Ан-12 — советский военно-транспортный самолет, разработанный в АНТК имени О. К. Антонова
Ан-12 - по кодификации НАТО «Cub», «Юнец» — советский военно-транспортный самолет. Разработан в АНТК имени О. К. Антонова в 1950-х годах.
Первый Ан-12 взлетел в Иркутске 16 декабря 1957 года. С 1959 года самолет начал поставляться в ВВС. В процессе эксплуатации его разрешенная взлетная масса была увеличена до 61 т.
Самолет активно применялся в военных целях, в чрезвычайных ситуациях, для переброски военной техники и личного состава, также для пассажирских и грузовых перевозок, поиска и спасания космических объектов, экипажей пилотируемых космических кораблей и воздушных судов, терпящих бедствие.
Большое влияние Ан-12 оказал в становлении Воздушно-десантных войск. Это был первый массовый самолет в Военно-транспортной авиации, позволявший производить массовое десантирование как парашютистов, так и боевой техники ВДВ.
Самолет позволяет брать на борт две боевые машины десанта (БМД-1) либо боевые машины, сделанные на ее базе (2С9 «Нона», БТР-Д) или 60 парашютистов. Парашютисты в грузовой кабине размещаются в четыре ряда. Десантирование производится в два потока — первыми десантируются бойцы в средних рядах, далее — бойцы, находившиеся вдоль бортов.
Самолет зарекомендовал себя как очень надежный летательный аппарат, способный работать в сложных климатических условиях, и неприхотливый в обслуживании.
Летно-технические характеристики Ан-12БК:
Артиллерийское вооружение состоит из системы пушечного вооружения ПВ-23У. Состоит из кормовой башни ДБ-65У с двумя 23-мм пушками АМ-23, электросистемы дистанционного управления башней и прицельно-вычислительного блока. Боекомплект — 700 снарядов (по 350 на ствол), скорострельность — 1250—1350 выстр/мин.
Бомбардировочное вооружение составляют:
2 фотографические бомбы ФОТАБ-100-80 или 2 ночные ориентирно-сигнальные авиабомбы НОСАБ-100 или 2 дневные ориентирно-сигнальные авиабомбы ДОСАБ-100 для сбрасывания с балочных держателей;
6 цветных ориентирно-сигнальных авиабомб ЦОСАБ-10 или 6 ночных ориентирно-морских авиабомб ОМАБ-25-8Н или 6 дневных ориентирно-морских авиабомб ОМАБ-25-12Д или 6 радиозондов для сбрасывания из ящичного держателя ДЯ-СС-АТ;
70 авиабомб калибра 100 кг (ОФАБ, ЗАБ) или 29-32 авиабомб калибра 250 кг (ОФАБ, ЗАБ, ПТАБ, РБК) или 18 авиабомб калибра 500 кг (ФАБ, ЗАБ, ФЗАБ, или 18 авиамин УДМ-500 для сбрасывания с транспортера ТГ-12MB.
Для прицельного бомбометания и сброса десантируемых грузов в кабине штурмана установлен прицел НКПБ-7. Два наружных балочных бомбодержателя расположены в передней части обтекателей шасси и два — в задней части внутри.
Ящичный держатель ДЯ-СС-АТ для вертикальной подвески 6 бомб находится в хвостовой части фюзеляжа.
При необходимости на заднюю створку грузового люка устанавливается один дневной фотоаппарат АФА-42 или один ночной НА-МК/25.
Кормовая кабина стрелка выполнена герметичной. Стрелку обеспечен хороший обзор через бронированное остекление фонаря кабины (толщина стекла 110-135 мм). С торца кормовая кабина стрелка прикрыта съемным бронещитком толщиной 20 мм. По бортам кабины пилотов и под их креслами установлены бронелисты толщиной 8 мм, также места пилотов имеют бронеспинки и бронезаголовники.
В СССР Ан-12 выпускался серийно на трех авиазаводах в:
Иркутске, 1957—1962 годы, 155 экземпляров;
Воронеже, 1960—1965 годы, 258 экземпляров
Ташкенте, 1962—1972 годы, 830 экземпляров.
За все время было создано более 30 различных модификаций данной машины. Одним из модернизированных экземпляров является Ан-12БК (изделие «ТБК») — модернизированный. Отличается обновленным бортовым оборудованием и двигателями АИ-20М. Ширина грузовой кабины увеличена до 3,12 м. Выпускался с 1966 года на Ташкентском авиационном заводе.
Известны четыре места, где Ан-12 установлен в качестве памятника:
- в экспозиции Музея авиации (Кривой Рог);
- аэропорт- Сокол (Магадан);
- Байконур (сквер Авиаторов);
- экспозиция Музейного комплекса УГМК (Верхняя Пышма).
Верхнепышминский экземпляр RA-11931 построен в Ташкенте, в 1974 году получил регистрационный номер СССР-11931. Все свою летную карьеру служил в ВВС СССР (РФ), списан в середине 2000-х годов.