Фольксваген «Кюбельваген»: «Жестяная лоханка» вермахта
Опубликовал: dokaspez, 17-10-2025, 10:55, Вооружение и транспорт, 78, 0
Фольксваген «Кюбельваген» на "Челябинском танковом фестивале" (6 сентября 2025 г.)
Во время Второй мировой войны германские войска полагались не только на танки и самолёты, но и на скромный, но чрезвычайно практичный автомобиль — Фольксваген «Кюбельваген». Этот лёгкий армейский внедорожник, созданный на базе народного «KdF-Wagen» (будущего «Жука»), стал символом мобильности вермахта и одним из самых массовых легковых автомобилей Третьего рейха.
От гражданского «народного автомобиля» — к армейскому внедорожнику
Идея унификации военной и гражданской техники была в духе эпохи: экономия ресурсов, упрощение производства и обслуживания. Уже в 1936 году Фердинанд Порше разработал первый прототип армейского автомобиля на базе KdF-Wagen. В 1938 году на заводе Volkswagen был собран первый полноценный образец под обозначением KdF Typ 62, а вскоре — уже 30 таких машин. После испытаний конструкцию доработали, и автомобиль получил новое имя — Typ 82, или KdF Typ 82. С ноября 1940 года он пошёл в серийное производство под официальным военным индексом Kfz.1 (Kraftfahrzeug 1 — «автомобиль №1»).
Конструкция: простота, проходимость и функциональность
«Кюбельваген» (от нем. *Kubelsitz* — «сиденье-лоханка») получил своё прозвище из-за глубоких, обтекаемых сидений, напоминавших кадки. Это было не просто данью стилю, а мерой безопасности: в случае резких поворотов или прыжков по пересечённой местности солдаты не вываливались из машины.
Кузов Typ 82 был открытым, четырёхдверным, но без настоящих дверей — вместо них использовались брезентовые шторы. Крыша тоже была брезентовой и откидной, а при необходимости в проёмы можно было вставить съёмные боковые окна. Лобовое стекло — складное, что позволяло улучшить обзор в боевых условиях.
Автомобиль отличался повышенным клиренсом (290 мм), 16-дюймовыми колёсами (в пустынных версиях — с уширенным протектором), задними колёсными редукторами и самоблокирующимся дифференциалом — всё это значительно улучшало проходимость. Плоское днище без выступающих элементов позволяло машине буквально «скользить» по грязи и снегу, не застревая.
Под капотом (вернее, под задним сиденьем — двигатель был расположен сзади) находился четырёхцилиндровый оппозитный карбюраторный мотор. Первоначально его мощность составляла 23,5 л.с., но с марта 1943 года стали устанавливать более мощную версию — 25 л.с. при объёме 1131 см3. Несмотря на скромные цифры, благодаря лёгкому весу (около 700 кг) и продуманной подвеске, Фольксваген «Кюбельваген» уверенно справлялся с задачами лёгкого внедорожника.
Подвеска и управляемость: комфорт на бездорожье
Особое внимание заслуживает независимая торсионная подвеска на всех колёсах — редкость для того времени, особенно в армейской технике. Она обеспечивала высокую плавность хода и устойчивость даже на самых разбитых дорогах. Барабанные тормоза с механическим приводом были просты в обслуживании и надёжны в эксплуатации.
Многоцелевая платформа
Фольксваген «Кюбельваген» использовался повсеместно: для перевозки личного состава, доставки боеприпасов и топлива, эвакуации раненых, а также в качестве передвижной мастерской. На его базе было создано более 30 модификаций, включая:
- Typ 82E — штабной автомобиль с закрытым кузовом;
- Typ 92SS — версия для войск СС, также с закрытым кузовом от довоенного KdF-38;
- Typ 87 — полноприводная штабная машина с трансмиссией от амфибии Schwimmwagen (Typ 166).
Всего до лета 1945 года было выпущено 50435 Фольксваген «Кюбельваген», что сделало его самым массовым лёгким автомобилем вермахта и войск СС. Для сравнения: полноприводных Typ 87 собрали всего 564 штуки, а амфибий Typ 166 — около 14283.
Идентификация и наследие
Принадлежность автомобиля к тому или иному роду войск определялась по буквам на номерном знаке:
- WH — вермахт,
- WL — люфтваффе,
- WM — кригсмарине,
- ОТ — Организация Тодта,
- рунические молнии — войска СС.
Сегодня Фольксваген «Кюбельваген» — один из самых узнаваемых символов военной техники Третьего рейха. Его можно увидеть в кинохронике, музеях и на исторических реконструкциях. Благодаря большому тиражу и простоте конструкции, значительное число экземпляров сохранилось до наших дней, став ценными экспонатами для коллекционеров и любителей ретроавтомобилей.

