Партизанские зоны и края в Белоруссии
С первых дней оккупации Белоруссии ее народ поднялся на священную борьбу против немецко-фашистских захватчиков. В тылу врага развернулось партизанское движение, которое день ото дня приобретало все более широкий размах. Борьба советских патриотов приняла массовый, всенародный характер. К концу 1942 года в Белоруссии действовало 512 партизанских отрядов, объединявших более 56 тыс. партизан. Это был результат огромной организаторской и политической деятельности Коммунистической партии и ее местных партийных и комсомольских органов.
Основными программными документами по развертыванию партизанского движения явилась директива ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 29 июня 1941 года. Выдвинутый Коммунистической партией лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал боевым знаменем советского народа, выражением его воли. Он определил основную задачу, поставленную партией перед советскими людьми, оставшимися на временно оккупированной территории — развертывать и вести партизанскую борьбу.
Народные мстители нападали на вражеские объекты и гарнизоны, громили полицейские участки, в напряженной борьбе изгоняли оккупантов из населенных пунктов, отвоевывали у врага целые районы, в которых восстанавливали Советскую власть. Освобожденная партизанами в тылу вражеских войск территория получила название партизанских зон и краев.
Партизанская зона включала населенные пункты одного или нескольких районов, территорию которых партизаны удерживали и контролировали, с восстановленными органами и учреждениями Советской власти. Партизанский край объединял две партизанские зоны и более.
Уже с осени 1941 года партизанские зоны начали создаваться в Полесской, Могилевской и Минской областях. Края стали образовываться на базе партизанских зон с конца 1942 года; наибольшее количество их было в 1943 году.
В сентябре 1941 года партизаны отряда «Красный Октябрь» под командованием Героя Советского Союза Ф. И. Павловского разгромили опорные пункты, мелкие гарнизоны и полицейские участки в 11 селах Октябрьского и Глусского районов, Полесской области, а к концу года освободили их от оккупантов. В первой половине 1942 года партизанские отряды Ф. И. Павловского, И. Г. Жулеги, А. Т. Михайловского, А. Ф. Коваленко и другие почти полностью очистили от оккупантов территорию Копаткевичского и частично Петриковского, Домановичского, Паричского, Житковичского районов. В результате в Полесье образовалась Октябрьская партизанская зона. Центром ее являлся поселок Рудобелка, Октябрьского района.
С октября 1941 года в Могилевской области начала создаваться Кличевская партизанская зона. Партизаны под командованием И. 3. Изоха разгромили ряд вражеских гарнизонов и освободили несколько населенных пунктов. В январе — марте 1942 года партизанские отряды И. 3. Изоха, В. П. Свистунова, П. В. Сырцова и другие освободили от врага почти полностью Кличевский и частично Березинский, Кировский, Могилевский, Белыничский, Бобруйский, Осиповичский районы. Образовалась обширная Кличевская партизанская зона с населением около 120 тыс. человек.
В Минской области в конце 1941 года возникла Любанская партизанская зона. Вначале в нее входила часть Любанского и Старобинского районов, а к осени 1942 года территория зоны расширилась. От оккупантов были освобождены частично Стеродорожский, Слуцкий, Гресский, Узденский, Краснослободский и Копыльский районы. Центр зоны находился на острове Зыслав в Загальском сельсовете, Любанского района.
Суражская, Россонско-Освейская, Ушачская, Полоцко-Сиротинская партизанские зоны были образованы в 1942 году в Витебской области. Создание Суражской партизанской зоны началось в феврале 1942 года. В нее входили Суражский район (за исключением райцентра Сураж), часть Меховского, Городокского, Витебского и Лиозненского районов; освобожденная от врага территория составила около 3 тыс. кв. км. Зона располагалась в четырехугольнике Сураж—Витебск—Городок—Усвяты, в непосредственной близости от линии фронта. Ее удерживала 1-я Белорусская партизанская бригада под командованием М. Ф. Шмырева (Батьки Миная) и другие партизанские бригады.
Летом 1942 года образовалась Россонско-Освейская партизанская зона, включавшая полностью Россонский, Освейский районы и часть территории Дриссенского района. Центр зоны находился в райцентре Россоны.
В это же время создавалась Ушачская партизанская зона. Уже к осени 1942 года партизанской бригадой под командованием Ф. Ф. Дубровского и другими отрядами у противника были отвоеваны Ушачский район, значительная часть Лепельского и Ветринского районов, часть территории Плисского, Бешенковичского, Чашникского районов.
К осени 1942 года образовалась Полоцко-Сиротинская зона, в которую входили почти полностью Сиротинский и часть территории Полоцкого, Меховского, Россонского районов, Витебской области, и незначительная часть Невельского района, Калининской области. Центр партизанской зоны находился в деревне Зуево, Сиротинского района, где дислоцировался штаб бригады под командованием С. М. Короткина.
В апреле — июне 1942 года в Гомельской области сложилась Чечерская партизанская зона. Она включала 103 населенных пункта 5 районов: Чечерского, Светиловичского, Кормянского Гомельской (81 населенный пункт), Краснопольского района Могилевской (11 населенных пунктов), Красногорского района Орловской (11 населенных пунктов) областей. Зона занимала территорию около 3600 кв. км 3.
Партизанские отряды под командованием А.П. Савицкого (Петровича), В. 3. Коржа (Комарова) и имени Н. Т. Шиша в начале сентября 1942 года разгромили вражеский гарнизон в местечке Ленин, Пинской области, а затем освободили от противника почти весь Ленинский район. Здесь образовалась первая партизанская зона в Западной Белоруссии.
Таким образом, с осени 1941 года по ноябрь 1942 года в тылу врага на оккупированной территории Белоруссии было образовано 9 обширных партизанских зон: 8 — в восточной части республики и 1 — в западной. Преобладание партизанских зон в восточной части республики объясняется широким развитием здесь партизанского движения.
12 июня 1942 года фашистская полиция безопасности и СД сообщала о деятельности партизан в Белоруссии: «Сильные партизанские группы действуют в районах Березино, Бобруйска, Гомеля, Почепа, Ширгатино, Витебска, Лепеля, Суража... Эти партизанские группы развили большую активность... В некоторых областях партизанами установлена Советская власть и созданы постоянные управления...».
Фашистское командование не желало мириться с потерей целых районов, имеющих важное оперативно-тактическое и экономическое значение, прилагало все усилия, чтобы изгнать оттуда партизан и уничтожить их. С этой целью предпринимались всевозможные военные акции (налеты на отдельные пункты, крупные карательные экспедиции, нередко с участием фронтовых воинских частей). В результате партизаны не всегда могли удержать под своим контролем все населенные пункты своей зоны. Иногда партизанским формированиям под давлением превосходящих сил противника приходилось временно оставлять отвоеванные районы и уходить в другие места. Но затем они снова возвращались в свои зоны. Попытки врага ликвидировать партизанские зоны оставались безуспешными.
Партизанские отряды мужественно охраняли отвоеванную у оккупантов территорию, срывали попытки фашистов проникнуть в освобожденные районы. В партизанской зоне по указанию подпольных партийных органов и штабов партизанских соединений за каждым отрядом закреплялся определенный участок обороны, который он обязан был удерживать.
На важных направлениях партизаны сооружали оборонительные укрепления (строили дзоты, рыли окопы, ходы сообщения, устраивали завалы, уничтожали мосты на дорогах). На дальних подступах к партизанским зонам выставлялись дозорные посты, а на путях вероятного подхода противника круглосуточно дежурили хорошо вооруженные группы партизан. Кроме того, на переднем крае обороны и за ее пределами всегда находились партизанские разведчики. Это исключало внезапность появления врага. Дозоры и дежурные группы, находящиеся в засаде, первые принимали бой и создавали возможность партизанскому командованию выдвинуть на опасный участок главные силы.
Боевые действия приходилось вести почти ежедневно, нередко одновременно на разных участках. Например, отряд Д. Ф. Райцева с 20 по 27 июня 1942 года 14 раз вступал в бой с превосходящими силами противника, пытавшегося проникнуть в населенные пункты Суражской зоны. Партизанские отряды В. 3. Коржа, имени Шиша и Чапаева 4 дня (с 5 по 8 ноября 1942 года) вели упорные бои с противником в районе деревни Баранова Гора, Ленинского района, Пинской области, за удержание освобожденной территории. Обе группировки противника понесли потери и отступили. Можно привести много аналогичных примеров.
Следует также отметить, что партизанские соединения и отряды, контролировавшие в тылу у врага значительную территорию, вели не только позиционную, оборонительную борьбу. Партизанские зоны служили базой, откуда партизаны осуществляли наступательные действия. Диверсионные и подрывные группы, боевые отряды, специально сформированные подразделения из нескольких отрядов уходили за сотни километров от своей основной базы для проведения крупных боевых операций. Приведем несколько характерных примеров.
Подрывная группа партизанского отряда Н. Б. Храпко (Октябрьская партизанская зона) 8 мая 1942 года на участке Жлобин — Мозырь пустила под откос вражеский эшелон из 68 вагонов с боеприпасами и живой силой. Партизаны отряда Д. Ф. Райцева (Суражская зона) 28 июня 1942 года взорвали два моста: один — через реку Лужесянку, вторая — на дороге в районе Путилово. 1-я Белорусская партизанская бригада, базировавшаяся в Суражской зоне, в первой половине 1942 года провела 50 боевых операций. Ее отряды за это же время подорвали 4 эшелона врага, 13 мостов, уничтожили 25 автомашин с грузом и живой силой, подбили три танка. Партизаны 2-й Белорусской бригады (Суражская зона) в ночь на 15 июля 1942 года разгромили вражеский гарнизон на железнодорожной станции Бычиха. В этом бою они взорвали склад с горючим и 4 вагона с аппаратурой связи, 5 мостов, повредили полотно железной дороги и теле графно-телефонные линии, а также захватили богатые трофеи. Эта же бригада за пять месяцев (с 18 февраля по 18 июля 1942 года) осуществила 9 налетов на гарнизоны врага, уничтожила 3 танка, 2 танкетки, 30 автомашин, взорвала 36 мостов, 18 дзотов, 9 складов с боеприпасами и горючим. В ночь на 7 сентября 1942 года силами объединенных отрядов 2-й и 4-й Белорусских партизанских бригад (Суражская и Полоцко-Сиротинская зоны) был разгромлен гарнизон противника в Езерище. Партизанские отряды под командованием С. А. Мазура и И. З. Изоха (Кличевская партизанская зона) в ночь на 9 сентября 1942 года взорвали железнодорожный мост на реке Нача, западнее железнодорожной станции Крупки, Минской области, который находился на основной коммуникации противника Минск — Орша.
На освобожденной от врага территории подпольные партийные органы, командование партизанских формирований, опираясь на широкие слои населения, восстанавливали органы Советской власти.
Так, 3 апреля 1942 года в Усакино, Кличевского района, состоялось партийное собрание с повесткой дня: «а) О восстановлении Советской власти в Кличеве и районе; б) Выборы руководящих партийных и советских органов». В связи с тем что Кличевский район полностью освобожден от немецко-фашистских захватчиков, в районе уничтожены немецкие органы власти и он находится под контролем партизанских отрядов, говорилось в постановлении собрания, считать Советскую власть в районе восстановленной...
Поручить РК КП(б)Б обеспечить восстановление и работу соответствующих районных и местных органов Советской власти в районе».
20 июля 1942 года в селе Шеверничи, Березинского района, Могилевской области, состоялось собрание партийного актива района. Коммунисты обсуждали вопрос о восстановлении Советской власти в районе. В постановлении собрания подчеркивалось, что партизанские отряды во всех сельсоветах района изгнали немецких оккупантов и их наймитов, и уже 3 месяца как в населенных пунктах отсутствует немецкая власть. Коммунисты приняли решение восстановить работу РК КП(б)Б и райисполкома.
Необходимо подчеркнуть, что в партизанских зонах Белоруссии наряду с органами Советской власти (райисполкомы, сельсоветы) важную роль играло командование партизанских бригад и отрядов. Райисполкомы, сельские Советы были восстановлены в ряде районов Октябрьской, Любанской, Кличевской, Суражской, Чечерской партизанских зон.
В Ушачской, Россонско-Освейской, Полоцко-Сиротинской, Ленинской зонах, в ряде районов Октябрьской, Любанской, Кличевской, Суражской, Чечерской партизанских зон довоенные органы Советской власти не были восстановлены. Их функции выполняло командование партизанских бригад и отрядов, а также назначаемые подпольными райкомами партии и партизанским командованием из местного населения и партизан уполномоченные сельсоветов, партизанские коменданты, партизанские старосты.
В чрезвычайно сложной обстановке партийные и советские органы, командование партизанских бригад и отрядов налаживали нормальную жизнь. В ряде населенных пунктов, где позволяли условия, возобновилась работа промышленных и бытовых предприятий — электростанций, мельниц, сапожных, швейных, оружейных мастерских, пекарен, маслозаводов, прачечных, бань и т. д.
Исключительно большое внимание уделялось сельскохозяйственным работам. В партизанских зонах колхозы не возрождались. Крестьяне сообща решали многие производственные вопросы, помогали друг другу в труде, но в условиях войны не вели всего хозяйства на коллективных началах. В 1942 году весенний сев и уборку урожая, озимый сев вели индивидуальные крестьянские хозяйства. Партийные, советские органы, командование партизанских формирований оказывали помощь крестьянам в проведении сельскохозяйственных работ, выделяли людей, повозки, лошадей организовывали работу кузниц, выставляли заслоны, чтобы гарантировать безопасность. Крестьяне также сами создавали посты наблюдения. Вспоминая о хозяйственной жизни в Кличевской партизанской зоне в те суровые дни, Герой Советского Союза В. И. Ливенцев писал: «Проезжая по району, можно было видеть идущих за плугом пахарей. За их плечами висели винтовки, за поясом торчали гранаты».
Партийные и комсомольские организации, комиссары партизанских формирований проводили большую массово-политическую работу среди населения партизанских зон. За агитаторами и пропагандистами закреплялись конкретные населенные пункты. Например, агитаторы 1-й Белорусской партизанской бригады во второй половине августа 1942 года охватили политмассовой работой около 3 тыс. человек. Агитаторы бригады «Смерть фашизму» в октябре 1942 года вели политическую работу в 328 населенных пунктах Ушачского, Ветринского, Полоцкого, Бешенковичского районов.
Художественные агитколлективы, кружки художественной самодеятельности бригад и отрядов проводили среди населения культурно-просветительную работу. В ряде населенных пунктов Витебской области был организован просмотр кинофильмов. Осенью 1942 года в некоторых населенных пунктах Октябрьской, Любанской, Суражской партизанских зон открылись школы. Идеологическая работа партийных органов повышала политическую сознательность населения, поднимала патриотические чувства, активизировала усилия советских людей в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
Одной из важнейших задач, стоявших перед партийными органами и партизанским командованием, являлось спасение населения от зверств оккупантов и угона в фашистское рабство. Партизаны охраняли население и оказывали помощь во время блокад, карательных экспедиций, налетов вражеской авиации. С партизанских аэродромов отправлялись в советский тыл женщины, старики, дети.
Жители партизанских зон проявляли исключительную заботу о своих защитниках. Они не только снабжали партизан продовольствием, но и участвовали в сооружении укреплений, аэродромов, помогали партизанам добывать разведданные, заботились о раненых. За счет местного населения пополнялись ряды партизан.
Большую помощь Советской Армии оказывали жители партизанских зон: собирали денежные средства в фонд обороны Родины, на строительство танковых колонн и авиаэскадрилий, участвовали в подписке на государственные займы, проводили заготовку хлеба, картофеля, фуража. Например, из Суражского и Меховского районов весной 1942 года было сдано в фонд обороны страны на 74930 руб. облигаций и 18039 руб. наличными деньгами. Из партизанских районов, расположенных недалеко от линии фронта, для Советской Армии отправлялись лошади, транспорт, на Большую землю переправлялась молодежь призывного возраста. Весной 1942 года только из Суражского и Меховского районов в ряды армии влилось 5 тыс. человек.
Партизанские зоны, образовавшиеся в результате упорных боев с противником, представляли собой опорные базы партизан и Советской власти в тылу врага. Они являлись своеобразным тылом для партизан. Здесь находились партизанские аэродромы, на которые доставлялись вооружение, боеприпасы, взрывчатка, медикаменты и другие грузы. Сюда приходили отдельные группы и отряды, преследуемые карателями, не только из других районов Белоруссии, но и с Украины, из РСФСР, Прибалтики. Отсюда они совершали боевые рейды.
Образование партизанских зон в глубоком вражеском тылу и удержание их — одна из ярких страниц героической борьбы белорусского народа в годы войны.
Источник: Военно-Исторический журнал № 1, 1976 г. «Партизанские зоны и действия партизан в Белоруссии (1941-1942 гг.)» Бывший комиссар партизанского отряда «Грозный» В. Горцев, кандидат исторических наук А. Купреева