Таповская железная дорога - забытый маршрут

Опубликовал: zampolit, 19-10-2020, 12:05, Путешествие в историю, 65, 0

В ходе массовой коллективизации и борьбы с кулачеством в СССР появилась система ГУЛАГ (Главного управления лагерей и мест заключения) как подразделение НКВД. Начиная с 1930 года и по 1960 год миллионы граждан Советского Союза оказались за колючей проволокой по приговору так называемых «троек» как по уголовным, так и по политическим обвинениям.

4 января 1936 года был сформирован Инженерно-строительный отряд Народного комиссариата внутренних дел, 15 января - Управление особого строительства. В Исправительно-Трудовом кодексе РСФСР 1933 года разрешалось использовать труд заключенных, при этом два дня ударной работы засчитывались за три дня срока. Одним из первых было образовано Главное управление лагерей железнодорожного строительства, т. к. именно заключенных предполагалось использовать для создания разветвленной системы железных дорог, соединяющих центр с отдаленными провинциями.

Начиная с 1930 года велось строительство следующих железных дорог - Караганда-Балхаш, Тайшет-Лена, Трансполярной магистрали, Кольской железной дороги, тоннеля на Сахалин, Северной железной дороги, Печорской магистрали, вторых путей Сибирской магистрали и др.

В 1936 году НКВД Омской области решил организовать исправительно-трудовую колонию № 4 в Щучье рядом с Заводоуковском. Почему выбрали именно это место?

Во-первых, рядом с уже существующей железной дорогой, соединяющей Тюмень с Омском, а через них - со всей страной. Постоянное обновление контингента заключенных не представляло никаких затруднений. 31 июля 1937 году Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило приказ НКВД № 00447 о начале массовых репрессий. Омская область получила квоту в 1000 человек по первой категории (расстрел) и 2500 человек по второй категории (осуждение и отправка в ГУЛАГ). 10 декабря 1937 года глава НКВД Омской области Валухин сообщил правительству, что 11050 человек были осуждены по первой категории и 5004 по второй. Началось расширение сети лагерей, открывались новые строительства.

Во-вторых, Заводоуковский леспромхоз остро нуждался в бесплатной рабочей силе, заготовке и отправке столь необходимых бурно развивающейся промышленности стройматериалов. К колонии из поселка была проложена специальная 15-километровая конно-лежневая дорога, что позволяло осуществлять транспортировку леса круглогодично, несмотря на погоду: летом - на колесных фургонах, зимой - на санях с подсанками.

Для повышения производительности труда принимается решение о строительстве силами заключенных железнодорожной ветки, которая бы соединила станцию Заводоуковскую с основными населенными пунктами леспромхоза, а затем продолжилась до Тобольска. Расстояние между конечными пунктами должно было составлять примерно 250 км. К концу 1936 года экспедиция «Гидролестранса» сделала заключение о необходимости строительства железнодорожной лесовозной ветки, и почти сразу начались работы. Уже в 1937 году вывозка древесины осуществлялась с 13-го километра, в конце 1938 года - с 23-го.

До 1941 года дорогу удалось проложить до поселка Уварыш (35 км), в дальнейшем дорогу довели до 102 км около поселка Новый Тап, где строительство пришлось остановить - впереди оказались непроходимые болота. С этого времени дорогу стали называть Таповской.

С середины 1938 года происходит снижение добычи и вывозки леса, а затем приостанавливается и само строительство. Основными причинами этого являлись речки Коктюль и Каменка, через которые предстояло проложить мосты, а также эпидемия сыпного тифа. В начале лета 1938 года все вольнонаёмные и часть из 800 заключенных слегли от внезапно вспыхнувшей болезни. Две молодые медсестры - А. Власова и М. Лаврушина днем ухаживали за больными, а ночью плакали от безысходности - медикаментов и нормального питания для взрослых мужчин, занятых тяжелым физическим трудом на лесозаготовках, не хватало. Многие десятки людей, обвиненных в уголовных и политических преступлениях, были захоронены тогда на кладбище, разместившемся рядом с забором «на воле». По сведениям на 1938 год, в колониях Омской области содержалось 10250 человек, кроме этого, в 113 трудовых поселках проживали 44378 трудпоселенцев, административное управление которыми осуществлял отдел трудовых поселений УНКВД Этот отдел содержался на пятипроцентные отчисления от заработной платы трудпоселенцев, занятых в хозяйственных организациях.


В конце 1939 года Щучинскую колонию № 4 расформировали. Заключенных перевели на общелагерный режим и распределили по другим лагерям, «малотрудоспособных» отправили по исправительно-трудовым колониям отдаленных областей.

Строительством занимались не только заключенные из колонии № 4 ОИТК УНКВД по Омской области, но и спецпоселенцы, административные ссыльные, которых с 1936 года стали расселять вдоль будущей дороги. Так появились поселки Лебедевка, Уварыш, Тропинский, Новостройка и др. Низкая производительность труда, эпидемии, ужасные бытовые условия не позволяли вести работы в определенные планом сроки.

Так, 8 июля 1941 года рабочий комитет Заводоуковского мехлеспункта ставил в известность Ялуторовский райотдел НКВД том, что прибывшие 250 человек на Тропинский лесопункт размещены в небольшом общежитии, рассчитанном на 80 человек. Вскоре у них начался кровавый понос и грипп, но изолировать больных оказалось невозможно. Фельдшер Кайецкая физически не могла справиться с наплывом тех, кому была нужна срочная медицинская помощь. С раннего утра и до поздней ночи она принимала ежедневно по 60-80 cпецпоселенцев.

Особенно востребованной Таповская дорога стала в годы великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Увеличился вывоз древесины, шпал, живицы, песка из карьера на 23 километре, которые поставлялись на фронт или в освобожденные регионы.

Наравне с грузовыми вагонами по ветке начали курсировать и теплушки, перевозившие местных жителей, прибывающих спецпереселенцев в район Лебедевки. Разместившиеся в Заводоуковске курсанты спецшколы ВВС долгие годы вспоминали, как они заготавливали дрова в суровые сибирские морозы. Доезжали на товарняке до Тропинского и несколько километров шли пешком до отведенного места в сторону Лебедевки. Срубленные бревна после очистки волокли обратно до железной дороги, там загружались и возвращались в поселок, который между собой называли Заводоуковкой. Е. Курков, одноклассник будущего космонавта Владимира Комарова, оставил множество зарисовок того времени, в том числе и о путешествиях по заводоуковской узкоколейке.

Сегодня Таповская железнодорожная ветка почти полностью заброшена, в некоторых местах покрыта песком, в некоторых - осталась без рельсов. Немногие горожане знают, что она стала памятником эпохи политических репрессий, сплошной индустриализации и коллективизации советского времени.

Источник: Е.П. Ермачкова «Таповская дорога - неоконченный проект». Краеведческая конференция «Наше наследие», Заводоуковск – 2013.

На фото: остатки Таповской дороги в Лебедевке.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Январь 2021 (12)
Декабрь 2020 (23)
Ноябрь 2020 (21)
Октябрь 2020 (21)
Сентябрь 2020 (25)
Август 2020 (30)
Календарь
«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.