Иж-2125 «Комби»: первый советский лифтбэк
ИЖ-2125 "Комби" – это легендарный советский и российский автомобиль, выпускавшийся с 1973 по 1997 год на Ижевском автомобильном заводе. Его создание базировалось на популярной легковой модели "Москвич-412". Именно эта машина стала первой советской моделью с кузовом типа "лифтбэк", который представлял собой нечто среднее между седаном и универсалом.
В 1982 году автомобиль прошел серьезную модернизацию, и обновленный вариант, получивший обозначение ИЖ-21251 "Комби", продолжал сходить с конвейера вплоть до 1997 года. Новый кузов этой машины называли "комби" или "грузопассажирский пятидверный". Слово "комби" пришло к нам из немецкого языка и первоначально использовалось для обозначения любого автомобиля с дверью в задней части кузова.
Модернизация затронула многие аспекты конструкции автомобиля. Так, например, на модернизированной версии ИЖ-21251 были установлены передние дисковые тормоза вместо прежних барабанных, появилось раздельное управление передними и задними тормозами, а также была изменена электрическая проводка. Внешне автомобиль тоже претерпел изменения: ручки дверей стали утопленными, решетка радиатора получила темную окраску и круглую форму фар, а количество хромированных деталей заметно сократилось (в частности, на лобовом и заднем стеклах теперь использовались простые резиновые уплотнители без хромирования).
Начиная с 1986 года, на автомобиле начали устанавливать передние двери со сплошными окнами без поворотных форточек, а с 1993 года бамперы стали краситься в цвет кузова.
На протяжении всего периода выпуска в конструкцию автомобиля регулярно вносились различные усовершенствования. К примеру, с 1980 года на машину установили вакуумный усилитель тормозов вместо более старого гидровакуумного.
Этот автомобиль экспортировался в Европу под маркой "Combi" и "Moskvitch 1500 SL Combi", где особенно популярен был в Финляндии. Интересным фактом является то, что Ижевский автозавод был построен на базе оружейного завода, выпускавшего АК-47. В 1990-х годах ИЖ-21251 "Комби" стал настоящим символом "челноков" – частных предпринимателей, которые занимались перевозкой товаров из-за границы. Специальная полноприводная версия автомобиля "Иж-21261" с увеличенным до 1,7 литра двигателем участвовала в знаменитом ралли "Дакар-1991".
Всего за период до модернизации 1982 года было выпущено 66489 единиц ИЖ-2125, а после обновления – уже 347 701 единица ИЖ-21251.
ИЖ-21251 "Комби" – это больше чем просто автомобиль; это настоящий символ своей эпохи. Благодаря своей надежности, практичности и тесной связи с историей Ижевского завода, он занял важное место в советском автомобильном наследии. Несмотря на довольно скромные технические параметры, этот автомобиль навсегда остался в памяти людей как верный спутник в повседневной жизни и путешествиях.


