ЗИС-110П - внедорожник для Первого секретаря ЦК КПСС
К полному приводу для легкового автомобиля на ЗИСе вернулись в 1955 году: на этот раз непосредственно для Н.С. Хрущева, который любил путешествовать по сельским районам страны. Однако новинку ЗИС-110П стали конструировать по иному принципу нежели ЗИЛ-110Ш.
Эта версия сохранила дорожный просвет базового лимузина, независимую переднюю подвеску и серийный экстерьер кузова. Двигатель с усиленной системой охлаждения снова позаимствовали у ЗИС-115, как и 17-дюймовые колеса вместе с характерными выпуклыми колпаками. Коробку передач взяли «сто десятую», но в варианте для монтажа на довоенные лимузины ЗИС-101: с напольным расположением рычага. Раздаточную коробку с демультипликатором и задний мост применили от опытного внедорожника ГАЗ-62. С передней главной передачей пришлось помудрить: ее в итоге разработали с нуля, снабдив ради компактности парой цилиндрических и парой конических шестерен.
При этом к передним колесам от главной передачи шли открытые приводные валы. А чтобы эти валы получилось «подружить» с независимой подвеской, каждое переднее колесо подвесили посредством не одной, а двух разнесенных пружин.
Всего было построено три полноприводных шасси ЗИС-110П. Шасси № 1 и № 3 после сборки временно отставили в сторону, а шасси № 2 стали использовать для проведения ускоренных дорожных испытаний. Первым делом на него установили открытый кузов типа фаэтон, дополненный элементами интерьера бронированного лимузина (широкие страпонтены, дополнительный указатель температуры масла под панелью приборов и т. д.), и отправили на подмосковные дороги.
Летом 1956 года на шасси № 2 должны были смонтировать для обкатки новый кузов с гидравлическим приводом тента, который в дальнейшем планировалось переставить на шасси № 1 и сдать заказчику — Гаражу особого назначения. Однако разработать и изготовить такой кузов быстро не получилось, а потому на шасси № 1 в итоге просто переставили открытый кузов с шасси № 2, перекрашенный в зеленый цвет.
В свою очередь, на шасси № 3 установили закрытый кузов типа лимузин с внутренним оформлением как у ЗИС-115. В конце года, после доводки и обкатки, оба автомобиля ЗИС-110П поступили в распоряжение заказчика. Что же касается шасси № 2, то оно вскоре получило новый закрытый кузов и продолжило работать на автозаводе, пока не выработало ресурс. Затем машину списали и разобрали на запчасти.
Еще из особенностей - дорожный просвет в 220 миллиметров. И хотя брони для защиты главы государства на ней не было, двигатель поставили мощный - с ЗИС-115, чтобы мог полный привод тянуть. Еще из интересного — окна поднимались гидравлической системой.
По асфальту такая машина могла ехать со скоростью в 140 километров в час. В бензобак надо было заливать бензин А-66. На обычной дороге 30 литров хватало на 100 километров. А вот в сельской местности, на бездорожье только на 60 километров.
Место Первого секретаря ЦК КПСС было сзади. Потому тут и пространства прилично - между передним и задним сиденьем есть целая площадка, хоть ноги вытягивай. Из комфортных мелочей — деревянные выступы справа и слева от заднего сиденья, в которые вмонтированы пепельницы с крышечками.
В поле Никита Сергеевич обычно брал сразу две машины ЗИС-110П. На открытой он ехал, когда было солнечно, а в закрытую пересаживался, едва начинался дождь. Проездил он на них по колхозам всего три года.
Спустя годы одна из машин попала на Урал, в автомобильный музей УГМК, где ее и отреставрировали.
Источники:
https://www.drom.ru/info/misc/85752.html
https://www.ural.kp.ru/daily/28325/4469188/