БИ-1 в коллекции Музея в Верхней Пышме
Опубликовал: harlov, 29-08-2016, 19:49, Техника и вооружение , 1 448, 0
БИ (БИ — Березняк-Исаев, или Ближний Истребитель, также известен под именем «БИ-1») — ракетный самолёт, первый советский самолёт с жидкостным ракетным двигателем. Моноплан с низкорасположенным крылом, стартовая масса 1,5 т при запасе топлива (азотная кислота и керосин) 500 кг. Размах крыла 7,5 м.
Первый реактивный истребитель-перехватчик создавали в сжатые сроки во время Великой Отечественной войны, сначала в подмосковных Химках, однако в октябре 1941 года производство эвакуируют на Урал.
Разработка нового самолета не остановилась и уже 15 мая 1942 с аэродрома поселка Билимбай (под Свердловском) истребитель БИ-1 под управлением Г.Я. Бахчиванджи впервые взлетел с использованием ракетного двигателя. В первом полете самолет за 60 сек поднимался на высоту 840 метров, при скорости 400 км/ч и максимальной скороподъемности 23 м/с.
В марте 1943 года во время испытаний на максимальную скорость истребителя произошла авиакатастрофа, в результате погиб летчик Григорий Бахчиванджи. Из-за неудачного полета было принято решение об отмене производства самолета БИ-1. Но опыт создателей первого истребителя был полезен в создании советской ракетной и космической техники.
Всего было выпущено 9 самолётов. Из них 1 был выпущен в Москве, остальные выпускались авиационным заводом № 381, расположенным в г. Нижний Тагил на территории Уралвагонзавода (УВЗ).
В мае 2015 года макет БИ-1 поступил в коллекцию Музея «Боевая слава Урала». БИ-1 пока присутствует в Музее пока только в качестве макета, так как таких уникальных машин на всю Россию сохранилось всего пара штук.