Топ-100

Станция Отпор и поселок Забайкальск

Опубликовал: zampolit, 6-10-2012, 16:09, Статьи, 11 704, 0

10 февраля 1901 года на строящуюся Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД) из России прошел первый поезд от российской станции Мациевская до китайской станции Маньчжурия. В 1903 году КВЖД была пущена в эксплуатацию. С началом русско-японской войны 1904-1905 годов пропускной способности для военных перевозок стало явно не хватать. В течение лета 1904 года было срочно построено 58 разъездов, в том числе и разъезд номер 86 на перегоне Мациевская - Маньчжурия. Известно, что в 1906 году начальником разъезда был Павел Крейц.

Этот разъезд на самой границе между двумя государствами стал сначала станцией Отпор, а затем крупной перегрузочной станцией Забайкальск. В годы гражданской войны разъезд номер 86 фигурирует, как первый раздельный пункт железной дороги на российской территории, который занял со своими войсками атаман Семенов. Дальнейшее развитие разъезда номер 86 определялось его пограничным положением и состоянием советско-китайских отношений.

В марте 1924 года были парафированы соглашения и декларации об общих принципах урегулирования советско-китайских отношений, о совместном и равноправном управлении КВЖД и по некоторым другим пограничным вопросам. По договору вводился контрольно-пропускной пункт на ст. Мациевская, а по разъезду № 86 организована пограничная застава. Железнодорожное хозяйство разъезда тогда особого развития не получило, так как основная работа по приему и обработке поездов проводилась по станции Маньчжурия. Пассажирские поезда ходили из Иркутска и Читы до станции Маньчжурия. В перечне грузов, завозимых на разъезд № 86, кроме дров, ничего не значилось.

В 1929 году возник конфликт на советско-китайской границе и на линии КВЖД. 27 мая маньчжурские войска разгромили советское консульство в Харбине, 10 июля захватили КВЖД и организовали ряд провокаций на границе. Эти действия китайских властей вынудили советское правительство 16 августа 1929 года разорвать дипломатические отношения с гоминьдановским Китаем и принять необходимые меры по укреплению дальневосточных границ. Была организована Особая Дальневосточная армия под командованием В.К. Блюхера.

В ночь с 16 на 17 ноября значительные силы китайских войск при поддержке артиллерии начали наступление на станицу Абагайтуевскую и разъезд № 86. Наступление отбили. Для пресечения дальнейших провокаций наши войска перешли границу, окружили китайские группировки под Маньчжурией и Чжалайнором, разбили их, после чего были отведены на свою территорию.

Слово "отпор" было у всех на слуху. Им были названы газета Забайкальской группы войск, а разъезд № 86 был переименован в станцию Отпор. Чуть позже организуется железнодорожная газета с названием "Отпор". В книге «Знакомство с Китаем и китайцами» член-корреспондент Академии наук СССР М.И. Сладковский, служивший в 1932-1933 годах пограничником на станции Отпор, дает такое описание станции:

«Утром по пути в столовую мы увидели все "улицы и проспекты" города Отпор, именно всего девять зданий - жилых и административных. Эти здания и вокзал размещались по левую (в направлении границы) сторону железнодорожной линии, на склоне холма, переходящего в невысокие горы. С правой стороны железной дороги на многие километры простирались степные долины. Никаких строений здесь не было, но предполагалось сооружение небольшой электростанции и водокачки. Вдали, примерно в километре от станции на восток, возвышалась пограничная арка, проходя под которой паровоз давал пограничный гудок. У арки, с левой стороны, виднелась высокая дозорная вышка постовых пограничников, с правой стороны, у железнодорожного переезда, примерно в 200 метрах от вокзала, стояла казарма рабочих железнодорожников и гарнизонная баня».

25 июня 1934 года от этой арки был дан старт велопробегу семи военнослужащих Отпор-Москва.

Новый этап истории станции связан с переменами в международной обстановке. В 1932 году Япония установила контроль над всей территорией Маньчжурии и стала чинить препятствия деятельности КВЖД, стремясь изолировать ее от советских железных дорог. Обеспечивать нормальную деятельность КВЖД стало сложно, и 23 марта 1935 года она была продана властям Маньчжоу-Го и перешита ими на колею 1435 мм. В 1934-1936 годах на станции Отпор строится несколько путей, треугольник для разворота паровозов, гидроколонки, товарный пакгауз, хлебозавод, небольшая электростанция, несколько жилых домов.

В 1945 году при вступлении советских войск на территорию Китая КВЖД вновь была перешита на колею 1524 мм, и через станцию Отпор обеспечивались все необходимые воинские перевозки. М.И. Сладковский описывает этот период: «Отпор неузнаваемо преобразился. Он был совсем не похож на тот спокойный пограничный разъезд, каким я его видел в начале 30-х годов. Раньше в Отпоре было лишь две железнодорожные линии и один запасной тупик. Сейчас же мы увидели целую сеть железнодорожных линий, забитых эшелонами. Это была уже крупная, многопутевая станция».

После провозглашения Китайской Народной Республики ускоренными темпами проектировались и строились объекты Отпора. Строительство в основном велось силами железнодорожных войск. Именно в этот период построены все существующие парки станции, перегрузочные места, пункт перестановки вагонов, жилые дома, клуб. Труд строителей дал возможность во много раз увеличить переработку экспортных и импортных грузов. Станция получила самый красивый на дороге железнодорожный вокзал. Начал ходить международный поезд Москва - Пекин.

В 1958 году, по просьбе Китайского правительства, станция Отпор была переименована в Забайкальск. В 1966 году поселок Забайкальск стал районным центром. Охлаждение отношений с Китаем в 70-х годах приостановило немного развитие станции и поселка, но уже с 1975 года товарооборот стал восстанавливаться, а затем и расти. Началась реконструкция практически всех станционных устройств, строительство современного жилья и коммунального хозяйства. Построены здание Представительств, спортзал, гостиница. Организованы новые предприятия: дистанция погрузо-разгрузочных работ и дистанция гражданских сооружений. Значительно изменилась технология работы станции. Компьютеризирована товарно-экспедиционная контора, работает автоматизированная система управления пограничной станцией, аналогов которой в России нет.

Забайкальск - посёлок городского типа в Забайкальском крае России, центр Забайкальского района. Население составляет 10899 жителей (2009 год).

В настоящее время железнодорожный пограничный пункт на российско-китайской границе напротив китайского города Маньчжурия. Также здесь проходит азиатский маршрут по автодороге А166.

В 1952 году приобретён статус села. Статус посёлка городского типа — с 1954 года. В 1966 году Забайкальск стал районным центром.

6 октября 2008 в Забайкальске состоялось открытие модернизированного терминала по перегрузке контейнеров с стандартноколейных платформ на ширококолейные. Обновлённый терминал сможет обрабатывать до 600 вагонов ежесуточно, в то время как до модернизации здесь перегружали 100 вагонов в сутки. Пропускная способность терминала — свыше 470 тысяч контейнеров (более одного миллиона тонн грузов) в год.

Сегодня станция Забайкальск - многосторонний железнодорожный пункт пропуска (т.е. обслуживающий граждан всех стран мира) на российско-китайской границе. Расположена в одноимённом посёлке Забайкальского района Забайкальского края и приблизительно в 2 км от линии границы вдоль железнодорожной колеи.

На начало 2012 года через этот пункт пропуска проходит одна пара пассажирских поездов в сутки Маньчжурия-Забайкальск (такой поезд ходит дважды в неделю) и Москва-Пекин (функционирует с 31.01.1954 года - один раз в неделю). Также через переход проходит больше 30 пар товарных поездов в сутки: данный погранпереход принимает более половины всего российско-китайского товарооборота.

Стоянка пассажирских составов на этой небольшой станции занимает невероятное время - 4-5 часов, в дополнение к тому, что на сопредельной китайской Маньчжурии - она отнимает ещё три-четыре часа. Таким образом на пересечение 12 километрового пограничного отрезка поезд Москва - Пекин тратит полсуток, что, по-видимому, является своеобразным антирекордом. В Забайкальске происходит смена колёсных тележек пассажирских поездов под европейскую колею, используемую в Китае, - железнодорожные пути здесь четырёхрельсовые. Некоторые грузовые поезда меняют тележки уже в сопредельной китайской Манчьжурии.

Из Забайкальска вглубь российской территории ходили (2012) поезда в Читу (поезд «Даурия») и Иркутск (поезд «Баргузин»), а также ходил местный рельсовый дизель-автобус в Борзю, но не долго, оказалось что запчастей к нему нет, и он сломался, сейчас бегает один плацкартный вагон с тепловозом.

Забайкальск расположен в погранзоне. По идее для посещения поселка нужно разрешение пограничников.

Примерно в 6,5 км по шоссе от станции Забайкальск расположен крупный международный (для граждан всех стран мира) автомобильный пункт пропуска МАПП Забайкальск, работающий круглосуточно.

Таким образом, Забайкальск последний русский рубеж перед много миллионным китайским народом, наша опора и надежда в Забайкалье. Документальный фильм про Забайкальск 1981 года скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.