Топ-100

Солобоево - старообрядческое село двоедан

Опубликовал: zampolit, 8-11-2017, 10:02, Путешествие в историю, 4 120, 0

Сельский дом культуры (2016 г.)

Село Солобоево Исетского района основано в 1790 году. Делит село на две части мелководная речка Юзя, свое название она получила от словосочетания – тащить юзом, так поступали в старину, если нужно было что-нибудь переправить по реке до того места, где она впадает в реку Исеть.

Первыми поселились на взгорье с южной стороны Бородины и Зябловы. Солобоевы стали жить ниже по течению на обеих берегах реки Юзя. Бородины, Зябловы и Солобоевы – коренные фамилии села. Постепенно жителей в селе стало все больше, так как хорошим было место для ведения торговли, развития различных ремесел.

За время существования села сменилось несколько поколений, и у каждого из них были свои нравы, свои обычаи в семьях и обществе. Жили здесь в основном крестьяне, выращивали хлеб, занимались животноводством, объектов производственного назначения до 30-х годов XX века не было. Все сельскохозяйственные работы выполняли вручную, тягловая сила – лошади. Каждая семья имела свой земельный надел, от него и получали все доходы. Излишки полученной продукции вывозили продавать на базары, ярмарки. Семьи были богатые и бедные, поэтому бедняки, управившись со своими хозяйственными работами, нанимались к богатым, чтоб заработать хоть какую-то копейку. Назвали это так: «Шли в люди». Женщины занимались в основном обработкой льна у зажиточных солобоевцев. Повседневная одежда крестьян была из домашнего полотна, праздничную одежду всегда хранили в сундуках.

Один из сохранившихся зданий начала XX века - магазин - склад

Село было старообрядческое, большинство населения – двоедане, у них самовар считался греховной посудиной, считали, что это змей шипучий на столе стоит. Чай пить тоже запрещалось – греховный напиток. Старики старались передать старообрядческую культуру своим детям и внукам, которая отличалась чрезвычайной своеобразностью, яркостью, духовностью.

Старообрядцы не носили красных рубах, девушкам запрещалось носить красные сапоги и платки. Гневом божьим грозили также за ношение иноземной одежды. Использовав такое отношение расколов к одежде, Петр Великий издал Указ, по которому староверам предписывалось носить старорусскую одежду: синий кафтан, крашенная однорядка – армяк с лежачим ожерельем. Такова была насильственно навязанная сибирским раскольникам одежда. Но была и истинно народная, удобная и не менее, чем иноземная, красивая одежда. Детям старообрядцы одевали все простое, мешковатое – на вырост. Возраст показывал пояс: парни подпоясывались по нижней одежде, мужчины по верхней, для оберега. У старообрядцев в селе Солобоево не разрешалось девушкам до брака заплетать две косы. Молодые женщины украшали голову кокошником. Пожилые женщины надевали на голову сорочку и сашмуру. Одежда была и для веселого гулянья и для моленья.

Мост через речку Юзя

Староверы молились в молельнях, которые разделялась на две равные части ситцевой занавеской: по правую сторону службу слушали мужчины, по левую женщины. Солобоевские старообрядки на богослужение надевали сарафан без рукавов из материи черного цвета, под сарафаном были рукава из материала светлых тонов. Богатые женщины и женщины духовные наставники надевали дорогостоящий сарафан – складовик. Головы повязывали платом черного цвета, завязывать его не разрешалось, скалывали концы булавкой. В руках молящихся находились лестовки и подручники, их располагали на полу, чтобы во время поклонов прикасаться лбом подручника. Служба проходила в большой строгости и порядке, во время чтения не позволялось шептаться, поклоны и кресты клались одновременно. Старообрядцы крестились двумя перстами. Иконы держали в каотах за стеклом, чтобы они не лишались святости от частых поклонений. Во время молитвы просили друг у друга прощения, падая в ноги. Посты соблюдали свято.

Улицы села назывались так: (старое название – современное название):
Гора – Первомайская
Биржовка – Комсомольская
Воробьевка – Садовая
Кузнецов край – Заречная
Большая – Советская
Вшива горка – Гагарина
Задняя улица – Октябрьская.

Всякое новое дело начинается трудно и с ошибками, так и с коллективизацией не все получилось гладко. Сначала существовало 2 ТОЗа – товарищество по обработке земли. Село разделено рекой. По одну сторону реки был один ТОЗ, а по другую – другой. Затем они соединились в один колхоз. На руководящих должностях в совете, в колхозе работали свои же жители из крестьян. Они не имели ни опыта не знаний, поэтому у них не взаимопонимания с населением. Общественное имущество было бесконтрольно, поэтому были случаи хищения.

В середине 1960-х годов в селе находился колхоз «Победа» с центральной усадьбой. Председатель Иван Бураков отлично знал свое дело. Кроме того, понимал: работа – работой, но и отдыхать колхозникам надо, да еще обязательно с песней под гармошку. Так Иван Иванович затеял строительство Дома культуры – современного, вместительного. Здание возвели в 1966 году.

Сегодня в Солобоево (население на 2017 год – 2158 жителей) работают спортивный зал, стадион, лыжная база, созданы хорошие условия для занятий спортом. Солобоево – лидер общего зачета зимних и летних сельских районных игр.

В солобоевской школе в 2016 году обучались 216 детей, 21 из которых – в условиях стационара психиатрической больницы ЯНАО. Совместно со специалистами Дома культуры, спортивной школы, школы искусств организованы кружки, спортивные секции, занятия по интересам обучающихся.

Магазин в старинном здании

Одна из проблем села – весенний паводок. При Советской власти на реке Юзя была построена плотина, условно разделившая реку на две части. Одна часть, примыкающая к плотине выше по течению, называется верхний бьеф, соответственно, другая часть, проходящая ниже по течению, нижний бьеф.

Летом воды в нижнем бьефе Юзи – очень мало. В позднюю осень эта слабенькая водная жила до основания перемерзает и одевается в сплошной ледяной панцирь. Поступающая из верховых болот вода скапливается в верхнем бьефе и образует на площади в 36 га водохранилище общей массой 1 млн тонн. Но водохранилище не может наполняться до бесконечности и мало-помалу воду оттуда сбрасывают через проложенный под плотиной донный водоотвод. Вода медленно течет по льду и замерзает. Образовывается наледь, толщина которой порой достигает 2,6 м. Весной весь этот массив приходит в движение и подгоняемый водой верхнего бьефа буквально захлестывает прибрежную территорию.

Сегодня в Солобоево находится единственное ручное производство валенок в области. Предприниматель Денис Панкратов решил возрождать традиции, и вот уже более десяти лет катает в ручную солобоевские валенки.

В этом селе работали "Заслуженный агроном России" Полина Евсеевна Ламбина, "Заслуженный работник культуры" Виталий Максимович Пачежерцев, Нинель Александровна Долганова. Много лет возглавляла школу "Заслуженный учитель России" Надежда Ивановна Русских. Школьный музей - один из лучших не только в районе, но и в области. Руководил им опытный учитель истории Наталья Викторовна Герасимова. В становлении музея большая заслуга сельского краеведа Зинаиды Львовны Булыгиной.

Умелые мастера нелегкого крестьянского труда - "Заслуженные работники сельского хозяйства России" Генадий Парамонович Костыгин и Петр Никифорович Угрюмов. В Солобоево работал известный всему району мастер -пимокат Мелиса Мефодьевна Токарева.

Доехать до Солобоево можно от Исетского автовокзала, 8 рейсов совершают автобусы следующие в Упорово, Батени, Верхний Ингал, Станичное.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (32)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.