Топ-100

Артиллерийские тягачи Мытищинского завода

Опубликовал: dokaspez, 5-12-2019, 20:14, Техника и вооружение , 900, 0

АТ-П (артиллерийский тягач полубронированный) был разработан в ОКБ Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ) в 1951 — 1952 годах и предназначался на роль легкого быстроходного тягача переднего края, подобного довоенному Т-20 «Комсомолец». Серийное производство АТ-П осуществлялось ММЗ с 1954 по 1962 год, также на его базе был создан ряд специализированных боевых машин (Артиллерийский подвижной наблюдательный пункт — АПНП-1, АПНП-2).

АТ-П активно применялся в 1950-х—1960-х годах, в основном для буксировки 85-мм противотанковой пушки, 100-мм полевой и противотанковой пушек, орудий дивизионной артиллерии, 57-мм зенитной пушки и 160-мм миномета.

Официально АТ-П был снят с вооружения ВС России в 1998 году. В отличие от большинства советской бронетехники подобного класса, сведения о поставках АТ-П другим странам неизвестны, по имеющимся данным, по состоянию на 1976 год тягач состоял лишь на вооружении Советской армии.

Великая Отечественная война дала подтверждение тому, что для буксировки противотанковых, дивизионных, малокалиберных зенитных орудий и крупнокалиберных минометов, действующих на передовой под огнем, нужен небольшой полубронированный быстроходный гусеничный тягач с пулеметом, подобный выпускавшемуся до июля 1941 года «Комсомольцу». Но он должен быть более надежный, подвижный, с бронезащитой не только экипажа, но и расчета орудия. Он не должен уступать в маневренности танкам и самоходным артиллерийским установкам, которым должны противостоять противотанковые орудия.

Такой полубронированный 4-х катковый тягач для противотанковой артиллерии с наибольшей уязвимостью на базе танка Т-70 в 1944 году проектировало конструкторское бюро № 40 Мытищинского машиностроительного завода. Но сделать его завод не успел — в конце войны получил иное задание. К этому вернулись перед началом 50-х годов, тогда в Советскую Армию начали поступать 85 и 100-миллиметровые противотанковые, 57-ми мм зенитные пушки и 160-мм тяжелые минометы, которые требовали тягача соответствующей мощности и подвижности. Разработку такого тягача поручили Мытищинскому машиностроительному заводу. Его главный конструктор, известный проектировщик легкой бронетехники, Н.А. Астров, сделавший и тягач «Комсомолец», отлично знал специфику использования и конструирования таких машин. Получалось, что прежняя идея «Комсомольца» сделала новый виток. Проектирование нового тягача с использованием автомобильных агрегатов начали в начале 1951 года.

АТ-П имел компоновку с расположением трансмиссионного отделения в лобовой оконечности, объединенного моторного отделения и отделения управления — в лобовой части корпуса за ним и отделения расчета — в кормовой части. Экипаж тягача состоял из трех человек: механика-водителя, стрелка и командира расчета.

Вооружение АТ-П состояло из 7,62-мм пулемета СГМ, размещенного в правой лобовой части корпуса в шаровой установке, обеспечивавшей ему углы горизонтального наведения ±30°. Боекомплект пулемета составлял 1000 патронов в 4 лентах, снаряженных в магазин-коробки.

На АТ-П устанавливался рядный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ЗИС-123Ф, развивавший мощность в 110—117 л. с. при 2900—3000 об/мин. Двигатель размещался в отделении управления вдоль продольной оси машины, в правой части отделения, позади места стрелка, размещались водный и масляный радиаторы. Силовой агрегат вместе с главной передачей и механизмами поворота объединялся в конструктивный блок, монтировавшийся на общем подрамнике, установленном в корпусе машины на резиновых подушках, и рассчитанный на быструю замену. Два топливных бака емкостью 270 литров размещались в кормовом отделении под сиденьями расчета.

В состав трансмиссии АТ-П входили:
- Двухдисковый главный фрикцион
- Пятиступенчатая механическая коробка передач
- Коническая главная передача
- Механизм поворота по типу бортовых фрикционов, состоявший из многодисковых бортовых фрикционов сухого трения и ленточных бортовых тормозов
- Однорядные бортовые передачи.

Ходовая часть каждого борта состояла из мелкозвенчатой гусеницы, пяти обрезиненных опорных катков (задний одновременно был и направляющим колесом) на балансирах с индивидуальной торсионной подвеской и двух металлических поддерживающих катков.

АТ-П использовался в Советской армии в 1950-е — 60-е годы как многоцелевой тягач и транспортер.


В Музее техники Вадима Задорожного находится артиллерийский подвижный наблюдательный пункт АПНП-1 («объект 563») Приказом МО СССР от 21 июня 1957 года он был принят на вооружение Советской армии. АПНП-1 выпускался серийно с 1957 по 1958 гг. Базовая машина – артиллерийский тягач полубронированный АТ-П. Машина отличалась от тягача АТ-П наличием броневой крыши и специального оборудования для ведения артиллерийской разведки целей и определения своего местоположения на местности. В состав специального оборудования входили: оптический дальномер, перископ, артиллерийская буссоль, инженерный дальномер, курсопрокладчик и гирокурсоуказатель. Масса машины по сравнению с базовым образцом возросла до 7,8 т.

Тактико-технические характеристики:


Также на базе АТ-П в 1957 г. был создан артиллерийский подвижный наблюдательный пункт АПНП-2, который являлся дальнейшим развитием АПНП-1. (получил более совершенные артиллерийские приборы). Он был принят на вооружение в 1958 г. и серийно выпускался в 1959—1961 гг.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (32)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.