Танк Т-64А с колейным минным тралом

Опубликовал: dokaspez, 1-10-2018, 09:52, Техника и вооружение , 83, 0

Танк Т-64 по подвижности и броневой защите, точности стрельбы и скорострельности значительно превосходил танк Т?62, но, имел одинаковые параметры по действию 115-мм бронебойно-подкалиберных и кумулятивных снарядов. Для обеспечения превосходства вооружения танка Т-64 не только перед существующими, но и перед перспективными танками совместным решением ГКОТ и МО от 11 августа 1962 года было задано создание 125 - мм пушки, стабилизатора прицела и боеприпасов раздельного заряжания для танка «объект 432».

В 1964 году принимается решение ВПК № 217 «О создании комплекса нового вооружения со 125-мм гладкоствольной пушкой Д-81 для танка «432».

В 1965-67 годах проводились работы по производству и испытаниям нового танка, в получившего индекс «434».

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1968 года «Об установке на танк Т-64 более мощного комплекса вооружения» на вооружение был принят танк Т-64 с гладкоствольной пушкой Д-81 с присвоением шифра Т-64А.

15 августа 1967 г. вышло Постановление Правительства №802-266 «Об оснащении Советской Армии новыми средними танками Т-64 и развитии мощностей для его производства», которым предусматривался выпуск танков Т-64 на трех заводах: Харьковском имени В.А. Малышева, Ленинградском Кировском и Уральском вагоностроительном (г. Нижний Тагил). Учитывая ограниченные мощности по выпуску двигателей 5ТДФ, установка его в мирное время предусматривалась на всех заводах, а в особый период Уралвагонзавод должен устанавливать двигатель созданный на базе прославленного дизеля В-2.

По расположению механизмов и оборудования внутри танк разделен на три отделения: отделение управления, боевое отделение и силовое отделение. Компоновка танка Т-64А в целом аналогична Т-64.

Танк Т-64 был вооружен 115-мм гладкоствольной танковой пушкой Д-68. На Т-64А впервые стала применяться 125-мм гладкоствольная танковая пушка Д-81Т 2А26, в дальнейшем с 1974 года стала устанавливаться модифицированная пушка Д-81ТМ (2А46-1). Д-81ТМ показала себя как мощная и надежная пушка и ее модификации устанавливаются на всех отечественных танках и сейчас.

Она используется для ведения огня осколочно-фугасными, бронебойными подкалиберными и кумулятивными артиллерийскими снарядами. Боекомплект состоит из 37 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Из 37 выстрелов, составляющих боекомплект пушки, 28 выстрелов размещены в конвейере МЗ, 7 — в отделении управления и 2 — в боевом отделении. В конвейере МЗ размещаются пушечные выстрелы всех типов в любом соотношении. Вне конвейера находятся выстрелы только с осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами.

В отделении управления 5 снарядов и 7 зарядов размещены в баке-стеллаже, а 2 снаряда расположены вертикально в гнездах около бака-стеллажа.

В боевом отделении один снаряд вертикально размещен на полу кормовой части кабины справа от загрузочного окна и один заряд так же расположен и второй снаряд, только слева от загрузочного окна, один заряд размещен на размещен горизонтально на левой стенке башни, другой в специальном защитном чехле, закреплен вертикально на полу в правой передней части кабины.

Вместимость конвейера 28 выстрелов. Продолжительность заряжания одного артиллерийского выстрела от 7,1 до 19,5 секунд при полном обороте конвейера МЗ. Боевая скорострельность – 8 выстр./мин. Полуавтоматическая загрузка конвейера артиллерийскими выстрелами осуществляется за 13-15 минут силами экипажа танка.

Стабилизатор 2Э-28М2 - электрогидравлическая система, обеспечивающая ведение эффективного огня с ходу из пушки и спаренного с ней пулемета. В комплекте с прицелом-дальномером ТПД?2?49 стабилизатор вооружения 2Э?28М2 обеспечивает автоматическое удержание пушки и спаренного с ней пулемета в заданном стабилизированном положении в двух плоскостях при движении танка, наведение стабилизированной пушки и спаренного с ней пулемета в вертикальной и горизонтальной плоскостях с плавной регулировкой скорости наведения, целеуказание от командира танка к наводчику в горизонтальной плоскости и аварийный поворот башни механиком-водителем танка.

В башне танка у наводчика установлен стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2-49, имеющий стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости, и ночной прицел ТПН-1-49-23.

У командира устанавливался прибор наблюдения ТКН-3 и два прибора ТНП-160. Для увеличения обзора в крышке люка командира с 1975 года установлены два дополнительных призменных прибора наблюдения ТНПА-65. Зенитный пулемет размещен на командирском люке, имеет дистанционное управление и предназначен для стрельбы по воздушным и наземным целям с закрытыми люками танка с места командира (ЗУ-64А).

Динамический обзор командира, независимо от положения башни у танка Т-64А, как и у других советских танков был ограничен и уступал зарубежным аналогам. Проблема малой обзорности из командирской башни Т-64Б так и не было решена в ходе серийного производства, танк изделие «476», дальнейшее развитие Т-64Б, оснащенный прибором ТКН-4 и пятью однократными призменными приборами командира, которые обеспечивали круговой обзор с места командира, на вооружение так и не поступил.

Для стрельбы из зенитной пулеметной установки используется оптический монокулярный перископический прицел ПЗУ-5 с панорамной головкой, имеющий поле зрения 50 гр. Приводы зенитной пулеметной установки электромеханические с независимым управлением по вертикали и горизонтали (1ЭЦ-40-2С).

В 1975 году на вооружение была принята башня Т-64А с корундовым наполнителем разработанная ВНИИТМ. Технология отливки башен с керамическим наполнителем была отработана в результате совместной работы ВНИИ-100, харьковского завода №75, Южно-Уральского завода радиокерамики.

Корпус танка Т-64А сварной. Комбинированная многослойная верхняя лобовая деталь корпуса имеет угол наклона от вертикали 68 градусов. Бортовые детали монолитные, вертикальные, в средней части имеют выштамповку под погон башни большого диаметра, с наружной стороны вырез под верхнюю ветвь гусеницы, защищены навесными экранами. Днище корпуса корытообразной формы. Для увеличения жесткости и размещения торсионов подвески, в днище имеются продольные и поперечные выштамповки. Башня литая, с приваренной крышей и донным листом.

В 1968 году в ХКБМ велись разработки новых типов бронирования с использованием динамической защиты применительно к танку Т-64А и перспективному танку.

Для маскировки используется камуфлирующая окраска, термодымовая аппаратура и система 902Б «Туча-1», включающая восемь пусковых установок дымовых гранат 3Д6 и пульт управления системой пуска дымовых гранат, система устанавливается на танках с 1979 года. Пусковые установки расположены снаружи башни на лобовой ее части по шесть штук слева и справа от пушки. Пульт управления расположен внутри на левой стенке башни у наводчика. В танке имеется автоматическое противопожарное оборудование, он оснащен устройствами для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6 (на фото с КМТ-5М).

С июня 1982 г. по январь 1983 г. в ходе выполнения ОКР «Контакт-1» под руководством Д.А. Рототаева (НИИ Стали) проводилась работа по установке динамической защиты (ДЗ) на отечественные танки. ДЗ была разработана в СССР в начале 50-х годов, но по ряду причин на танки не устанавливалась. Комплекс устанавливался на модернизированные танки Т-64А с 1984 года.

Моторно-трансмиссионное отделение (МТО) с двигателем 5ТДФ занимает объем 2,6 м3 в кормовой части корпуса. Малая высота двигателя позволила разместить над ним кожух эжектора с водяным и масляным радиаторами и бункером с инерционной решеткой первичной очистки воздуха для питания двигателя. В МТО размещены также масляные системы двигателя и трансмиссии.

В турбопоршневом двигателе в отличие от поршневых двигателей имеются два, жестко соединенных между собой лопаточных агрегата - нагнетатель и турбина. Нагнетатель служит для предварительного сжатия воздуха, подаваемого в цилиндр. Газовая турбина преобразует часть тепловой энергии отработавших в цилиндре газов в механическую, которая используется для привода нагнетателя. Оси коленчатых валов располагаются поперек машины. Мощность двигателя 515 кВт ( 700 л.с.). Он крепится в трех точках (два бугеля и шаровая опора).

Установка не требует центровки. Пуск двигателя осуществляется стартер-генератором СГ-10, воздушным пусковым устройством или комбинированным способом. Предусмотрены также пуск двигателя от внешнего источника тока и, как исключение, с буксира. При низких температурах воздуха используется подогреватель, включенный в систему охлаждения, автономный факельный подогрев всасываемого воздуха и дозированный впрыск масла в цилиндры. Система питания воздухом двухступенчатая с эжекционным удалением пыли.

Воздухоочиститель бескассетный циклонного типа. Для работы двигателя применяется дизельное топливо марок Л, З и А, топливо для реактивных двигателей ТС-1, автомобильный бензин А-72, А-76 и смеси применяемых топлив в любых пропорциях.

Трансмиссия танка механическая, состоит из двух агрегатов (бортовых коробок передач), в каждом из которых конструктивно объединены планетарная коробка передач и бортовой редуктор. Коробка передач содержит четыре планетарных ряда и шесть фрикционных элементов управления. Первый и второй планетарные ряды выполнены присоединенными (компактная структура), все фрикционные элементы работают в масле с трением «сталь по металлокерамике».

Для управления трансмиссией используется система гидросервоуправления. Гидравлическая часть ее интегрирована с масляной системой трансмиссии. Остановочный тормоз имеет механический привод управления. Подвеска индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами.

Танк оснащен оборудованием для преодоления водных преград вброд (глубина до 1,8 м) и под водой по дну водоема глубиной до пяти метров, практически неограниченной ширины. ОПВТ обеспечивает возможность ведения боевых действий немедленно без остановки машины и проведения каких-либо работ, требующих выхода экипажа из машины. Комплект ОПВТ состоит из съемных и постоянно установленных узлов. Постоянные узлы ОПВТ предназначены для преодоления машиной брода и размещены в корпусе и башне танка. Съемные узлы ОПВТ предназначены для преодоления танком водных преград по дну водоема. Для транспортирования съемных узлов ОПВТ на башне танка предусмотрен ящик для ЗИП с лентами крепления воздухопитающей и выпускной трубы. Кроме того, в комплект ОПВТ входят изолирующие аппараты АТ-1 на каждого члена экипажа, которые укладываются в отдельные ящики, закрепленные на башне танка.



С 1976 года танки Т-64А и Т-64Б начали поступать в ГСВГ, на период 1986-1987 год в составе танковых армий ГСВГ находилось около 4000 танков Т-64А и Т-64Б и около 2250 танков Т-80Б.

Тактико-технические характеристики:

Экземпляр танка Т-64А представленный в техническом музее имени Г.К. Сахарова в Тольятти оснащен колейным минным тралом КМТ-5М. 

Трал КМТ-5 относился к колейным катково-ножевым минным тралам. Он является индивидуальным навесным оборудованием средних танков и предназначался для разведки противотанковых минных полей и проделывания в них колейных проходов для пропуска по ним танков, не оснащенных тралами. Трал был разработан конструкторским бюро СКБ-200 завода № 78 в Челябинске в 1961 г. и после проведенных контрольных испытаний был принят на вооружение Советской Армии в 1962 г.

Трал массой 7,5 т имел две катковые (6000 кг) и две ножевые секции (830 кг), цепное устройство для траления противоднищевых штыревых мин, кассету для установки пиротехнических сигналов.

Ножевые секции могут работать независимо от катковых секций, однако они не были предназначены для работы в мерзлых грунтах и поэтому зимой применялись только катковые секции. Катковые секции трала имеют одинаковое устройство и являются взаимозаменяемыми. Каждая катковая секция состоит из трех стальных литых катков. Рабочим органом каждой ножевой секции является отвал с тремя основными и двумя дополнительными ножами. Перевод ножевой секции из рабочего положения в походное производится при движении танка задним ходом на 2-3 м до удара упора выключения об упор механизма подъема. Трал навешивается на танк экипажем с помощью ручной лебедки, входившей в комплект ЗИП трала.

Конструкция трала обеспечивает при необходимости автоматическую отцепку катковых секций с помощью специального порохового заряда. Ширина полосы траления одной секции составляла 0,73-0,81 м, скорость траления - 6-12 км/ч, время установки трала на танк силами экипажа с помощью ручной лебедки - 3,5 ч, демонтажа - 20 минут, аварийной отцепки катковых секций - 1 минута. Танк с установленным тралом КМТ-5 мог преодолевать водные преграды по дну. Погрузка танка с тралом КМТ-5 на гусеничный самоходный паром типа ГСП осуществлялась задним ходом.

Каждая катковая секция выдерживает шесть взрывов противотанковых мин ТМ-57. Расстояние от носовой части корпуса танка до передней точки трала составляло 3180 мм. Танк с тралом мог преодолеть подъем до 20° и ров шириной до 2,5 м. Комплект трала мог перевозиться на автомобиле КрАЗ-255Б или на двух автомобилях типа ЗИЛ-131.

Основными узлами каждой части трала являются:
- катковая секция;
- рама;
- ножевая секция;
- сцепное устройство;
- механизм подъема.
Кроме того в комплект трала входят:
- устройство для траления противоднищевых штыревых мин;
- устройство для обозначения прохода – трассировщик.

Для перевозки трала необходимо 3 автомобиля ЗиЛ-131 или один КрАЗ-255Б.

По штату находился в инженерно-саперной роте танкового и мотострелкового полка.

Технические характеристики КМТ-5М

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Декабрь 2018 (41)
Ноябрь 2018 (61)
Октябрь 2018 (72)
Сентябрь 2018 (99)
Август 2018 (79)
Июль 2018 (50)
Календарь
«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.