Лучшие развалины на Трансибе

Опубликовал: zampolit, 1-10-2012, 05:17, Статьи, 6 545, 1
Лучшие развалины на Трансибе

Если ехать поездом № 19 Пекин – Москва, то утром во вторник с правой стороны по ходу поезда можно наблюдать самые «разваленные развалины» на всем пути от столицы Китая до первопрестольной. Как оказалось это остатки знаменитого (за Уралом особенно) металлургического завода в городе Петровск-Забайкальский Забайкальского края.

История завода начинается со времен Екатерины, решение о его строительстве принято 1 февраля 1788 года Кабинетом Её Императорского Величества. А непосредственно руководили строительством Петровского железоделательного и чугунолитейного завода купец Бутыгин и кузнец Шелохов. Весной 1789 года прибыли первые строители из числа рекрутов и ссыльнокаторжных (кто же сюда еще добровольно поедет?). 29 ноября 1790 года получен первый чугун из руды Балягинского месторождения.

Завод состоял из доменной фабрики с одной печью для плавки чугуна из руд, формовочной фабрики, молотовой с горнами и кричными молотами для переделки чугуна в железо, стальной и укладной избы, плющильной, резной и якорной фабрик, меховой избы, кузницы, плотины, конторы, казармы, госпиталя, магазина. Первым управляющим завода был А. Сибиряков.

На заводе работало 1307 человек, для их охраны и розыска беглецов содержались казачья сотня и команда из 125 солдат и унтер-офицеров стрелковых войск Забайкалья, по 1 охраннику на 10 человек. С 1822 года завод уже лил полосовое, широкополосовое и листовое железо из Балягинской железосодержащей руды. Кроме железа выплавлялась и сталь, которой в первый год было получено 80 пудов. На Петровском заводе впервые в истории чёрной металлургии была применена паровая машина. Здесь трудились талантливые механики Фёдор Борзов и Степан Литвинов — достойные наследники гениального русского механика Ивана Ползунова.

Рабочие кадры Балягинского рудника и Петровского завода состояли из трёх категорий. Людей «честного имени» и «заводских служителей», ссыльных и каторжных. Первая категория: «заводские служители» - это служащие завода, мастера, прикомандированные с других заводов; крестьяне окрестных сёл, приписанные к заводу и набранные в порядке рекрутских наборов, вольнонаёмные.

В рекрутские наборы попадали приписные крестьяне, достигшие 21 года. Они пожизненно становились горнозаводскими рабочими. Дети их мужского пола, повторяли судьбу отцов - в 12 лет зачислялись на работу «грубен – юнгами» и занимались разработкой и дроблением руды. В 1808 г. в штате Петровского завода числилось 110 мальчиков с зарплатой 6 рублей в год. По указу 1842 г. дети служителей и ссыльнокаторжных, родившихся в период работы их родителей на рудниках и заводах, зачислялись навсегда в мастеровые. Часть приписных крестьян была обязана заниматься хлебопашеством и поставкой продовольствия, они выполняли и подсобные заводские работы (заготовка и рубка дров, выжигание древесного угля, перевозка руд, угля, дров и других грузов).

В 1830—1839 годах в Петровском Заводе (с 1926 года - город Петровск - Забайкальский) отбывал каторгу 71 декабрист. Их перевели сюда двумя отрядами пешком из Читинского острога. Здесь же жили 11 жён декабристов. В первое время жёны декабристов, не имевшие детей, жили вместе с мужьями в их тюремных камерах, посещая свои дома по разным хозяйственным надобностям; имевшие детей ежедневно посещали своих мужей в казематах. После смерти А. Г. Муравьёвой в 1832 году, мужьям разрешили жить в домах жён, а неженатым узникам иногда разрешалось посещать эти дома.

Вопреки сложившемуся мнению, декабристы на заводе не работали - их туда не допускали, боясь возможного влияния на рабочих. Лишь однажды, когда на заводе остановилась машина, в цех допустили Н. А. Бестужева и К. П. Торсона, которые её починили.

В 1850-х годах Петровский завод выпускал машины для пароходов «Аргунь» и «Шилка» и различные изделия для амурских переселенцев. В 1861 году в связи с указом об освобождении рабочих от обязанностей горно-заводской службы, завод перешёл на наёмный труд.

В 1871 году завод передан в казну и причислен к Нерчинскому горному округу. В это время на заводе действовали доменный, литейный, механический цехи, кричная и пудлинговая фабрики, прокатные станы, сварочная печь, кузница.

Улица рядом с заводом-дома одинаковые. В 1897 году на берегу заводского пруда, в 2-х км севернее Петровского завода, началось строительство станции Петровский Завод. 16 декабря 1899 года на 346 версте от станции Мысовая около станции Толбага рельсы Забайкальской железной дороги соединились, а 6 января 1900 года на ст. Петровский Завод прибыл первый железнодорожный состав. 14 июля 1900 года Забайкальская железная дорога принята в постоянную эксплуатацию.

В 1908 году завод арендовали купцы Д. В. Полутов и М. И. Риф. Ими проведены работы по переоборудованию. С началом Первой мировой войны завод выполнял заказы военного ведомства. К 1920 году имелись доменные, литейные, механические цехи, силовой стан и хозяйственно-ремонтный завод, построена узкоколейная железная дорога до Балягинского рудника, работал локомобиль «Вольф». Завод был единственным предприятием в Восточной Сибири с циклом доменная печь — вагранка — станок.

После гражданской войны на заводе провели модернизацию. В 1924 году построен формовочный зал в литейном цехе, сдана в эксплуатацию электрическая силовая станция. Обновление и реконструкция завода позволили значительно увеличить выпуск продукции. С 1937 года Государственный Петровский чугуноплавильный, литейный и механический завод («Чуглит») стал поставлять свою продукцию в Японию, Китай. В 1940 году завод получает новое название — Петровск-Забайкальский металлургический завод (ПЗМЗ).

В 1940 году выплавка стали составляла 27,6 тыс. тонн. За годы Великой Отечественной войны Петровск-Забайкальский завод дал сверх планов 2686 тонн стали, 7618 тонн проката, 2406 тонн стального и чугунного литья. Металлурги в годы войны выпускали сталь, прокат и оборонную продукцию в виде боеприпасов, запасных частей и деталей для тракторов и сельхозмашин.

В военные и послевоенные годы расширены сталеплавильные мощности и введены цехи по производству готового проката, чугуна и стального литья, что позволило увеличить суммарное производство продукции по сравнению с 1940 в 10,3 раза в 1960 и в 13,8 раза в 1970. В конце 1970-х объём производства снижен, в 1990 превышал довоенный уровень только в 11,5 раза. Мартеновский цех работал на привозном чугуне и металлическом ломе. Нехватка сырья и материалов привела к снижению выпуска продукции: в 1996 выплавлено 63,9 тыс. т стали и произведено 53,8 тыс. т проката, в 1997 соответственно 45,4 и 40,5 тыс. т.

В 1998 году из-за нехватки топлива стала невозможной одновременная работа мартеновского и прокатного цехов, начались простои. В 1998 году на заводе работали 1914 человек, начато производство товаров народного потребления. Производство стали остановилось в июле 1999 года и ненадолго в мартеновском цехе возобновилась в 2001 году, за 5 месяцев которого выпущено 16 тыс. т металла. С июня 2001 года предприятие остановлено, в сентябре 2002 года признано банкротом.

Все попытки реанимировать Петровск-Забайкальский металлургический завод были безуспешными. Долго искали виноватых. В 2006 году на бывшего исполнительного директора ОАО «Петровск-Забайкальский металлургический завод» Александра Хохлова, возглавлявшего завод в 2002-2004 годах, было заведено уголовное дело по 21 составу преступлений. Ему было предъявлено обвинение в мошенничестве с использованием служебного положения, в подделке и сбыте документов и ценных бумаг. Потерпевшими по делу были признаны 642 бывших работника металлургического завода, заявивших свои требования о выплате задолженности по заработной плате.

Теперь понятно, и по фотографиям видно, что 10 лет с территории не взял и не тащил только ленивый. А тем временем в Москве на горно-геологическом деловом форуме "Minex-2006" МФК "Метрополь" представила программу, которая в том числе предусматривала и восстановление ПЗМЗ. На его базе предполагалось организовать производство металла из руды бурятского месторождения Озерное. Но, видимо, "в том числе…" - значит никак. Никаких предложений по целевому инвестированию Петровск-Забайкальского промышленного гиганта не поступало. А потому и достались цеха, откуда предприимчивые жулики давно уже вынесли все оборудование, предпринимателям для совершенно иных целей.

В Петровске вину возлагают на некоего олигарха, завладевшего заводом как раз в 2001 году и решившего, что закрыть предприятие и продать его на металлолом ему будет выгоднее. И это не Донбасс, не Урал, не Европейская Россия - здесь мало того, что климат страшнее, так ещё и не поездишь на работу в большой город: до Читы более 400 километров, до Улан-Удэ - около двухсот.

Вот таков печальный итог в богатой истории завода, который давал работу целому городу, каждый раз проезжая мимо замечаю, как рушатся стены Петровск- Забайкальского металлургического завода.

Все фотографии сделаны из купе поезда Пекин-Москва через немытые стекла.

скачать dle 12.1



Похожие публикации

Обсуждения

  1. Знать- да, но видеть не то что печально, мрачно и пессимистично

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2018 (56)
Сентябрь 2018 (99)
Август 2018 (79)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (71)
Календарь
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.