Введенский монастырь в поселке Рассвет

Опубликовал: murashka, 31-05-2021, 20:43, Путешествие в историю, 397, 0

В 1848 году в селе Бобровском, которое находится на территории современного Слободо-Туринского района, возле Знаменской церкви при поддержке местного священника поселились 4 крестьянки, желавшие принять монашеский постриг. Этому частному общежитию оказывал покровительство местный священник Ераст Кокосов. Первые годы существования общежития были трудными.

Возглавила это небольшое общежитие «крестьянская девица» Елена Дмитриевна Боровикова, уроженка соседнего села Боровиковского Ирбитского уезда. Все насельницы были неграмотны, о чем «много соболезновали, потому что лишались самого главного в их жизни - это неимение возможности выполнять молитвенное келейное правило, положенное уставом, и другие молитвословия, по книге».

Прослышав, что в селе Бобровском у благочестивых родителей есть одиннадцатилетняя дочь, сведущая в церковном чтении, сестры общежития «выпросили у родителей, как бы погостить у них» эту девочку. Так появилась в маленькой общине Евгения Федоровна Зырянова, впоследствии монахиня Евстолия, которой будущий монастырь был во многом обязан своим существованием и благосостоянием.

Во время паломничества в Оптину пустынь Евгения, обратилась за духовными наставлениями к одному из самых почитаемых старцев отцу Амвросию. Старец благословил ее вернуться в Бобровское общежитие, предсказав, что у них будет Введенский монастырь.

Вернувшись из паломничества в Оптину, Евгения Зырянова с особым воодушевлением приступила к делам общежития. На собранные пожертвования ей удалось приобрести в селе Бобровском более просторный дом, и вскоре в нем проживало уже 16 человек. Общежитие вело трудовой образ жизни: сестры имели скот, сеяли хлеб, занимались рукоделиями. Земли у общежития не было и ее приходилось арендовать у крестьян окрестных селений. К 1874 г. в общежитии проживало уже 26 человек.

В 1874 г. у общежития появились щедрые благотворители - жители Тюмени полковник Дмитрий Михайлович и его жена Фотина Степановна Серебряковы, которые завещали 5000 руб. с условием их вечного поминовения. Ирбитский нотариус Иван Абрамович Маврицкий подсказал Евгении Зыряновой, что имеется подходящий земельный участок - предлагаемая к продаже помещицей Евдокией Ивановой «дача Каменьщикова», в 3 верстах от села Краснослободского, размером в 128 десятин 668 кв. саженей. Поскольку общежитие не имело официального статуса, земля была куплена на имя Евгении Зыряновой, за 4600 рублей. Еще до полного оформления документов на землю сестры общежития (26 человек) 27 июля 1874 г. переселились туда. В начале 1875 г. они завели при общежитии школу.

К началу 1877 г. в общежитии проживали 32 насельницы и 9 малолетних девочек-сирот. Они содержали себя своими трудами: хлебопашеством, скотоводством, рукоделиями. Общежитие имело просторные постройки: пять жилых домов (один из них ветхий), три амбара, два погреба, три конюшни, два овина, баню, все - деревянное. Имели насельницы и до 70 голов различного скота. По совету того же нотариуса сестры решили обратиться к епископу Пермскому и Верхотурскому Вассиану с просьбой об официальном признании их частного общежития монашеской общиной. Прошение составила и подала 14 января 1877 г. Евгения Федоровна Зырянова.

Добиваться признания общины пришлось шесть лет, и не только в Перми, но и в Петербурге. После подачи очередного прошения в Пермскую консисторию, двум насельницам общежития - Марине Ивановне Зыряновой и Александре Николаевне Семухиной - пришлось лично отправиться в столицу, чтобы ускорить решение вопроса об общине в Синоде. В 1883 году был получен указ Синода об учреждении женской общины в селе Красном.

Центром притяжения для многих была сама Евгения Зырянова. Для ее родителей Бобровское общежитие стало вторым домом. Когда в 1874 г. на имя Евгении была приобретена земля под селом Краснослободским, именно они, бросив свое хозяйство, первыми отправились туда, чтобы подготовить все необходимое для переезда на новое место насельниц общежития. Там, в обители, они впоследствии и были похоронены.


Добившись официального учреждения общины, Евгения Зырянова первое время управляла ею сама - по-прежнему. Однако сестры ощущали недостаток опыта монашеской жизни и поэтому просили епархиальное начальство прислать им начальницу из какой-нибудь благоустроенной общежительной обители, которая могла бы стать для молодой общины настоящей духовной руководительницей. Выбор епархиального начальства пал на монахиню Евникию (в миру Евдокию Васильевну Гребеньщикову), жившую в Екатеринбургском Ново-Тихвинском монастыре. Указом Екатеринбургской духовной консистории от 9 июня 1886 г. она была переведена в Красносельскую общину, которой управляла шесть лет, и здесь же скончалась 24 марта 1892 г., оставив по себе «достохвальное воспоминание» у сестер обители.

Евгения Зырянова в 1887 г. была облачена в рясофор, а 15 декабря 1896 г. пострижена в монашество с именем Евстолия. К тому времени ей уже исполнилось 59 лет, из которых 48 она прожила в этой обители.
После кончины первой начальницы Красносельской общины Евникии 25 сентября 1892 г. указом Екатеринбургской духовной консистории новой начальницей была назначена монахиня Вриенна (в миру Анисия Григорьевна Дементьева), проживавшая в Верх-Теченском Троицком монастыре. В сентябре 1898 года указом Екатеринбургской духовной консистории Евстолия Зырянова была утверждена в должности казначеи общины, которую фактически исполняла уже несколько десятилетий.

Первой заботой молодой монашеской общины стало возведение храма. Сестры видели его каменным, величественным, и конечно «Введенским», как предсказывал старец Амвросий. Закладка собора состоялась 25 сентября 1888 г., а 9 июня 1893 г. он был освящен. Строительство каменного храма стало возможным благодаря щедрой благотворительности томского купца первой гильдии, потомственного почетного гражданина Петра Васильевича Михайлова, пожертвовавшего на монастырскую церковь 3000 рублей.

Введенский монастырь в поселке Рассвет

Строительные работы подрядился провести шадринский купец Константин Севастьянович Малышев, рекомендованный сестрам настоятельницей Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря игуменьей Магдалиной. Подрядчик полностью оправдал надежды сестер: работы были выполнены качественно, вовремя и недорого. Все самые «черные» труды легли на самих насельниц обители: они и кирпич сами заготовили (540 тысяч штук из необходимых 660 тысяч), и на строительстве церкви работали.

Храм получился величественным, заметным в сельской местности. Длина его составляла 13 саженей, ширина - 9 саженей 1 аршин, высота - 22 сажени, и при храме еще колокольня 28 саженей. Это была единственная каменная постройка в обители.

В 1899 году Красносельская община была переименована в монастырь. Долгожданный указ был издан Синодом 29 января - 9 февраля этого года, а 15 июля состоялось торжественное открытие монастыря, в присутствии многочисленных паломников, гостей, епископа Екатеринбургского и Ирбитского Христофора. Незадолго до торжества, 2 мая, в обители был еще один праздник - в этот день начальница общины монахиня Вриенна была посвящена в сан игумении, более приличествующий настоятельнице монастыря.

Монастырь был создан как общежительный, то есть все его насельницы должны были иметь общую трапезу, а необходимые вещи получать из монастырской казны. Обитель была положена в 3 класс, «с таким числом монашествующих, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства».

В 1907 году в обители жили 141 человек, в 1908 году - 119. Из них 19-20 % несли послушания в церкви (7-8 человек читали псалтирь по умершим и за благотворителей монастыря, 5-6 человек пели в монастырском хоре, 4-5 человек пекли просфоры, были также пономарка, церковница, ризничая). Примерно каждая третья насельница монастыря, занятая на послушании в церкви, сочетала его с другими послушаниями - в рукодельных, живописных мастерских.

Обитель была известна своим хором, существовавшим со времен Бобровского общежития. Долгие годы его бессменной руководительницей была Дарья Волкова (в 1896 г. одной из первых принявшая монашеский постриг с именем Дина), скончавшаяся в 1900 г.

Еще 18-22 % насельниц были заняты на сельскохозяйственных работах. Земли монастырю не хватало. Дача «Каменьщикова», на которой разместился монастырь, не могла прокормить всех монахинь и послушниц. В 1902 г. монастырю удалось приобрести у купца Петра Михайлова дачу «Ивановку» размером 302,8 десятины земли и леса в трех верстах от обители. Это приобретение стоило 7000 рублей, и необходимую сумму предоставил другой благодетель обители - екатеринбургский купец Михаил Иванович Иванов (тоже ставший монахом). Всего к 1915 г. у обители имелось 431 десятина земли, из которой пахотной было 142 десятины, сенокосной - 90, под выпасом скота - 50, под лесом - 66. Дополнительно приходилось арендовать наделы земли у крестьян. Поэтому в 1908 г. сестры начали ходатайствовать об отводе монастырю положенных по российскому законодательству 150 десятин земли, однако дело это затянулось на годы и так и не было решено.

Для переработки зерна монастырь построил ветряную мельницу, деньги на строительство которой (900 рублей) также пожертвовал купец Михаил Иванов.

К 1913-1915 гг. монастырь имел 36 лошадей, 13 подростков, 30 дойных коров и 20 нетелей, 13 телят, 2 быков, 10 овец и многочисленную птицу. Был и свой пчельник.

Сестры не только полностью обеспечивали нужды монастыря, но работали и по заказам окрестных жителей. Насельниц обители часто приглашали читать псалтирь в домах мирян. С 1906 г. монастырь имел подворье в Ирбите, где постоянно проживало не менее 10 послушниц и монахинь, выполнявших заказы по вышивке, шитью, вязанию. На время Ирбитской ярмарки на подворье отправляли еще сестер, поскольку увеличивалось количество заказов. Там же приезжающие на ярмарку миряне могли остановиться за умеренную плату, арендовать складские помещения.

Достигнув 73-летнего возраста, Евстолия Зырянова подала прошение об увольнении ее от должности казначеи на покой. 30 апреля 1909 г. ее просьба была удовлетворена. В 1911 г. первая игуменья монастыря Вриенна Дементьева подала прошение об увольнении ее от должности настоятельницы. Определением Синода от 7 мая 1911 г. ее прошение было удовлетворено.

Красносельский монастырь к тому времени считался вполне сформировавшимся, поэтому вторая игуменья была уже избрана самими насельницами, как и положено в общежительных обителях. Выборы состоялись в присутствии благочинного монастырей и общин Екатеринбургской епархии настоятеля Верхотурского монастыря Ксенофонта 7 июня 1911 г. Большинство голосов получила монахиня Олимпиодора, которая и была утверждена в должности настоятельницы монастыря указом Синода от 9 июля того же года, а 17 октября 1912 г. возведена в сан игуменьи.

Игуменья Олимпиодора (в миру Ольга Федоровна Ефремова) была уроженкой села Краснослободского. Настоятельницей монастыря она стала в возрасте 49 лет.

Несмотря на свою отдаленность от крупных городов, Красносельский монастырь вел активную жизнь. Обитель периодически посещали благочинные и епископы, несколько раз в год на храмовые праздники приходило много паломников. Случались в жизни обители запоминающиеся события. Одним из них было принесение с крестным ходом в 1883 г. иконы Божией Матери «Скоропослушницы».

Маленькая икона Богоматери «Скоропослушницы» была принесена в Бобровское общежитие Евгенией Зыряновой из паломничества по святым местам в начале 70-х гг. XIX в. В одном из известных монастырей России она получила ее от почитаемого. Согласно монастырскому преданию, вскоре после переезда сестер в с. Краснослободское неизвестный мужчина посоветовал Евгении Зыряновой заказать для обители большую икону Богоматери «Скоропослушницы», первым пожертвовав на нее пять рублей. Идея вдохновил насельниц, и они вскоре собрали по подписному листу необходимую сумму. Икону решено было заказать на Афоне, в русском Пророко-Ильинском скиту. Там и была написана копия за 27 рублей. Присланную через Тюмень икону с крестным ходом принесли в обитель при большом стечении народа. Вскоре икона стала считаться чудотворной, и к 1913-1915 гг. было записано 8 случаев исцеления мирян и сестер Красносельского монастыря, произошедших от иконы.


После Февральской революции из ведения монастыря была изъята школа грамоты, официально учрежденная при обители в 1893 г. из той школы, которая существовала с 1875 г. Сестры еще в 1914 г. заложили фундамент для нового здания «школы-приюта» в честь Святого Праведного Симеона Верхотурского чудотворца, заготовили необходимые строительные материалы, получили субсидии в размере 5500 рублей от Синода и Комиссии о беспризорных детях, но так и не приступили к строительству. Сестры вплоть до начала 1919 г. надеялись, что здание будет возведено, но их чаяниям не суждено было сбыться.

К 1918 г. в обители проживали 128 насельниц: игумения Олимпиодора, 26 монахинь, 58 рясофорных послушниц, 43 послушницы-белицы (не постриженные в рясофор), а также 28 малолетних воспитанниц. Вопреки всем треволнениям первого послереволюционного года, состав сестричества не изменился и к началу 1919 г.

События гражданской войны не обошли Введенский монастырь. Когда в 1919 г. Белая Армия отступала в Сибирь, некоторые отряды следовали, через Краснослободское село. С белыми отступали и монахи Верхотурского Николаевского монастыря, везущие с собой массивную 10-пудовую серебряную раку из-под мощей Симеона Верхотурского. Но «белым было уже не до раки», как писал впоследствии верхотурский настоятель Ксенофонт, и добравшись до Красносельской обители, монахи решили остаться там. В женской обители рака и сопровождавшие ее семеро монахов и послушников оставались до февраля 1920 г., после чего вернулись обратно.

Красносельский монастырь просуществовал до 1924 г., когда был закрыт подобно другим обителям. Монахини и послушницы разошлись по родным местам и чужим деревням, большинство из них оказались на территории современной Тюменской области. В наше время от монастыря остались развалины Введенского храма.

Адрес: Свердловская область, Слободо-Туринский район, поселок Рассвет. Координаты:57.513759, 64.375045

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Ноябрь 2022 (33)
Октябрь 2022 (4)
Сентябрь 2022 (24)
Август 2022 (60)
Июль 2022 (52)
Июнь 2022 (31)
Календарь
«    Ноябрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.