шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
» Путешествие в историю » Кузницы на Сибирском тракте

Кузницы на Сибирском тракте

Автор: zampolit
26-10-2014, 20:28
Кузницы на Сибирском тракте

Кузница представляла собой холодное деревянное строение размером четыре на четыре или три на три метра, без потолка, с одним-двумя окошками. Рядом сооружался специальный станок, куда заводили лошадь, чтобы ее подковать. Здесь же стояло несколько толстых деревянных колод, на которые ставили ноги лошадей для чистки и обрезания копыт.

В кузнице – печь, где горел древесный (с конца XIX века – каменный) уголь, и называлась она горн. К горну полагалось поддувало с ручным мехом для подачи свежего воздуха к месту, где калили металл для ковки. Наковальня. В углу- чан с водой для охлаждения готовых изделий. Запас металла. На стеллажах – кузнечный инструмент: молотки, клещи, зубила и прочее.

Кузнец работал один или чаще с помощником. Обычно рядом с кузницей или неподалеку находился дом кузнеца. Несколько домов образовывали улицу, а несколько кузнечных улиц – Кузнечную слободу, или Кузницы. Таких мест в Тюмени было несколько.

Сибирский тракт из Екатеринбурга через Тюмень до Тобольска проложили в середине XVIII века, в 1745 году по нему разрешили возить легкую почту, а в 1763 году открыли официально для общего движения. Там, где Сибирский тракт (теперь Московский тракт) входил в Тюмень (в районе современной школы № 30), тоже, несомненно, были кузницы, но о них не осталось сведений в анналах тюменской истории.

Больше известны Кузницы в том месте, где Сибирский тракт выходил из Тюмени: теперь это отрезок улицы Республики от Улицы Мориса Тореза до улицы Холодильной. В этом месте слева, на нечетной стороне улицы Республики, в начале XIX века находился рабочий поселок завода Машарова, четыре его улицы назывались Машаровскими.

Напротив, на четной стороне тогдашнего Сибирского тракта, стояла Кузнечная слобода. Было пять кузнечных улиц.
В 1930-е годы здешние кузнечные улицы переименовали. Вторую Кузнечную назвали Карской, 3-ю – улицей Салтыкова-Щедрина, 4-ю – улицей Седова, 5-ю – улицей Малыгина. Сохранилась под старым названием только 1-я Кузнечная, но без номера. При застройке этого района в 60-70 годы многоэтажными домами Кузнечную улицу практически снесли, жалкие остатки находятся за современным универсамом.
Конечно, кузницы располагались непосредственно только вблизи тракта на 1-й, 2-й и 3-й Кузнечных, остальные, видимо назвали «за компанию», поскольку находились рядом.

Таким, образом, путешественники на въезде и выезде из Тюмени могли воспользоваться «кузнечным сервисом», как теперь пользуются автомобильным – он тоже имеется на любом тракте, идущем из Тюмени. На трактах, идущих из Тюмени, первые грузовые автомобили появились в 1929 году. Окончательно автомобильный транспорт сменил гужевой (конный) только в конце 1950 – х годов. Еще должны быть живы в Тюмени люди, ездившие в Тобольск «по веревочке» на лошадях от станции к станции. И кузницы на тюменских трактах исчезли вместе с исчезновением гужевого транспорта. Постепенно забылись и названия кузнечных слободок и их местонахождение. В ближних к Тюмени деревнях есть Кузнечный переулок только в деревне Плехановой (за одноименным аэропортом). Там работала колхозная кузница. А вообще-то раньше в каждой деревне имелось хоть по одной кузнице.

Сейчас в Тюмени пять или шесть кузниц, и они не подковывают лошадей. Они занимаются художественной ковкой металла по индивидуальным заказам богатых горожан для украшения интерьера дома, квартир. Эти кузнечные фирмы предлагают заказчикам богатый ассортимент изделий: заборы, ворота, ограды балконов, перила лестниц, решетки для окон, навесы к крыльцу, принадлежности к каминам, столбики и фонари, кронштейны, подсвечники, канделябры и многое другое любой степени сложности.

Художественную ковку исполняют вручную с помощью тех же инструментов: молотков разной величины и формы, клещей, наковальни и горна. Та же технология работы, что и в старину. Однако готовые изделия подвергают специальным дополнительным обработкам, и металл выглядит совсем по-иному. Черный металл изменяет цвет и выглядит «под медь», «под бронзу», «под серебро», он покрывается патиной «под старину». Много приемов имеется у современных кузнецов, использующих знания физики, химии в своей работе и, конечно, художественный вкус и такт.

Многие общественные здания украшены художественной ковкой, ограды скверов, входа в дома и др. Подковывают лошадей только в кузнице при ипподроме.

Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Реклама
Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье