Топ-100

Лучшие развалины на Трансибе

Опубликовал: zampolit, 1-10-2012, 05:17, Маршруты путешествий, 8 823, 0
Развалины металлургического завода (22 сентября 2010 г.)

Если ехать поездом № 19 Пекин – Москва, то утром во вторник с правой стороны по ходу поезда можно наблюдать самые «разваленные развалины» на всем пути от столицы Китая до первопрестольной. Как оказалось это остатки знаменитого (за Уралом особенно) металлургического завода в городе Петровск-Забайкальский Забайкальского края.

История завода начинается со времен Екатерины, решение о его строительстве принято 1 февраля 1788 года Кабинетом Ее Императорского Величества. А непосредственно руководили строительством Петровского железоделательного и чугунолитейного завода купец Бутыгин и кузнец Шелохов. Весной 1789 года прибыли первые строители из числа рекрутов и ссыльнокаторжных (кто же сюда еще добровольно поедет?). 29 ноября 1790 года получен первый чугун из руды Балягинского месторождения.

Остались только стены (22 сентября 2010 г.)

Завод состоял из доменной фабрики с одной печью для плавки чугуна из руд, формовочной фабрики, молотовой с горнами и кричными молотами для переделки чугуна в железо, стальной и укладной избы, плющильной, резной и якорной фабрик, меховой избы, кузницы, плотины, конторы, казармы, госпиталя, магазина. Первым управляющим завода был А. Сибиряков.

Лучшие развалины на Транссибе (22 сентября 2010 г.)

На заводе работало 1307 человек, для их охраны и розыска беглецов содержались казачья сотня и команда из 125 солдат и унтер-офицеров стрелковых войск Забайкалья, по 1 охраннику на 10 человек. С 1822 года завод уже лил полосовое, широкополосовое и листовое железо из Балягинской железосодержащей руды. Кроме железа выплавлялась и сталь, которой в первый год было получено 80 пудов. На Петровском заводе впервые в истории чёрной металлургии была применена паровая машина. Здесь трудились талантливые механики Фёдор Борзов и Степан Литвинов — достойные наследники гениального русского механика Ивана Ползунова.

Вокзал на станции Петровск-Забайкальский (22 сентября 2010 г.)

Рабочие кадры Балягинского рудника и Петровского завода состояли из трех категорий. Людей «честного имени» и «заводских служителей», ссыльных и каторжных. Первая категория: «заводские служители» - это служащие завода, мастера, прикомандированные с других заводов; крестьяне окрестных сел, приписанные к заводу и набранные в порядке рекрутских наборов, вольнонаёмные.

Скоро останутся только деревья (20 июня 2011 г.)

В рекрутские наборы попадали приписные крестьяне, достигшие 21 года. Они пожизненно становились горнозаводскими рабочими. Дети их мужского пола, повторяли судьбу отцов - в 12 лет зачислялись на работу «грубен – юнгами» и занимались разработкой и дроблением руды. В 1808 г. в штате Петровского завода числилось 110 мальчиков с зарплатой 6 рублей в год. По указу 1842 г. дети служителей и ссыльнокаторжных, родившихся в период работы их родителей на рудниках и заводах, зачислялись навсегда в мастеровые. Часть приписных крестьян была обязана заниматься хлебопашеством и поставкой продовольствия, они выполняли и подсобные заводские работы (заготовка и рубка дров, выжигание древесного угля, перевозка руд, угля, дров и других грузов).

Еще остался металл (20 июня 2011 г.)

В 1830—1839 годах в Петровском Заводе (с 1926 года - город Петровск - Забайкальский) отбывал каторгу 71 декабрист. Их перевели сюда двумя отрядами пешком из Читинского острога. Здесь же жили 11 жен декабристов. В первое время жены декабристов, не имевшие детей, жили вместе с мужьями в их тюремных камерах, посещая свои дома по разным хозяйственным надобностям; имевшие детей ежедневно посещали своих мужей в казематах. После смерти А. Г. Муравьёвой в 1832 году, мужьям разрешили жить в домах жен, а неженатым узникам иногда разрешалось посещать эти дома.

Один из цехов (20 июня 2011 г.)

Вопреки сложившемуся мнению, декабристы на заводе не работали - их туда не допускали, боясь возможного влияния на рабочих. Лишь однажды, когда на заводе остановилась машина, в цех допустили Н. А. Бестужева и К. П. Торсона, которые ее починили.

Искореженный металл (20 июня 2011 г.)

В 1850-х годах Петровский завод выпускал машины для пароходов «Аргунь» и «Шилка» и различные изделия для амурских переселенцев. В 1861 году в связи с указом об освобождении рабочих от обязанностей горно-заводской службы, завод перешел на наемный труд.

Бывший склад металла (20 июня 2011 г.)

В 1871 году завод передан в казну и причислен к Нерчинскому горному округу. В это время на заводе действовали доменный, литейный, механический цехи, кричная и пудлинговая фабрики, прокатные станы, сварочная печь, кузница.

Трубы выстояли (20 июня 2011 г.)

В 1897 году на берегу заводского пруда, в 2-х км севернее Петровского завода, началось строительство станции Петровский Завод. 16 декабря 1899 года на 346 версте от станции Мысовая около станции Толбага рельсы Забайкальской железной дороги соединились, а 6 января 1900 года на ст. Петровский Завод прибыл первый железнодорожный состав. 14 июля 1900 года Забайкальская железная дорога принята в постоянную эксплуатацию.

Мозаика с В.И. Лениным как напоминание (20 июня 2011 г.)

В 1908 году завод арендовали купцы Д. В. Полутов и М. И. Риф. Ими проведены работы по переоборудованию. С началом Первой мировой войны завод выполнял заказы военного ведомства. К 1920 году имелись доменные, литейные, механические цехи, силовой стан и хозяйственно-ремонтный завод, построена узкоколейная железная дорога до Балягинского рудника, работал локомобиль «Вольф». Завод был единственным предприятием в Восточной Сибири с циклом доменная печь — вагранка — станок.

Водохранилище (20 июня 2011 г.)

После гражданской войны на заводе провели модернизацию. В 1924 году построен формовочный зал в литейном цехе, сдана в эксплуатацию электрическая силовая станция. Обновление и реконструкция завода позволили значительно увеличить выпуск продукции. С 1937 года Государственный Петровский чугуноплавильный, литейный и механический завод («Чуглит») стал поставлять свою продукцию в Японию, Китай. В 1940 году завод получает новое название — Петровск-Забайкальский металлургический завод (ПЗМЗ).

В 1940 году выплавка стали составляла 27,6 тыс. тонн. За годы Великой Отечественной войны Петровск-Забайкальский завод дал сверх планов 2686 тонн стали, 7618 тонн проката, 2406 тонн стального и чугунного литья. Металлурги в годы войны выпускали сталь, прокат и оборонную продукцию в виде боеприпасов, запасных частей и деталей для тракторов и сельхозмашин.

В военные и послевоенные годы расширены сталеплавильные мощности и введены цехи по производству готового проката, чугуна и стального литья, что позволило увеличить суммарное производство продукции по сравнению с 1940 в 10,3 раза в 1960 и в 13,8 раза в 1970. В конце 1970-х объём производства снижен, в 1990 г. превышал довоенный уровень только в 11,5 раза. Мартеновский цех работал на привозном чугуне и металлическом ломе. Нехватка сырья и материалов привела к снижению выпуска продукции: в 1996 выплавлено 63,9 тыс. т стали и произведено 53,8 тыс. т проката, в 1997 соответственно 45,4 и 40,5 тыс. т.

В 1998 году из-за нехватки топлива стала невозможной одновременная работа мартеновского и прокатного цехов, начались простои. В 1998 году на заводе работали 1914 человек, начато производство товаров народного потребления. Производство стали остановилось в июле 1999 года и ненадолго в мартеновском цехе возобновилась в 2001 году, за 5 месяцев которого выпущено 16 тыс. т металла. С июня 2001 года предприятие остановлено, в сентябре 2002 года признано банкротом.

Все попытки реанимировать Петровск-Забайкальский металлургический завод были безуспешными. Долго искали виноватых. В 2006 году на бывшего исполнительного директора ОАО «Петровск-Забайкальский металлургический завод» Александра Хохлова, возглавлявшего завод в 2002-2004 годах, было заведено уголовное дело по 21 составу преступлений. Ему было предъявлено обвинение в мошенничестве с использованием служебного положения, в подделке и сбыте документов и ценных бумаг. Потерпевшими по делу были признаны 642 бывших работника металлургического завода, заявивших свои требования о выплате задолженности по заработной плате.

Теперь понятно, и по фотографиям видно, что 10 лет с территории не взял и не тащил только ленивый. А тем временем в Москве на горно-геологическом деловом форуме "Minex-2006" МФК "Метрополь" представила программу, которая в том числе предусматривала и восстановление ПЗМЗ. На его базе предполагалось организовать производство металла из руды бурятского месторождения Озерное. Но, видимо, "в том числе…" - значит никак. Никаких предложений по целевому инвестированию Петровск-Забайкальского промышленного гиганта не поступало. А потому и достались цеха, откуда предприимчивые жулики давно уже вынесли все оборудование, предпринимателям для совершенно иных целей.

В Петровске вину возлагают на некоего олигарха, завладевшего заводом как раз в 2001 году и решившего, что закрыть предприятие и продать его на металлолом ему будет выгоднее. И это не Донбасс, не Урал, не Европейская Россия - здесь мало того, что климат страшнее, так ещё и не поездишь на работу в большой город: до Читы более 400 километров, до Улан-Удэ - около двухсот.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Февраль 2025 (21)
Январь 2025 (16)
Декабрь 2024 (26)
Ноябрь 2024 (57)
Октябрь 2024 (55)
Сентябрь 2024 (34)
Календарь
«    Февраль 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.