Кузницы на Тобольском тракте
С начала XVII века Тюмень была крупным транспортным узлом Зауралья. Через нее проложили тракт с Соли Камской (Бабиновская дорога) сквозь Уральские горы (тогда их называли Большой Камень) до Тобольска; сформировался тракт на юг – в Курган; в середине XVIII века через Тюмень проложили Сибирский тракт от Екатеринбурга на Тобольск, в 1838 году его направление изменилось, стали ездить через Ялуторовск и Ишим в глубь Сибири.
Для починки зимних и летних экипажей требовались не только специалисты по дереву, поскольку тогда их изготовляли только из него, но и кузнецы – специалисты по металлу. В Тюмени сформировались места, где селились и работали люди этой профессии. Обычно они находились на въезде и выезде из города. Это было естественно и необходимо: осмотреть профессиональным глазом экипаж перед дальней дорогой, подковать лошадей.
Кузница представляла собой холодное деревянное строение размером четыре на четыре или три на три метра, без потолка, с одним-двумя окошками. Рядом сооружался специальный станок, куда заводили лошадь, чтобы ее подковать. Здесь же стояло несколько толстых деревянных колод, на которые ставили ноги лошадей для чистки и обрезания копыт.
В кузнице – печь, где горел древесный (с конца XIX века – каменный) уголь, и называлась она горн. К горну полагалось поддувало с ручным мехом для подачи свежего воздуха к месту, где калили металл для ковки. Наковальня. В углу- чан с водой для охлаждения готовых изделий. Запас металла. На стеллажах – кузнечный инструмент: молотки, клещи, зубила и прочее.
Кузнец работал один или чаще с помощником. Обычно рядом с кузницей или неподалеку находился дом кузнеца. Несколько домов образовывали улицу, а несколько кузнечных улиц – Кузнечную слободу, или Кузницы. Таких мест в Тюмени было несколько.
Вблизи Тюмени в направлении на Тобольск было два тракта: более древний через правобережные села Антипино, Мальково, деревню Криводанову, за которой переправлялись через Туру в селе Созоново и ехали к Тобольску. В середине XVIII века в направлении Тобольска из Тюмени появилась другая дорога – через левобережные села Мысовское, Борковское, Созоновское. Через Туру переправлялись в Тюмени, потом по левому берегу ехали к селу Мысовскому.
В начале Тобольского тракта находились кузницы в селе Мысовском, нынешнем поселке Мыс.
Таким, образом, путешественники на въезде и выезде из Тюмени могли воспользоваться «кузнечным сервисом», как теперь пользуются автомобильным – он тоже имеется на любом тракте, идущем из Тюмени. На трактах, идущих из Тюмени, первые грузовые автомобили появились в 1929 году. Окончательно автомобильный транспорт сменил гужевой (конный) только в конце 1950 – х годов. Еще должны быть живы в Тюмени люди, ездившие в Тобольск «по веревочке» на лошадях от станции к станции. И кузницы на тюменских трактах исчезли вместе с исчезновением гужевого транспорта. Постепенно забылись и названия кузнечных слободок и их местонахождение. В ближних к Тюмени деревнях есть Кузнечный переулок только в деревне Плехановой (за одноименным аэропортом). Там работала колхозная кузница. А вообще-то раньше в каждой деревне имелось хоть по одной кузнице.
Сейчас в Тюмени пять или шесть кузниц, и они не подковывают лошадей. Они занимаются художественной ковкой металла по индивидуальным заказам богатых горожан для украшения интерьера дома, квартир. Эти кузнечные фирмы предлагают заказчикам богатый ассортимент изделий: заборы, ворота, ограды балконов, перила лестниц, решетки для окон, навесы к крыльцу, принадлежности к каминам, столбики и фонари, кронштейны, подсвечники, канделябры и многое другое любой степени сложности.
Многие общественные здания украшены художественной ковкой, ограды скверов, входа в дома и др. Подковывают лошадей только в кузнице при ипподроме.