско-Тюменской епархии.
В объемно-планировочном решении двухэтажной каменной церкви проявились типичные черты тобольского зодчества середины XVIII века. Они сказались в удлинении продольной оси здания, в приеме постановки храма на подклет с выделением внизу зимнего, а вверху летнего помещений, в наличии обширной трапезной с северным приделом, в устройстве перед колокольней развитой паперти с мирскими палатами, еще более подчеркнувшей линейность здания. Однако для подъема на второй этаж здесь устроена не внутренняя, а наружная лестница на аркадах. Этот прием и общий живописный характер композиции церкви на подклете со всходом связывают ее с традициями русского зодчества XVII века.
В то же время основной объем храма решен в стиле барокко, причем именно в тобольском варианте. Характерны формы куполов и ярусных фонариков, круглые фронтоны с четырехлепестковыми люнетами по осям четверика, колонки с «дыньками» в наличниках, «пламенеющие» очелья в наличниках первого этажа, а также крупность форм всего декора. На северном и южном фасадах храма устроены балконы (это не единственный пример в архитектуре Тобольска того времени). Более архаичен декор ярусной восьмигранной колокольни, лестницы и палатных пристроек с мотивами ширинок, лопаток и филенок.
Структура внутреннего пространства церкви с системой разнообразных сводов каждого помещения сохранилась сравнительно хорошо. В интерьере зимней церкви присутствуют элементы лепного декора – фигурные профилированные рамочные плафоны на потолке, акцентированные сочные завитками растительного орнамента, фигурные рамки на стенах и внутренних плоскостях арок, а также выпуклые карнизы с орнаментами. Внутри высокой светлой летней церкви имеются крупные фрагменты настенной масляной живописи, лепнины с завитками пышного растительного узора. В алтарной части распалубки окон обведены профилированными рамками, между окон помещены лепные вазоны в окружении сочных листьев.
Особую привлекательность церкви придает ее протяженная каменная ограда с металлической ажурной решеткой-вензелем «М-А» (Михаила Архангела), выполненная в формах, характерных для елизаветинского барокко. Прозрачная ткань ее с изящным легким рисунком эффектно контрастирует с плотной массой волнообразного кирпичного основания каменной ограды и вертикалями столбов.
Михаило-Архангельский собор связан с жизнью декабристов на поселении. Этим определяется историческое значение памятника. Сейчас храм Архистратига Божия Михаила – это единственная действующая церковь в подгорной части города.