шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
» Статьи » Лучшие развалины на Трансибе

Лучшие развалины на Трансибе

Автор: zampolit
1-10-2012, 05:17
Лучшие развалины на Трансибе

Если ехать поездом № 19 Пекин – Москва, то утром во вторник с правой стороны по ходу поезда можно наблюдать самые «разваленные развалины» на всем пути от столицы Китая до первопрестольной. Как оказалось это остатки знаменитого (за Уралом особенно) металлургического завода в городе Петровск-Забайкальский Забайкальского края.

Как же докатился завод до уровня Сталинграда 1942 года?

Об истории завода буду рассказывать, перемешивая современными фотографиями предприятия металлургии.

История завода начинается со времен Екатерины, решение о его строительстве принято 1 февраля 1788 года Кабинетом Её Императорского Величества. А непосредственно руководили строительством Петровского железоделательного и чугунолитейного завода купец Бутыгин и кузнец Шелохов.  Весной 1789 года прибыли первые строители из числа рекрутов и ссыльнокаторжных (кто же сюда еще добровольно поедет?).  29 ноября 1790 года получен первый чугун из руды Балягинского месторождения.

Лучшие развалины на Трансибе
Административное здание

Завод состоял из доменной фабрики с одной печью для плавки чугуна из руд, формовочной фабрики, молотовой с горнами и кричными молотами для переделки чугуна в железо, стальной и укладной избы, плющильной, резной и якорной фабрик, меховой избы, кузницы, плотины, конторы, казармы, госпиталя, магазина. Первым управляющим завода был А. Сибиряков.

Лучшие развалины на Трансибе
Это же здание осенью, не развалилось!

На заводе работало 1307 человек, для их охраны и розыска беглецов содержались казачья сотня и команда из 125 солдат и унтер-офицеров стрелковых войск Забайкалья, по 1 охраннику на 10 человек.  С 1822 года завод уже лил полосовое, широкополосовое и листовое железо из Балягинской железосодержащей руды. Кроме железа выплавлялась и сталь, которой в первый год было получено 80 пудов. На Петровском заводе впервые в истории чёрной металлургии была применена паровая машина. Здесь трудились талантливые механики Фёдор Борзов и Степан Литвинов — достойные наследники гениального русского механика Ивана Ползунова.

Лучшие развалины на Трансибе
Вокруг завода сохранился забор

Рабочие кадры Балягинского рудника и Петровского завода состояли из трёх категорий. Людей «честного имени» и «заводских служителей», ссыльных и каторжных. Первая категория: «заводские служители» - это служащие завода, мастера, прикомандированные с других заводов; крестьяне окрестных сёл, приписанные к заводу и набранные в порядке рекрутских наборов, вольнонаёмные.

Лучшие развалины на Трансибе
А здесь этот забор уже развалили

В рекрутские наборы попадали приписные крестьяне, достигшие 21 года. Они пожизненно становились горнозаводскими рабочими. Дети их мужского пола, повторяли судьбу отцов - в 12 лет зачислялись на работу «грубен – юнгами» и занимались разработкой и дроблением руды.

В 1808 г. в штате Петровского завода числилось 110 мальчиков с зарплатой 6 рублей в год. По указу 1842 г. дети служителей и ссыльнокаторжных, родившихся в период работы их родителей на рудниках и заводах, зачислялись навсегда в мастеровые. Часть приписных крестьян была обязана заниматься хлебопашеством и поставкой продовольствия, они выполняли и подсобные заводские работы (заготовка и рубка дров, выжигание древесного угля, перевозка руд, угля, дров и других грузов).


Лучшие развалины на Трансибе
Валяется металлический лом

В 1830—1839 годах в Петровском Заводе (с 1926 года - город Петровск - Забайкальский)  отбывал каторгу 71 декабрист. Их перевели сюда двумя отрядами пешком из Читинского острога. Здесь же жили 11 жён декабристов. В первое время жёны декабристов, не имевшие детей, жили вместе с мужьями в их тюремных камерах, посещая свои дома по разным хозяйственным надобностям; имевшие детей ежедневно посещали своих мужей в казематах. После смерти А. Г. Муравьёвой в 1832 году, мужьям разрешили жить в домах жён, а неженатым узникам иногда разрешалось посещать эти дома.

Лучшие развалины на Трансибе
Большая территория была у завода
Вопреки сложившемуся мнению, декабристы на заводе не работали - их туда не допускали, боясь возможного влияния на рабочих. Лишь однажды, когда на заводе остановилась машина, в цех допустили Н. А. Бестужева и К. П. Торсона, которые её починили.

Лучшие развалины на Трансибе
Вот-вот из за угла появятся танк и группа пехоты

В 1850-х годах Петровский завод выпускал машины для пароходов «Аргунь» и «Шилка» и различные изделия для амурских переселенцев. В 1861 году в связи с указом об освобождении рабочих от обязанностей горно-заводской службы, завод перешёл на наёмный труд.

Лучшие развалины на Трансибе
Для любителей "металла" работы много, а танк так и не появился

В 1871 году завод передан в казну и причислен к Нерчинскому горному округу. В это время на заводе действовали доменный, литейный, механический цехи, кричная и пудлинговая фабрики, прокатные станы, сварочная печь, кузница.

Лучшие развалины на Трансибе
Улица рядом с заводом-дома одинаковые
 В 1897 году на берегу заводского пруда, в 2-х км севернее Петровского завода, началось строительство станции Петровский Завод. 16 декабря 1899 года на 346 версте от станции Мысовая около станции Толбага рельсы Забайкальской железной дороги соединились, а 6 января 1900 года на ст. Петровский Завод прибыл первый железнодорожный состав. 14 июля 1900 года Забайкальская железная дорога принята в постоянную эксплуатацию.
Лучшие развалины на Трансибе
Вокзал станции Петровский Завод

В 1908 году завод арендовали купцы Д. В. Полутов и М. И. Риф. Ими проведены работы по переоборудованию. С началом Первой мировой войны завод выполнял заказы военного ведомства. К 1920 году имелись доменные, литейные, механические цехи, силовой стан и хозяйственно-ремонтный завод, построена узкоколейная железная дорога до Балягинского рудника, работал локомобиль «Вольф». Завод был единственным предприятием в Восточной Сибири с циклом доменная печь — вагранка — станок.

Лучшие развалины на Трансибе
Все покрашено, кроме Ленина

 После гражданской войны на заводе провели модернизацию. В 1924 году построен формовочный зал в литейном цехе, сдана в эксплуатацию электрическая силовая станция. Обновление и реконструкция завода позволили значительно увеличить выпуск продукции. С 1937 года Государственный Петровский чугуноплавильный, литейный и механический завод («Чуглит») стал поставлять свою продукцию в Японию, Китай. В 1940 году завод получает новое название — Петровск-Забайкальский металлургический завод (ПЗМЗ).
Лучшие развалины на Трансибе
Памятник декабристам и как вариант руководитель у них - Владимир Ильич
 В 1940 году выплавка стали составляла 27,6 тыс. тонн. За годы Великой Отечественной войны Петровск-Забайкальский завод дал сверх планов 2686 тонн стали, 7618 тонн проката, 2406 тонн стального и чугунного литья. Металлурги в годы войны выпускали сталь, прокат и оборонную продукцию в виде боеприпасов, запасных частей и деталей для тракторов и сельхозмашин.
Лучшие развалины на Трансибе
Мозаичный Ильич на фоне разрухи
 В военные и послевоенные годы расширены сталеплавильные мощности и введены цехи по производству готового проката, чугуна и стального литья, что позволило увеличить суммарное производство продукции по сравнению с 1940 в 10,3 раза в 1960 и в 13,8 раза в 1970. В конце 1970-х объём производства снижен, в 1990 превышал довоенный уровень только в 11,5 раза. Мартеновский цех работал на привозном чугуне и металлическом ломе. Нехватка сырья и материалов привела к снижению выпуска продукции: в 1996 выплавлено 63,9 тыс. т стали и произведено 53,8 тыс. т проката, в 1997 соответственно 45,4 и 40,5 тыс. т.

Лучшие развалины на Трансибе
Остов заводской трубы

В 1998 году из-за нехватки топлива стала невозможной одновременная работа мартеновского и прокатного цехов, начались простои. В 1998 году на заводе работали 1914 человек, начато производство товаров народного потребления. Производство стали остановилось в июле 1999 года и ненадолго в мартеновском цехе возобновилась в 2001 году, за 5 месяцев которого выпущено 16 тыс. т металла. С июня 2001 года предприятие остановлено, в сентябре 2002 года признано банкротом.

Лучшие развалины на Трансибе
Заводской пруд


Все попытки реанимировать Петровск-Забайкальский металлургический завод были безуспешными. Долго искали виноватых. В 2006 году на бывшего исполнительного директора ОАО «Петровск-Забайкальский металлургический завод» Александра Хохлова, возглавлявшего завод в 2002-2004 годах, было заведено уголовное дело по 21 составу преступлений. Ему было предъявлено обвинение в мошенничестве с использованием служебного положения, в подделке и сбыте документов и ценных бумаг. Потерпевшими по делу были признаны 642 бывших работника металлургического завода, заявивших свои требования о выплате задолженности по заработной плате.

Лучшие развалины на Трансибе
Металл складируется и штабелюется для вывоза
  
 Теперь понятно, и по фотографиям видно, что 10 лет с территории не взял и не тащил только ленивый.
А тем временем в Москве на горно-геологическом деловом форуме "Minex-2006" МФК "Метрополь" представила программу, которая в том числе предусматривала и восстановление ПЗМЗ. На его базе предполагалось организовать производство металла из руды бурятского месторождения Озерное. Но, видимо, "в том числе…" - значит никак. Никаких предложений по целевому инвестированию Петровск-Забайкальского промышленного гиганта не поступало. А потому и достались цеха, откуда предприимчивые жулики давно уже вынесли все оборудование, предпринимателям для совершенно иных целей.
Лучшие развалины на Трансибе
Труба еще в наличии

В Петровске вину возлагают на некоего олигарха, завладевшего заводом как раз в 2001 году и решившего, что закрыть предприятие и продать его на металлолом ему будет выгоднее. И это не Донбасс, не Урал, не Европейская Россия - здесь мало того, что климат страшнее, так ещё и не поездишь на работу в большой город: до Читы более 400 километров, до Улан-Удэ - около двухсот.


Лучшие развалины на Трансибе
 И рыбалка и красоты природы. Заводской пруд

Вот таков печальный итог в богатой истории завода, который давал работу целому городу, каждый раз проезжая мимо замечаю, как рушатся стены Петровск- Забайкальского металлургического завода.


Лучшие развалины на Трансибе

Все фотографии сделаны из купе поезда Пекин-Москва через немытые стекла

  

Сам город Петровск- Забайкальский с богатой историей и замечательными старинными зданиями. Читать про город http://www.petrovsk.com/, смотреть фото разрушенного завода http://periskop.livejournal.com/217678.html, фото города старинные и современные http://varandej.livejournal.com/439798.html

Про завод много видео, вот одно соответствующее фотографиям и теме http://youtu.be/7BDm2qqphAI


Комментарий: 1
|
Другие новости по теме:
1 октября 2012 13:06
#1 Написал: zampolit | Статус: Пользователь offline
avatar
Знать- да, но видеть не то что печально, мрачно и пессимистично
Добавление комментария




Реклама
Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье