ПМГ-1 - пожарный автомобиль на базе ГАЗ-АА
ПМГ-1 — первая пожарная машина, сделанная на ходовой части грузовика ГАЗ-АА. Ее начали изготавливать в 1932 г. сразу на двух заводах: в Москве — на Миусском механическом, в Питере — на «Промете».
Миусский завод пожарных машин, был основан в Москве, в 1919 году. Он вырос из мастерских гаража Наркомпрода на Миусской площади, в которых ремонтировали свозимые с разных концов страны неисправные автомобили. После окончания Гражданской войны мастерские стали заводом, получившим собственный номер 6. Таким образом, Миусский завод можно считать одним из первых автомобилестроительных предприятий, основанных в России после Великой Октябрьской социалистической революции. С 1923 года его специальностью становится постройка пожарной техники, остро необходимой в городском хозяйстве. В 20-е годы завод подчинялся конторе «Автопромторг», занимавшейся импортом и эксплуатацией автомобильной техники. За несколько лет завод пережил ряд реконструкций цехов и расширение территории, позволявшее увеличивать объемы выпуска и совершенствовать технологию производства пожарных машин, насосов, мотопомп.
С 1929 года Миусский завод перешел из ведения «Автопромторга» в подчинение Всесоюзного автотракторного объединения ВАТО, руководившего построенной в СССР новой автомобильной промышленностью.
В 1932 году из ворот Миусского завода вышли первые автонасосы с кузовом-«линейкой», построенные на шасси 1,5-тонных грузовиков Форд-АА, собранных на московском заводе имени КИМ (позднее - МЗМА и АЗЛК). Новая пожарная машина представляла собой уменьшенную до размеров «полуторки» копию «линейки» на базе грузовика АМО. С началом выпуска автомобилей. В Нижнем Новгороде «фордовские» шасси уступили место отечественным - машинокомплекты на московский КИМ теперь поступали не из-за океана, а с ГАЗа.
С расположенного на юго-восточной окраине Москвы завода КИМ в северо-западную часть города на Миусский завод шасси ГАЗ-АА, то есть грузовики без кузова, пригоняли своим ходом. Первым делом миусские рабочие извлекали из машины карданный вал и сидение водителя, чтобы позади коробки передач установить коробку отбора мощности (КОМ). Нижний выходной хвостовик этой раздаточной коробки соединяли карданным валом с главной передачей ведущих колес, а верхний - с насосом. Таким образом, длинный вал, проложенный над рамой, приводил в действие установленный в заднем свесе машины центробежный насос Д-20. За основу был принят насос, применявшийся на машинах АМО. Но так как мощность мотора легкой «полуторки» была намного меньше, чем у двигателя трехтонного АМО, насос пришлось дорабатывать - количество рабочих лопастей уменьшили с 9 до 7.
После монтажа насоса на шасси устанавливали деревянный кузов-«линейку» с боковыми сидениями для бойцов пожарной команды. Внутри кузова располагался бак с водой, так называемый водобак первой помощи. Данная емкость с водой была необходима, так как перед пуском в центробежный насос требовалось залить порцию воды.
По бокам к спинкам сидений крепили катушки с выкидными рукавами. Сверху надстройки закрепляли трехколенную выдвижную лестницу, рукава, запасное колесо и резиновые стволы. Внутри деревянного кузова помещались стендер и фонарь «летучая мышь», а в ящиках -различные противопожарные принадлежности (разветвитель-тройник, сетки и прочее) и шанцевый инструмент. На передних крыльях машины закреплялись пеногенератор, разветвитель-двойник и два огнетушителя. К задней части автомобиля приделывались поворотные кронштейны, на которых подвешивали большую катушку с выкидными рукавами. Для управления механизмами машины во время подачи воды на пожаре внутри надстройки находились соответствующие тяги, а в задней ее части устанавливали ручки управления. С левой стороны сзади кабины на автомобиле устанавливался стендер - устройство для подключения к городской водопроводной сети.
Для ПМГ-1 был разработан особый насос, который обеспечивал предельную глубину забора воды 8 м, дальность струи — 50 м, высоту — 40 м, а производительность —1200 л/мин и прекрасно воспринимал воду с песком и даже мелкими предметами.
Пожарная команда отправлялась на задание на боковых сиденьях кузова, а шофер и командир - в кабине. Чтобы удержаться на линейке во время езды, бойцы пристегивали себя ремнями к поручню. Сидевший на правой скамейке возле кабины пожарный бил в колокол - еще со времен конных обозов этот сигнал оповещал прохожих и других участников движения о приближении пожарных. По сравнению с машинами АМО и ЗИС, количество пожарных на линейке «полуторки» пришлось сократить до 6 человек. Легкая пожарная машина больше подходила для тушения пожаров в небольших зданиях, например, в домах так называемого «частного сектора» и бараках, которых в 1930-50-е годы было еще очень много даже на окраинах больших городов.
Были у «Пожарной машины ГАЗ» бесспорные достоинства, проистекавшие из конструктивных особенностей базового грузовичка. В 1930-е годы требовалась простая надежная техника, и очень к месту оказался несложный четырехцилиндровый нижнеклапанный двигатель, рассчитанный на самый некачественный бензин. Простейшая система электрооборудования, подача топлива самотеком и другие особенности конструкции не требовали от водителя глубоких познаний в механике, упрощали обслуживание. Дорожный просвет машины составлял 200 мм, что при довольно больших по наружному диаметру (840мм) шинах размером 6,00 - 20" позволяло двигаться уверенно по грунтовым и лесным дорогам. Последнее было особо важно, так как помимо столичных пожарных депо, машины ПМГ-1 с середины 30-х поступали в сельские пожарные дружины, пожарные части небольших городов.
С 1937 года базовым стало модернизированное шасси с новым двигателем ГАЗ-ММ.
В провинциальных и сельских пожарных дружинах некоторые «полуторки» доживали до 60-70-х годов. Иногда их устанавливали на постаменты в качестве памятников.
В августе 2016 года в Музее автомобильной техники УГМК появился отечественный специализированный пожарный автомобиль ПМГ-1, созданный на базе легендарной «полуторки».
Источники:
https://fort-i-ko.livejournal.com/232992.html
https://fireman.club/statyi-polzovateley/pozharnyiy-avtomobil-pmg-1-istoriya-ustroystvo-i-tth/