- в Спасителе гармонично объединяются два начала – Божественное и человеческое;
- монофизитство, признающее наличие у Христа только духовной сути, является еретическим направлением.
При проведении Халкидонского собора представители Армении отсутствовали, поэтому в дальнейшем они отказались принять новые постулаты и отделились от общей традиции. Уже на протяжении многих веков армяне придерживаются собственной точки зрения о природе Мессии. Они считают, что в период своего пребывания на земле Иисус Христос не имел такого же тела, как обычные люди, а сохранял свою Божественную суть.
Сегодня ААЦ является единственной структурой, придерживающейся древних религиозных догм. По этой причине ее рассматривают как уникальную, аналогов которой не существует во всем мире. ААЦ принято считать разновидностью дохалкидонских или древневосточных церквей.
В отличие от православия, признающего все семь Вселенских соборов, Армянская церковь придерживается только трех из них. Это первые дохалкидонские соборы, проводившиеся в Никее (325 г.), в Константинополе (381 г.) и в Эфесе (431 г.).
Армянская церковь отличается от русского православия, где имеется три высших сана (епископ, пресвитер, диакон). В ААЦ их насчитывается пять. Самым высоким считается католикос, за которым следуют епископы, священники, дьяконы и чтецы.
Службы в армянских храмах совершаются по особому принципу:
- большинство священнодействий на алтаре проводятся таким образом, чтобы молящиеся люди могли наблюдать за ними;
- службы ведутся на грабаре, представляющим собой древнеармянский язык;
- литургия проходит с использованием пресной просфоры, которая является квасной в русских ритуалах;
- в молитвенных текстах восхваляется только одна из ипостасей Господа, а не вся Божественная Троица;
- богослужения сопровождаются звучанием органа, что во многом напоминает католическую традицию.
Внутри большинства церквей отсутствует иконостас. Иногда его можно заметить в уголке помещения, однако он никогда не занимает основное место в храме. На стенах нет привычных для православия изображений святых. Их могут украшать картинами.
Существует уникальный обряд, который совершается только представителями ААЦ. Это Матах – в переводе «поднесение соли». Согласно ему любой верующий может организовать стол, за который будут приглашаться все нуждающиеся – бедные, больные, одинокие, угнетенные. По древним правилам за таким столом не могут присутствовать богатые люди или родственники того, кто предложил угощения.
Церковные праздники, отмечаемые ААЦ, проходят в соответствии с григорианским календарем, поэтому их даты в большинстве случаев совпадают с торжествами католиков. По православной традиции религиозные празднования совершаются согласно юлианскому исчислению.
Пост в Армении известен под названием Арачаворк. Он начинается за 70 дней, предшествующих Пасхе, и продолжается в течение 5-дневного периода. Во время поста предусмотрены некоторые послабления. Например, разрешается употреблять яйца и сыр по воскресеньям в четыредесятницу.
В отличие от православных христиан среди армянских верующих не принято молиться перед иконами. Божественные изображения чаще всего отсутствуют как в храмах, так и в домах верующих. Именно по этой причине считается, что в прошлом ААЦ находилась под влиянием иконоборческого движения. При совершении молитвы принято обращаться к распятию, на котором отсутствует фигура Иисуса Христа. Этим вера армян также отличается от русской.
Крест у армян восьмиконечный. В отличие от православного у него отсутствует нижняя перекладина. Он более крупный, украшен живописными растительными орнаментами, поэтому часто именуется Цветущим. Оконцовки этого символа расширяются и напоминают по форме ласточкины хвосты. Представители Армянской апостольской церкви вкладывают в крест иное значение, чем православные. Для них этот религиозный атрибут символизирует вечную жизнь и процветание, а не казнь и страдания Спасителя.
Крестятся верующие армяне немного иначе, чем православные. Крестное знамение также совершается тремя сложенными вместе пальцами, однако его делают не справа налево, а в противоположном направлении.
Русская православная церковь не отвергает армянского христианства. В то же время существуют некоторые ограничения. Представителей ААЦ не хоронят и не поминают по православным традициям, за них не читают молитвы, принятые в славянском мире. Также не рекомендуется совмещать обе веры и посещать поочередно армянские и православные храмы. Что касается Цветущего креста, его не возбраняется носить русскому человеку. Однако перед этим он должен быть освящен в православном храме.
Апостольская церковь Армении известна своим толерантным отношением к представителям различных конфессий. В этом направлении христианства не принято принуждать к принятию собственных догматов. Каждый житель страны вправе самостоятельно определяться, какой путь к Богу ему подходит больше всего и какую религию выбирать.
Духовным центром армянских христиан является собор Эчмиадзин. Великая святыня находится в двух десятках километров от Еревана и является объектом постоянного паломничества. Первоиерархом в Армении выступает Католикос – Верховный патриарх ААЦ.
Строительство первого армянского храма на территории Тюменской области началось в сентябре 2019 года. Летом 2021 года был возведен купол церкви, установлены семь колоколов и купол колокольни. Согласно паспорту объекта, все работы должны были завершиться к началу осени 2021 года, но по ряду объективных причин сроки сдвинулись.
Плиты из вулканического туфа и базальта для строительства храма доставляли из Армении. Был период, когда транспортировку грузов оттуда временно приостанавливали. Наряду с плитами были привезены карнизы и арки, которые являются архитектурным элементом, используемым при строительстве храмов. В основном они предназначены для украшения фасада церкви, придавая ему более грациозный образ. Наряду с камнями из Армении для строительства был привезен также поклонный крест — хачкар, который был подарен братьями Оганнесом и Гегамом Овеянами. На территории церковного комплекса также ведется строительство дома священника.
За годы существования строительная компания возвела больше 200 объектов. Среди них — центр зимних видов спорта «Жемчужина Сибири», школа в микрорайоне Восточный-2, учебный корпус ТИУ на 50 лет Октября — Мельникайте. Также «Тюменьтел» участвовал в реконструкции ДК «Нефтяник» и здания института физкультуры ТюмГУ.