Топ-100

Фирменные поезда Западной Сибири в 1960-80 годах

Опубликовал: zampolit, 9-07-2020, 16:48, Путешествие в историю, 2 964, 0

Во второй половине XX века рост благосостояния населения стал приобретать все большую актуальность. Причиной этому стал феномен «революции в доходах», который коснулся развитых стран. СССР, который не без основания претендовал на место среди этих стран, не мог оставаться в стороне от этого процесса. Показателем возросшего благосостояния в области перевозки пассажиров в СССР на дальние расстояния стали т. н. «фирменные» поезда, т. е. поезда повышенной комфортности.

Отличительной чертой второй половины XX века было учреждение многих видов пассажирских составов – появление их – свойство НТР и следствие «революции в доходах». Пассажиропоток в Западной Сибири в 1965 – 1990 гг. неуклонно нарастал. Если в начале исследуемого периода численность отправленных пассажиров находилась в среднем в год около 30 млн человек, то к концу этот показатель превысил 150 млн человек, увеличившись более, чем в 5 раз.

Это стало возможным благодаря государственной тарифной и ценовой политике. Цены на билеты общие и с учетом качества пассажирского места в общем, плацкартном и купейным вагонах позволяли реализовывать широкие возможности лиц с разными доходами.

Такая политика органично дополнялась широкой сетью распространения билетов, что делало их потенциально доступными. Спрос на билеты в сезон желательных отпусков значительно превышал предложение, создавал феномен очереди. Обычно составы шли на предельной загрузке. Углубление социальной политики сделало возможным по сравнению с первыми послевоенными пятилетиями значительно дифференцировать пассажирские составы по видам провоза пассажиров и степени комфортности следования в них.

В обычном пассажирском составе следовало до 500 человек. Типовой скорый поезд дальнего сообщения строился по следующей схеме: локомотив, 9 спальных вагонов и один вагон-ресторан. Предусматривался вариант нескольких прицепных вагонов в попутном направлении. Из локомотивов обычно использовались электровозы серии ЧС2 и ЧС3, ВЛ23 и ВЛ60, тепловозы серии ТЭП60. Все они были рассчитаны на общий вес состава в 1100 т.

Рост пассажирооборота заставил подумать о вместимости поезда и параллельном росте комфортности обслуживания пассажира на всех этапах его контакта с железной дорогой. Длина или состав поезда не были постоянными. Длина обычного пассажирского состава за 1965 – 1966 гг. увеличилась с 12 до 15 вагонов, а поезда Томск – Андижан – до 17 вагонов. Плюс томские пассажиры получили дополнительные вагоны прямого сообщения на Абакан, Хабаровск. Длина или состав поезда не были постоянными. В 1975 г. он составлял 9 вагонов. Обычные составы пассажирских вагонов в конце 1970-х гг. составляли 16 – 18 вагонов. А в 1987 г. – 18 вагонов. При этом в новогодние праздники протяженность пассажирских составов доходила до 20 вагонов.

С 1960-х гг., особенно в рамках реформы 1965 г., началась активная работа по повышению качества услуг на пассажирском транспорте. В первую очередь изменения коснулись крупных административных центров, а в них – центральных (городских и главных) вокзалов, а также новой формы пассажирских поездов – фирменных. Их признаками стали повышенные требования к оформлению, обеспечению материалами, а потому – повышенным комфортом.

Идея создания фирменных поездов возникла в 1964 г. Первоначально они формировались на маршрутах от областных центров или иных крупных городов до столицы СССР – г. Москва. Особенность следования поезда – высокая для того времени скорость (предельная для пассажирских поездов) и минимальное количество остановок, на которых он не стоял больше 12 минут, а также повышенная комфортность.


В Западной Сибири первый такой поезд был сформирован в 1965 г. Это – поезд «Новосибирск – Москва». Ежедневно отходил от станции Новосибирск-Главный. Он получил имя «Сибиряк». В организации ее работы отличилась бригада проводников из Новосибирского резерва. Его первый рейс начался 12 июня 1965 г.

В 1967 г. к списку фирменных поездов в Западной Сибири прибавились «Алтай» (от станции Барнаул), в 1968 г. «Пионер Алтая». В 1968 г. был организован фирменный поезд «Обское море». Такой поезд был сформирован на Тюменском отделении Свердловской железной дороги. Два таких поезда были образованы на Омском отделении («Иртыш» 1968 г. и «Омич»), и три на кузбасских отделениях: «Томич», «Кузбасс» и «Новокузнецк – Москва».

1977 год считается годом рождения фирменного поезда «Кузбасс» на маршруте Кемерово – Москва (маршрут № 29/30). Но курсировать он начал с 1 апреля 1978 г. по пути, 40 % которого было электрифицировано. Для него было выделено 6 составов с комбинированным отоплением.

В 1980 г. на Кемеровской железной дороге формировали 2 фирменных поезда: «Кузбасс» и «Томич». (10 составов), 12 поездов дальнего следования (60 поездов), 9 поездов местного сообщения, прицепные вагоны по десяти направлениям.

До середины 1980-х гг. в Западной Сибири фирменные поезда формировались в областных центрах. В 1984 г. (по другим данным в 1988 г.) началось движение фирменного поезда «Новокузнецк - Москва» (в количестве 7 составов). С 1987 г. по маршруту Новосибирск – Карасук начал курсировать фирменный поезд Новосибирск – Карасук. Это был один из первых в СССР фирменных поездов местного сообщения. Организатором стало вагонное депо Новосибирск. В 1988 г. фирменным стал поезд «Предгорье», следовавший по маршруту Бийск – Барнаул. 21 марта 1989 г. поезд № 603 отбыл в Новосибирск как фирменный. Картину дополняли фирменные поезда «Обь», «Новосибирск – Адлер», «Омск – Новосибирск» и т. д.

В СССР быстро сформировались доминирующие маршруты фирменных составов. 57 из них ежедневно отправлялись в Москву из Красноярского, Приморского и Алтайского краев и 54 областных центров РСФСР и других союзных республик. «Вторым центром притяжения» фирменных поездов был Ленинград – туда направлялось 12 составов (но из Западной Сибири – ни одного). Основное число поездов обращалось в европейской части СССР.

На Кемеровской железной дороге действовало 7 таких поездов, на Западносибирской – 8, на Свердловской – 12. Притом в 1989 г. на Западно-Сибирской дороге при плане 2 не был сформирован ни один фирменный поезд, а на Кемеровской – при плане 3 сформировали 4 таких поезда. На 1 января 1990 г. в сети железных дорог СССР работало уже 276 фирменных поездов. Из них 34 таких поезда было сформировано в 1989 г. или 12,32 % от общего состава сети.

Средняя маршрутная скорость движения всех фирменных поездов превышала 58 км/час. Это было на 17 % выше, чем у пассажирских дальнего следования. У международных фирменных поездов она превышала только на 15 %. Среднесуточный пробег вагонов фирменных поездов составлял около 960 км при электрической и 880 км при тепловозной тяге.

Сокращение времени в пути достигалось не только за счет более высокой скорости движения, но и за счет исключения из числа промежуточных остановок на многих станциях (на них останавливались т. н. «пассажирские» поезда, следовавшие тем же курсом).

Отличие касалось оформления внешнего облика вагона и состава – цвет, наименование. Большим разнообразием отличалось оформление интерьера вагона (коврики и дорожки, «фирменные» знаки на постельном белье, посуде, салфетках, на стенах – фотографии в рамках, показывающие виды города, в котором формировался поезд). Летом в вагонах в тридцатиградусную жару применялся кондиционированный воздух.


В сравнении с обычными вагонами пассажиров должна была в пути сопровождать чистота, занавески на окнах, белизна занавесок, скатертей, сверкающий никель, постоянное наличие питьевой воды в специализированном кране вагона, постоянная (кроме ночного времени) работа внутреннего (на поезде) радиоузла. Около каждого пассажирского места – вешалка для верхнего платья, зажимы для сохранения складки брюк. Розетка для электрической бритвы, лампы, регуляторы громкости радио, кнопки вызова проводника.

К услугам пассажиров могла быть предоставлена поездная библиотечка на общественных началах, продажа пассажирам текущей периодики, некоторых предметов путевого быта и т. д. На станциях закупались газеты и журналы, их реализовывали в пути следования пассажирам.

Важным признаком комфортности перевозки было наличие купейного вагона. К концу 1980-х гг. в СССР действовала примерно такая схема наличия купейных вагонов: в составе международного поезда их было 60 %, в скорых дальних поездах сети дорог СССР их удельный вес 43 %.

Средний состав фирменного поезда обычно был равен 19 вагонам, в то время как в обычном пассажирском поезде дальнего следования их было только 16. Из них 1 – 2 были спальными вагонами люкс, несколько международных вагонов или вагонов РИЦ, 3 % состава составляли почтовые и 1 % – багажные вагоны. Вагоны-рестораны входи в составы, работающих на дальних маршрутах. Все фирменные поезда сети дорог СССР составляли 15 % общего числа дальних поездов, 3,3 % общего числа пассажирских поездов.

Логику истории фирменного сообщения можно проследить на поезде «Томич» (от станции Томск), сформированного в 1968 г. Появлению его предшествовала определенная подготовительная работа. Она включала в себя реконструкцию вагонного депо Томск, которая предусматривала монтаж нового оборудования, комплектацию как вагонов, так и состава поездных бригад. В частности, было сформировано 3 состава поезда из 53 вагонов, определены источники их получения. Почти 1/5 их составляли новые вагоны: 10 купейных производства ГДР и 3 – отечественного производства, с завода из г. Калинин. Остальные вагоны были взяты из уже эксплуатируемого парка вагонных депо Новосибирска и Томска.

Для художественного внешнего и внутреннего оформления вагонов, выбор образца посадочных документов был образован специальный художественный совет. В соответствии с его решениями вагоны были (если это требовалось) отремонтированы (в частности, 4 вагона-ресторана в г. Улан-Удэ) и покрашены. Притом обновление парка продолжалось до выхода на маршрут: число новых вагонов с 10 возросло к моменту начала эксплуатации до 31; доминирующим их цветом стал вишневый.

Когда начали формировать фирменный поезд «Томич» (а это было в 1969 г.), туда направлялись хорошие вагоны – 20 вагонов прямо с завода. Из них 5 были купейными, а 15 – плацкартными. Было закуплено нового пастельного белья на суму 184 тыс. рублей, чая и кондитерских изделий – на сумму 12,5 тыс. рублей, сувениров – 6,5 тыс. рублей. Добились регулярной обмывки кузовов поезда после рейса. Типография г. Томска изготовила полный блок всех сопроводительных документов (посадочные талоны, расписания движения, 200 экземпляров пейзажей городов для внутреннего оформления поезда). Для внутренних радио разработали текст сообщения о знаменательных датах и исторических событиях, характеризующих область и ее областной центр, музыкальную передачу на 40 минут. Заказы на изготовление постельного белья и фирменной одежды выполняли фабрики «Сибирячка» и объединение «Томскодежда» г. Томска.


Специальное решение потребовалось для организации питания в поезде. Решение нашли в заключении договоров на обслуживание вагонов-ресторанов фирменного поезда на базах треста «Вагон-ресторанов» в Омске, Свердловске и Москве. Посуда этих вагонов была украшена фирменной маркой «Томич». Таким вагонов было 4, в них работало 30 человек. Были приняты меры по обеспечению составов поезда «Томич» кондитерскими изделиями томских предприятий. В Томской области работали над улучшением внешнего вида железнодорожных пассажирских вагонов. В 1968 г. были перекрашены все 3 состава фирменного поезда «Томич». Первое время в фирменных поездах обновляли и пополняли библиотечки. В каждом поезде «Томич» были установлены антенны УКВ. Для работы проводниками Томский горком ВЛКСМ направил в депо 59 комсомольцев. Были организованы специальные курсы по подготовке к работе проводников.

Большие объемы постельного белья и другого мягкого инвентаря, малые мощности городских прачечных заставили построить прачечную в Тайге в 1967 г. Положительный опыт наработала бригада фирменного поезда «Томич», возглавляемая Р.Т. Киселевым. Это было отражено в специальном бюллетене. Помимо бригады Р.Т. Киселева документы называли бригады Б.Д. Желудкова. Первый опыт работы фирменных поездов станции Томск продемонстрировал неоспоримые преимущества: уже за первый год сократилось до 1 количество предъявляемых жалоб при росте числа благодарностей (с 493 в 1967 г. до 1154 в 1968 г.).

Но уже к осени 1977 г. фирменный поезд «Томич» свои позиции сдал. Причины: ослабление материальной базы – инвентарь в вагонах пришел в негодность, а средств для его замены отпускалось недостаточно. Поэтому дорожки в вагонах пришли в негодность и т. д. А уюта из старых и потрепанных вещей практически не создать. Частично это компенсировали проводники – из своих домов несли инвентарь для уборки помещений. Но всего этого было недостаточно. Сравнение «Томича» с другими фирменными поездами в регионе, например, с поездами «Сибиряк» и «Южный Урал», было не его в пользу. Фирменный поезд «Томич» уже в 1977 г. мало чем отличался от обычного поезда. Такая учесть была у многих фирменных поездов.

Главными причинами ухудшения положения были дефицит политической и хозяйственной воли, дефицит делового внимания к нуждам поезда, невнимание к качеству в области обслуживания в советской системе в целом. Только один пример: в апреле 1982 г. в поездах «Томич» 90 % вагонов (а их уже стало 52) эксплуатировалось 8 – 13 лет (при норме эксплуатации не свыше 10 лет). Соответственно, ухудшилось оформление внутренних интерьеров и внешнего вида вагонов, снизилось качество сервиса обслуживания пассажиров и трудовая дисциплина.

Однако была другая причина: все предыдущие факторы можно было значительно минимизировать, если бы включить «рыночные механизмы»: поднять плату за билеты, зарплату поездным бригадам, вести конкурс (конкуренцию) на рабочее место, тендерные торги на приобретение всех элементов материальной базы и т. п. Но это означало крушение самой системы. Поэтому она (эта система) пошла по уже известному пути.

Еще одной причиной было то, что такие поезда создавались по принципу «всем миром» – участвовали многие службы, многое за счет других служб. Но отвечать за эксплуатацию пришлось одной службе – службе пассажирского движения. В условиях слабеющей административной системы и отсутствия рыночного регулирования она переставала справляться со своими обязанностями.

Итак, в последние десятилетия Советской власти была найдена новая форма повышения комфортности пассажира в поезде – фирменные поезда. В принципе она подтвердила практику досоветского периода, когда существовала классность вагонов, а, следовательно, и мест, но все поезда шли с обычной скоростью. С образованием с середины 1960-х гг. фирменных поездов (т. е. нового высшего эталона комфортности) появился путь повышения среднего уровня качества пассажирских перевозок. Притом в комфортных поездах были вагоны и купейные, и плацкартные. Факторы приобретения билетов в них были разные: от уровня доходов потенциального пассажира до индивидуального выбора времени приобретения билетов. Подчас играли проблемы моральных установок, развитие «теневых» связей. К тому же дороги и региональные власти получили возможность по мере подготовки и согласования с союзными органами власти переводить на уровень фирменных новые маршруты.


В силу ослабления требовательности в последние десятилетия Советской власти, недостаточной дифференциации в оплате особая комфортность достигалась усилиями многих структур, не всегда удавалось ее поддерживать на протяжении длительного периода. В контексте общего ослабления системы это не могло не порождать степень сомнения в конкретном устройстве общества. Наряду с другими факторами это стало одной из причин его распада.

Источник: С.Е. Мишенин «Фирменные поезда в Западной Сибири в 1960-1980-х годах». Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 1 (61) Т. 2

О других фирменных поездах мы рассказали в материалах: Поезд "Кама"; фирменный поезд "Байкал".

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (32)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.