LT vz.38 — чехословацкий легкий танк конца 1930-х годов
LT vz.38 — чехословацкий легкий танк конца 1930-х годов, созданный фирмой ЧКД. Более известен под использовавшимся в нацистской Германии обозначением Panzerkampfwagen 38(t) или Pz.Kpfw.38(t), под которым выпускался после оккупации Чехословакии, считаясь на тот момент одним из лучших легких танков Вермахта.
Чехословацкая армия в 1937 году объявила конкурс на новый легкий танк, который должен был заменить LT 35. На участие в конкурсе подала заявление Плзеньская Шкода и как ее конкурент — «CKD». В испытаниях, прошедших весной 1938 года, победил танк — тип идентификации TNHPS производства «CKD», а в июле 1938 года был подписан заказ на 150 шт. этих танков, военное обозначение которых было LT модель 38. Предполагалось, что будет поставлено двадцать машин до окончания текущего года, а остальные — в первом квартале 1939 года.
Первые десять танков без вооружения были готовы в середине марта 1939 года. Эти танки имели очень хорошо сбалансированную огневую мощь, броню и мобильность, были просты в уходе и имели высокую надежность. Шасси состояло из четырех больших поездных колес с резиновым покрытием, каждая пара колес была отдельно подвешена и подрессорена пластинчатыми рессорами.
Вооружение - пушка Шкода A7 калибр 37 мм и два тяжелых пулемета модели 37 калибра 7,92 мм. После оккупации Чехии и Моравии немецкое управление вооружениями сухопутных сил заинтересовалось этими танками и немцы взяли на свое попечение весь заказ, над которым работало «CKD». В немецкой армии танк получил обозначение «Leichte Tank Muster 38» (LTM 38), а с января 1940 года — обозначение «Panzerkampfwagen 38(t)» (PzKpfw 38(t). В общей сложности было произведено в нескольких сериях для германской армии 1396 и еще 37 для словацкой армии. После окончания войны танки попали в руки первоначального заказчика — чехословацкой армии. Шасси LT-38 оказалось крайне удачным и в различных модификациях производилось на протяжении всей Второй мировой войны.
На базе танка было построено множество других боевых бронированных машин, например Marder III или Hetzer.
Танки массово использовались в начале Второй мировой войны. Чешские танки в составе немецких танковых подразделений участвовали в польской и французских кампаниях. На 1 июня 1941 года в наличии насчитывалось 779 Pz.Kpfw.38(t). Вместе со 198 трофейными LT-35 они составляли 17 % танкового парка вермахта.
На 22 июня 1941 года в танковых дивизиях вермахта, направленных в СССР, насчитывалось 660 единиц Pz.Kpfw.38(t), что составляло примерно 19 % от общего числа танков, участвовавших в нападении на СССР.
На тот момент танк уже устарел и, несмотря на модернизацию (толщина брони была увеличена в два раза, достигнув 50 мм и уже не пробивалась советской 45-мм пушкой даже при стрельбе в упор), не мог противостоять средним советским танкам Т-34. Тем не менее, танк по многим своим показателям, особенно бронированию, мощности двигателя, надежности трансмиссии, скорости и пр., превосходил легкие советские Т-26 и Т-60, не говоря уже о плавающих пулеметных Т-37, Т-38 и Т-40, в также был полезным там, где не ожидалось встречи со средними танками противника: в качестве разведчика и для борьбы с партизанами.
В боях на советско-германском фронте Pz.Kpfw.38(t) участвовали до середины 1942 года, когда практически все они были потеряны, либо вышли из строя по техническим причинам. Уцелевшие машины немецкое командование использовало в качестве учебных машин, а также для борьбы с партизанами. Часть машин была передана словацкой армии.
Экспонат, который находится на выставочной площадке «Паркового комплекса истории техники имени К.Г. Сахарова» в Тольятти, состоит из оригинального корпуса и самодельной башни, поэтому отдаленно напоминает чешский танк.