ГАЗ-АА - трудяга Великой Отечественной войны

Опубликовал: dokaspez, 8-06-2018, 15:49, Техника и вооружение , 131, 0
ГАЗ-АА - трудяга Великой Отечественной войны

ГАЗ-АА — грузовой автомобиль Горьковского автозавода, грузоподъемностью 1,5 т (1500 кг), известный как полуторка. Изначально образцом послужил американский грузовик Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии спроектирован по отечественным чертежам.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА, один из самых многочисленных автомобилей Великой Отечественной войны. Эти грузовики составляли половину от общего числа всех машин Красной армии. Всего же с 1932 по 1950 годы их было выпущено около миллиона штук. Для транспортировки людей на обычные грузовые платформы ставились съемные поперечные скамейки, на которые садилось 16 человек. В непогоду кузов покрывался тентом.

Технические характеристики ГАЗ-АА


Газ-АА выгодно отличался от ЗиС-5 проходимостью. Машина легкая и была очень выгодна в эксплуатации по бездорожью. Непривередливые полуторки могли ездить на топливе самого низкого качества, а в теплое время года даже на керосине. Во время войны не было другого автомобиля с таким диапазоном возможностей.

Зимой 1941 года командование немецкой группы армий «Центр» издало специальную директиву предписав войскам использовать трофейные «полуторки» из-за их хорошей проходимости и высокой динамики.

По военно-автомобильной дороге № 101, гораздо более известной как «Дорога жизни», курсировало более 2000 машин Газ-АА и ММ. Зимой 1941 - 1942 годов по льду Ладожского озера на легких полуторках в голодающий город привозили продовольствие, на этих же машинах из умирающего Ленинграда вывозили детей, спасая их от смерти. Лед Ладожского озера выдерживал только легкую полуторку

Проложенная по льду Ладожского озера в блокадный Ленинград дорога была смертельно опасной для водителей, многие гибли под обстрелом немецкой артиллерии и авиации и тем не менее каждый день водители совершали по 4 рейса.
Первая колона двинулась в сторону блокированного города 22 ноября 1941 года. За все время действия дороги жизни по ней перевезли более 1,5 млн. тонн грузов и эвакуировали 1376000 человек.

При движении колонной грузовики ГАЗ-АА минимально разрушали дорожное покрытие и могли двигаться по легким мостам.

Во время войны, из-за нехватки металла на ГАЗ-АА стали делать деревянные кабины, а вместо дверей использовали брезентовый тент, который сворачивался к передним стойкам и застегивался на застежки. Полуторки, сделанные в годы войны можно узнать по прямоугольным крыльям, которые не штамповали, а просто гнулись из плоских листов жести.

По рассказам шоферов тех лет поддерживать полуторку на «ходу» в полевых условиях было довольно не просто. Летом было очень пыльно, зимой очень морозно. И в любую погоду она страшно грохотала. Излишеств на ГАЗ-АА тоже не было: один дворник, одна фара, откидывался лишь задний борт и т.д.

Опасно было даже курить за рулем. Бензобак располагался между моторным отсеком и кабиной. Поэтому шальная пуля или фитилек окурка при неполной герметичности могли привести к вполне предсказуемым последствиям.

Слабыми звеньями считались шины, стартер и аккумулятор. Известно, что бензонасоса на ГАЗ-АА не было, топливо из бака, расположенного выше карбюратора, поступало самотеком. Поэтому на затяжных подъемах полуторка глохла. Если выходил из строя карбюратор, его заменяла намотанная на коллектор тряпка, пропитанная бензином, на ее испарениях машина чихала, фыркала, но ехала.

Затормозить тоже было не просто - для этого необходимо было последовательно понижать передачи. Обязательным был двойной выжим сцепления, а это лишние секунды при остановке. А еще у ГАЗ-АА сзади был фаркоп, специальное сцепное устройство, - для того чтобы тянуть пушку, полевую кухню, прицеп.

Автомобили в СССР жили долго не только на конвейерах заводов, но и в эксплуатации. Даже в 1970-1980-е в автохозяйствах еще трудились сохранившиеся ГАЗ-АА и ГАЗ-67Б. Тогда как раз многие автомобилисты задумались, что те машины не «старый хлам», а живая память о великой Победе и трудовых победах советского народа, в крайнем случае – реквизит для киносъемок.

Старые «газики» начали беречь и сохранять. Но все советские реставраторы столкнулись с одной проблемой. Машины-то есть, а оригинальных запчастей не найти. У уцелевших экземпляров все, что можно и что нельзя, заменено деталями от более поздних автомобилей. Вместо огромных довоенных фар – маленькие послевоенные. Вместо настоящих «фордовских» контрольных приборов – современные со склада. Нет «родных» облицовок, молдингов, задних огоньков, распределителей и катушек зажигания, нет даже двигателей и коробок передач.

Но оказалось, что восстановить ГАЗ-АА или ГАЗ-67Б почти в полный заводской оригинал нетрудно. Сказалась высокая унификация с американскими аналогами марки Ford. В те же самые 1980-1990-е годы в США пошла в гору мода реставрировать олдтаймеры – автомобили прошлых десятилетий. И одной из «культовых» моделей стал как раз Ford A.

Сегодня найти работающую «полуторку» можно почти в каждом в большом городе страны, они как правило участвуют в прохождении техники в День Победы или выставляются на всеобщее обозрение. Одна из таких отреставрированных «полуторок» находится в тюменском музее ретро автомобилей «Дина».
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Август 2018 (42)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (71)
Апрель 2018 (85)
Март 2018 (138)
Календарь
«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.