История пассажирского автотранспорта в Полевском: от ЗИС-105 до ликвидации МУП «ПАТП»
Опубликовал: murashka, 27-05-2025, 19:13, Путешествие в историю, 49, 0
Северский автовокзал (8 сентября 2024 г.)
Полевской, город на севере Свердловской области, известный своей историей добычи меди и промышленным развитием, имеет богатую транспортную историю. Одной из важных её частей стало развитие пассажирского автобусного сообщения и строительство автовокзалов — учреждений, которые на протяжении десятилетий обеспечивали связь города как внутри его территорий, так и с другими населёнными пунктами.
Отсчёт истории пассажирского автотранспорта в Полевском начинается с 1955 года, когда приказом Свердловского Облавтотреста № 743 было создано Полевское автотранспортное хозяйство, входящее в состав Минавтотранспорта РСФСР. Уже тогда предприятие обладало собственным гаражом, ремонтными мастерскими и бензоколонкой. В его автопарке были как грузовые машины, так и пассажирские автобусы марки ЗИС-105.
Эти автобусы обслуживали внутригородские маршруты: Полевской — Зюзелка и Полевской — Северский металлургический завод. А с 1959 года автохозяйство начало самостоятельное обслуживание междугороднего маршрута Полевской — Свердловск (ныне Екатеринбург), что стало важным шагом в укреплении транспортной связи региона.
В 1966 году Полевское автотранспортное хозяйство объединилось с Полевской автобазой № 11, что позволило расширить возможности предприятия и оптимизировать работу по перевозке пассажиров и грузов.
Очередным знаковым событием стало строительство автовокзала в северной части Полевского в 1985 году. Проект был реализован при непосредственном участии первого секретаря Свердловского обкома КПСС, будущего Президента России Бориса Николаевича Ельцина. Это здание было возведено на основе старого каркаса СУ-3, что стало примером рационального использования имеющейся инфраструктуры.
Торжественное открытие включало символическое разрезание ленты бригадирами водителей Б.К. Моторным и строителей З.Н. Зюзевой, а начальник автовокзала Л.Г. Коровина получила ключ от здания. На втором этаже работала столовая, магазин от птицефабрики и часовая мастерская. На первом этаже можно было приобрести аудио- и видеокассеты — характерная черта эпохи перестройки.
В условиях перехода страны к рыночной модели экономики произошли значительные изменения и в транспортной сфере. В 1993 году Полевское автотранспортное предприятие было разделено на два самостоятельных юридических лица: грузовое АТП и пассажирское АТП.
Согласно решению Свердловского областного Совета народных депутатов от 15 апреля 1993 года № 74-17, пассажирская часть была передана в муниципальную собственность города Полевского. А уже 25 мая 1993 года постановлением Главы муниципального образования «Город Полевской» № 544 зарегистрировано Муниципальное унитарное предприятие «Пассажирское автотранспортное предприятие» (МУП «ПАТП»).
В феврале 2006 года предприятие официально было переименовано в МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие» Полевского городского округа (МУП «ПАТП» ПГО). Оно продолжало обслуживать как внутригородские, так и междугородние автобусные перевозки. Автобусы отправлялись из двух точек: автостанции в южной части города и автовокзала на улице Розы Люксембург в северной части.
В 2020-х годах начались серьёзные преобразования в системе муниципальных предприятий. В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 485-ФЗ, все государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны были пройти процедуру ликвидации или реорганизации до 1 января 2025 года. Этот закон направлен на устранение негативного влияния унитарных предприятий на конкурентную среду.
Как следствие, в ближайшее время будет ликвидировано само МУП «ПАТП» Полевского городского округа. Его имущество планируется выставить на продажу, в том числе и здания автовокзалов в южной и северной частях города.
С 1 марта 2025 года касса на автовокзале на улице Розы Люксембург была закрыта, а с конца зимы 2025 года междугородние автобусы больше не заезжают на эту станцию. Планируется, что пассажиры будут ожидать автобусов в новых, более удобных павильонах.
История развития пассажирского автобусного сообщения и автовокзалов в Полевском — это история советской индустриализации, перестроечных надежд, рыночных реформ и современных административных изменений. За почти семьдесят лет Полевское пассажирское автотранспортное предприятие прошло путь от скромного автохозяйства до крупной муниципальной организации, ставшей неотъемлемой частью городской инфраструктуры.
Теперь, с ликвидацией предприятия и переходом к новым формам организации перевозок, Полевской вступает в новую эпоху. Возможно, павильоны заменят вокзалы, а частные перевозчики возьмут на себя роль муниципального предприятия. Но память о временах, когда автовокзалы были сердцем городской жизни, остаётся в воспоминаниях жителей и в камнях бывших вокзальных зданий.
Адрес Северского автовокзала: ул. Розы Люксембург, 20, Полевской, Свердловская область. Координаты: 56.494742, 60.249623