Для освоения богатейших запасов хвойного леса, имеющихся в Припышминских борах, Камышловским леспромхозом в 1935 году было начато строительство Ощепковской железнодорожной ветки.
Рабочая сила для строительства набиралась из близлежащих деревень Пышминского и других соседних районов, а на период лета передавались в распоряжение стройки постоянные кадровые рабочие из леспромхоза.
Строительство ветки одновременно было начато на трех участках:
Участок № 1 - от станции Ощепково (координаты: 56.976612, 63.268044) по 10-й километр включительно, руководство участком осуществлялось дорожным мастером Барановым Н.Ф.;
Участок № 2 - с 11-го километра по 16-й километр включительно, дорожный мастер Кайгородов М.А.;
Участок № 3 - от 16-го километра до станции Речелга (56°48'32"N 63°22'14"E), дорожный мастер Попов К.С.
Главная магистраль ветки от ст. Ощепково до разъезда № 1 Кочевской (56°53'45"N 63°19'30"E) была построена к лету 1937 года, к осени она дошла до 17-го километра, где в квартале № 24 был открыт Пышминский лесопункт. На лесных складах участка были построены погрузочные пути и тупики для постановки вагонов под погрузку.
В 1939 г. ветка дошла до 23-го километра ст. Речелга, где создавался крупный долгодействующий центральный лесоучасток, он был назван Крутоярский лесопункт (56.806977, 63.376275). С этого времени движение грузовых поездов проводилось по маршруту ст. Ощепково - ст. Речелга.
Летом 1939 г. через реку Речелга был построен железнодорожный мост, и ветка ускоренными темпами строится в сторону 240-го квартала, где предусматривалось строительство Черновского лесопункта. (56°48'27"N 63°28'42"E)
Великая Отечественная война приостановила строительство Ощепковской железнодорожной ветки почти на 6 лет, но к осени 1942 г. протяженность железнодорожной ветки, ее главной магистрали, составляла 33 километра. А с 1954 года ветка была достроена полностью и стала служить грузосборочной магистралью и дорогой общего пользования.
Таким образом, на Ощепковской железнодорожной ветке на территории Пышминского района располагались следующие лесопункты:
Ощепковский прорабский участок (1929- 1937 гг.);
Пересадинский участок (1932-1936 гг.);
Кочевской участок (1932-1940 гг.);
Участок «Левый ус» кв. 37 (1932-1940 гг.);
Участок «Правый ус» кв. 176 (1942-1952гг.):
Пышминский лесопункт кв. 24 (1936-1946гг.);
Крутоярский лесопункт кв. 123 (1937-1943 гг.);
Крутоярский лесопункт кв. 234 (1937-1976 гг.);
Генеральные планом строительства Ощепковской железнодорожной ветки и базы лесозаготовок лестранхоза предусматривалось создание центрального лесопункта у главной магистрали дороги в квартале № 234.
Весной 1937 г. было начато строительство производственных объектов и жилого фонда поселка, который первое время назывался тремя наименованиями: «новый завод», «Крутоярский лесопункт», «квартал № 234».
Для руководства строящимся участком 20 июля 1937 года были назначены начальником лесопункта Новоселов Д.Е., техноруком Афанасьев П.Н. Этому лесопункту предстояла длительная работа по освоению богатейших лесных массивов Пышминской лесной дачи, расположенной во все стороны от него на многие километры.
Жилье для рабочих строилось барачного типа, в виде длинных бараков с отдельными квартирами. Построен двухэтажный восьми квартирный жилой дом для инженерно-технических работников лесопункта, 4-х и 2-х квартирные рубленые и брусковые дома. К 15 июня 1932 г. построена столовая, контора, магазин, пекарня, баня, столярная мастерская на 8 рабочих мест. Несколько позднее были построены - кузница, конный двор, пожарное депо, школа- восьмилетка, клуб, детский сад, водокачка, нефтебаза, гаражи для автомобилей и тракторов. Строились самостоятельно также рабочие лесопунктов - в поселке выросли целые улицы индивидуальных домов.
На правой стороне Ощепковской ветки в районе лесозавода был развернут большой лесной склад сырья для лесозавода и готовой продукции, построены железнодорожные тупики для поставки вагонов под погрузку - это был пятый склад леспромхоза.
В декабре 1937 г. на Крутоярском лесопункте создается 3 мастерских участка по лесозаготовкам. Сезон лесозаготовок 1937-38 гг. был началом работы участка. На 25 декабря 1940 г. на лесопункте имелось 569 человек, ежедневный план по заготовке леса был 800 м3, (а всего по леспромхозу заготовлялось в сутки 2 тыс. м3).
В период Великой Отечественной войны 1941-45 гг. на Крутоярском лесопункте было организовано производство лыж для армии. Изготовлялись конные сани-розвальни, рубились ряжи для мостов и переправ, изготовлялась ружейная болванка для лож винтовок, автоматов и ручных пулеметов, а также готовили обувь на деревянной подошве.
Всеми работами руководил технорук лесопункта Паист. На лесопункте от военкомата была открыта школа всеобуча, готовили бойцов народного ополчения, а после прохождения курса обучения их отравляли на пункты формирования.
До 1949 г. план по вывозке леса па лесопункте выполнялся собственным коновозом, имелось рабочих лошадей до 70 голов и коновозу уделялось особое внимание.
Началом механизированной заготовки леса на лесопункте считается сезон лесозаготовок 1948-49 гг., а конная трелевка на волокушах продолжалась до получения в 1949 -50 гг. трелевочных тракторов, лебедок и кранов.
Первыми организаторами механизированной заготовки леса были мастера Павлов Н.В., Косарев Д.А., позднее Жарников В.Л. и Гилев Антон Агеевич, который завершил работу на лесопункте в 1976 г. с закрытием участка. Он начал работать в леспромхозе с 1 января 1943 г., в 1954 г. был назначен мастером и проработал до 26 июня 1976 г. В сентябре 1966 г. награжден орденом «Трудового Красного Знамени», а также пятью медалями. Гилев К.К. проработал в леспромхозе 33 года и в том числе 26 лет мастером.
Лесорубами-стахановцами на лесопункте были Зуев С.П. и его две дочери Анна и Александра, последняя награждена орденом «Трудовою Красного Знамени».
В 1949 г. лесопункт производил вывозку леса к Ощепковской железнодорожной ветке следующими видами транспорта:
1. В зимнее время автомобилями по однополозной ледяной дороге на санях, а летом на прицепах с пневматикой;
2. Тракторами С-65 и С-80.
Такая технология вывозки леса производилась по 1955-56 гг., а с этого времени началась вывозка леса в хлыстах и сохранялась она до конца работы лесопункта. Для переработки древесины были построены на участке лесопильный цех на две пилорамы и тарный цех. В работе был шпалорезный станок - на этом оборудовании производилась переработка древесины на тарную доску, пиломатериалы, а на шпалостанке Макаров И.А. готовил лафет для тарников. Бригадиром в тарном цехе была Корина А.И., впоследствии удостоенная ордена «Трудовою Красного Знамени».
Крутоярский лесопункт, созданный в 1937 г. работал по 1976 г., т.е. 39 лет. Приказом директора за № 54 от 11 апреля 1972 г. был преобразован в мастерским участок, а осенью 1976 г. он был закрыт. Оставшиеся в поселке рабочие в течение 1977 г. возились на работу на Пышминский лесопункт в Ощепково, а с постройкой жилого фонда все работающие были переселены в Ощепково. В 1983 году на базе оставшихся там строений леспромхоза было организовано подсобное хозяйство Свердловскою завода «Уралэлектротяжмаш». В настоящее время на бывшей территории лесопункта располагается фермерское хозяйство Г. Маркоидзе.?
Черновской лесопункт кв. 240 (1940-1957 гг.);Буткинский лесопункт кв. 201 (1950-1961 гг.);Боровской лесопункт кв. 109 (1952 -); (56°48'39"N 63°46'48"E)Лужбинский участок (1956-1958 гг.);Пышминский лесопункт па ст. Ощепково (1956-1972 гг.).Всю вырабатываемую леспромхозом па лесоучастках продукцию можно подразделить на 6 основных групп:
1. Круглые лесоматериалы, не требующие дополнительной переработки: мачтолес, палубник, телеграфно-телефонные столбы и столбы для высоковольтных линий передач, пиловочник, лыжный кряж, фанерный кряж, авиалес, Стройлес, шпальное сырье;
2. Пиломатериалы обрезные и не обрезные, плахи, согласно заказам потребителей, вагонные доски для вагоностроения, брусья;
3. Шпальная продукция: шпала широкой колеи, переводные брусья для стрелочных переводов, мостовой брус для строительства мостов; шпала готовилась в основном для железных дорог СССР (за 50 лет леспромхоз изготовил миллион шпал для МПС), для Московского метрополитена и на экспорт;
4. Тарная продукция: клепка заливная и сухотарная, каблучный брусок, лыжная заготовка, тарная доска.
5. Спецсортименты (спецзаказы): лыжный кряж - для выработки лыж для армии; ружейная болванка - заготовка для выработки винтовочных лож, карабинов, пулеметов и автоматов; авиакряж - для выработки спецфанеры для авиастроения;
6. Щепа и опил - для целлюлозно-бумажного и гидролизного производства.
скачать dle 12.1

- 0
