"Лебедянка" Л-0549 на вечной стоянке в Тольятти
Большой объем производства паровозов Л и относительно поздний срок выпуска (например, по сравнению с паровозами О) привели к тому, что на территории постсоветского пространства сохранилось достаточно большое количество паровозов серии Л.
Первый паровоз серии Л-0001 (ему возвращено первоначальное обозначение П-0001), хоть и числится экспонатом железнодорожного музея, но его техническое состояние позволяет вернуть в эксплуатацию. Паровоз Л-0012 установлен на постаменте возле бывшего Коломенского паровозостроительного завода. Паровоз Л-2344 работает в качестве ретро-поезда и возит туристов из Москвы по нескольким туристическим маршрутам. Также в ретро-поезде участвовал паровоз Л-5231, сейчас недействующий. В настоящий момент в депо «Подмосковное», помимо Л-2344, работают паровозы: Л-3653, Л-2057. На Украине, в Киеве работает паровоз Л-3055 (используется в качестве экскурсионного). С лета 2015 года паровоз этой серии (Л-3438), используют в составе ретро-поезда на КБЖД.
Один из паровозов этой серии с номером Л-0549 стоит в качестве экспоната в Тольятти. Он был построен в 1949 году на Коломенском паровозостроительном заводе имени Куйбышева.
Л - один из лучших и массовых советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог СССР, за что его конструкторов-разработчиков наградили Сталинской премией. Среди железнодорожников и любителей железных дорог за паровозами Л закрепились прозвища «Лебедянка» и «Лебедь». Послужил основой для паровоза ОР18 (позже был переименован в ЛВ), который был самым экономичным советским паровозом.
Вопреки распространенному заблуждению, паровоз Л, а не П36, выпуск которых начался в 1950 году, носил официальное название «Победа».
Паровозы серии Л выпускали в 1945 — 1954 годах Коломенский паровозостроительный завод (1762 паровоза), в 1946— 1950 годах Брянский машиностроительный завод (389 паровозов) и в 1950 - 1955 годах Ворошиловградский паровозостроительный завод (2048 паровозов). Всего заводы построили 4199 паровозов этой серии. Также Ворошиловградский паровозостроительный завод выпустил один опытный паровоз Лк?4276.
На фронтоне паровоза располагалась, как и на паровозах П36 и ЛВ, красная звезда с барельефными изображениями руководителей СССР — В.И. Ленина и И.В. Сталина. После развенчания культа личности, начатой после XX съезда КПСС, центральный элемент с изображениями советских вождей был демонтирован практически со всех паровозов. В настоящее время изображение Сталина и Ленина сохранилось на паровозе Л-0186 в депо Барнаула и на паровозе-памятнике Л-0154 в Камне-на-Оби.
Тактико-технические характеристики:
Местонахождение: Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 137, Технический музей имени К.Г. Сахарова. Координаты: 53°33'5"N 49°15'23"E