Топ-100

Угличский колокол - первый политический ссыльный России

Опубликовал: zampolit, 6-11-2020, 15:36, Путешествие в историю, 2 010, 0

15 мая 1591 года в Угличе сторож Спасского собора Максим Кузнецов и вдовый священник Федот по прозванию Огурец по приказу царицы Марии Нагой били в набат по случаю смерти царевича Дмитрия. Звон собрал на соборной площади горожан, начались волнения и самосуд над лицами, заподозренными в убийстве Дмитрия.

Василий Шуйский, расследовавший происшествие в Угличе, казнил 200 угличан, а 60 семей 1 апреля 1592 года сослал в Сибирь (в основном, в Пелым). Набатный колокол, которому к тому времени, как говорится в летописях и преданиях, было уже лет триста, как подстрекателя к бунту сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, наказали принародно на площади 12 ударами плетей и «сослали» в Сибирь. Есть предание, что угличане почти год волокли его в ссылку на себе.

Колокол в 1593 году был привезен в город Тобольск. Тобольский воевода князь Федор Лобанов-Ростовский распорядился запереть колокол в приказной избе и сделать на нем надпись: «Первоссыльный неодушевленный с Углича». Затем колоколу определили место на колокольне церкви Всемилостивого Спаса, а позже – на Софийской соборной колокольне.

Затем колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса, что в нагорной части города, близ Иртышского Яра, а потом неизвестно как попал на колокольню тобольского кафедрального Софийского собора, где по причине его резкого и громкого голоса в него отбивали часы и в случае пожара били в набат.

Соборная колокольня, построенная в 1683—1685 годах, около 1780 года развалилась, и Угличский колокол, вместе с другими соборными колоколами, был повешен на козлах или срубах, устроенных из бревен, между Архиерейским домом, Консисторией и Собором. Там он в ночь с 27 на 28 апреля 1788 года во время большого общегородского пожара чуть было не растопился, как некоторые другие соборные колокола. На козлах колокол находился до 1797 года, когда была выстроена новая соборная колокольня и на нее подняли колокола. Скорее всего, именно в это время на колоколе была по чьему-то распоряжению (вероятно, архиепископа Варлаама или заведовавшего при нем строительством абалакского игумена Маргарита) вырезана надпись, рассказывающая об его истории. О ссыльном колоколе вспоминали декабристы, видевшие в нем бунтаря.

В конце 1836 или начале 1837 года по распоряжению архиепископа Тобольского Афанасия Угличский колокол был повешен под небольшим деревянным навесом возле Крестовской архиерейской церкви. Целью перемещения было показать, если потребуется, историческую достопримечательность планировавшему посетить (и посетившему) Тобольск в 1837 году наследнику Александру Николаевичу (однако, осмотра не случилось); а также то, что при перестроенной Крестовой церкви не было благовестного колокола. С тех пор колокол там и находился, сзывая к богослужению в архиерейской церкви — благовест в него, особенно в тихую погоду и при молчании других колоколов, был слышен по всему городу; а также служа предметом любопытства как местных жителей, так и заезжих лиц — помимо прочих его осматривал 24 июля 1868 года великий князь Владимир Александрович. В 1860-х годах для ссыльного колокола и других мелких колоколов Крестовой церкви вместо старого деревянного навеса устроили новый на каменных столбах и несколько далее прежнего от храма.

В народе «биография» колокола обросла преданиями и слухами: повторяется и до сих пор, будто он перед ссылкой был сечен кнутом и будто у него рваные ноздри (у колоколов нет никаких «ноздрей»); что наказан он был за то, что при каком-то пожаре не дал «гулку»; будто тобольский колокол всего лишь копия, так как оригинал либо разбился еще по дороге в Сибирь, либо при падении соборной колокольни, или растопился во время пожара.

В декабре 1849 года в Угличе возникла мысль о возвращении ссыльного колокола; инициаторами были краеведы и любители старины мещане Иван и Василий Серебренниковы, и учитель Федор Киссель. 12740 местных жителей обратились к министру внутренних дел с просьбой об исходатайствовании им высочайшего разрешения для возвращения из Тобольска за их счет колокола. Привлеченный к делу Синод запросил справку о колоколе у Ярославской и Тобольской епархий. Рассмотрев приведенные данные о колоколе, он нашел их неудовлетворительными, и в определении, подписанном 11 мая 1851 года, объявил, «что сими сведениями не подтверждается мысль, что сей колокол есть тот самый, которым возвещено было в Угличе убиение царевича Димитрия». Этим и окончилось тогда дело.

Этнограф Ипполит Завалишин в своей книге 1862 года высказывался, что колокол желательно вернуть из ссылки в Углич, где поставить на площади в центре города на монументальном подножии и увенчать «крестом спасения» — такое «благородное» примирение с прошлым, по его мнению, имеет большое нравственное значение. Церковный краевед Сибири протоиерей Александр Сулоцкий в своей статье 1869 года напротив писал, что колокол лучше бы оставить в Тобольске, так как там он является одной из двух главных достопримечательностей и напоминаний о былых временах наряду с мраморным памятником Ермаку; а в Угличе, на фоне других связанных с царевичем Дмитрием объектов, особенно его дворца, он стушевался бы.

Сулоцкий в 1869 году описывал колокол как корноухий, то есть с отсеченным, а не оторванным ухом; с резким и громким звуком; весом 19 пудов и 20 фунтов (319.41 кг); медь на поверхности серого цвета; толщина стенок — вершок с третью (5,9 см); окружность по нижним краям — 3 аршина и 3 четверти (2,7 м); края как бы обгрызены, то есть обиты, что говорит о том, что его неоднократно поднимали и спускали с колоколен и перевозили, при этом обращаясь с ним не слишком аккуратно. По краям колокола вырезана (а не вылита) надпись (склад надписи и форма букв нового времени):

«Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия в 1593 году, прислан из города Углича в Сибирь, в ссылку в град Тобольск, к церкви Всемилостиваго Спаса, что на Торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитной.»

Новую попытку возврата колокола предпринял угличский мещанин и петербургский купец Леонид Соловьев. Потратив несколько лет и значительные средства, в итоге он добился разрешения у императора Александра III на возвращение колокола в Углич. Самым серьезным аргументом противников возвращения стало утверждение, что настоящий колокол расплавился во время большого пожара 1677 г., об этом имеются ссылки и на архивные документы. Но что интересно: лишь только пароход приставал к тобольской пристани, тут же извозчики предлагали приезжим посмотреть город и в первую очередь увидеть ссыльный колокол.

В Тобольске варшавский студент Флориан Ляхмайер изготовил его муляж из папье-маше, для которого выстроили в Кремле сохранившуюся до наших дней колоколенку; ныне он хранится в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике (фото).

Царский указ в Тобольске вызвал смятение. К тому времени колокол выкупил губернский музей, и губернатор Владимир Тройницкий, как один из попечителей музея, собрал в октябре чрезвычайное заседание комитета музея. Но царское решение принято – и любые доводы в данном случае были уже бессильны. Тобольская Дума сделала попытку получить материальную компенсацию в 15000 рублей, но такая цена для стороны, утверждавшей, что колокол не имеет ценности, была нелогичной. В итоге сошлись на немалой сумме в 600 рублей (стоимость колокола, изготовленного для епархии взамен взятого в музей). 20 мая 1892 г. в 11 часов ночи двухтысячная толпа в Угличе сопровождала колокол во время перенесения с парохода на южный вход паперти Спасо-Преображенского собора при неумолкаемом «Ура!». Колокол стал одним из первых экспонатов созданного в 1892 г. в Угличе музея.

В 1980—1989 годах по возникшему еще в XIX веке вопросу подлинности колокола шла полемика между угличскими исследователями А.М. Лобашковым, отрицавшим ее, и А.В. Кулагиным, придерживавшимся противоположной точки зрения. В 1983 году по инициативе Кулагина в Центральной заводской лаборатории ПО «Чайка» были проведены металлографический и химический анализы сплавов нескольких колоколов из Угличского историко-художественного музея, в том числе и ссыльного колокола. Химический анализ показал, что состав бронзы ссыльного колокола следующий: 82,62 % меди, 15,83 % олова и 1,55 % примесей. Были определены также механические свойства. Из исследования Кулагин сделал вывод, что колокол лил высококвалифицированный литейщик, работавший в Угличе в конце XV века. По мнению Кулагина, спор о подлинности завершился его победой — в Угличе находится тот самый колокол, что звонил по гибели царевича, хотя противоположное мнение до сих пор распространено.

4 ноября 2017 года состоялось освящение точной копии Угличского колокола, отбывавшего 300-летнюю ссылку в древней столице Сибири и возвращенного на родину в Углич в конце XIX века. По инициативе Тобольско-Тюменской епархии на средства благотворителей по сохранившемуся макету был изготовлен бронзовый колокол и водружен на историческую звонницу.

В 2019 году специалисты из Новосибирска приступили к новым исследованиям угличского колокола. Специальная экспертиза на основе проведенных 3D-сканирования и химического анализа должна установить, жив ли ссыльный набатный колокол или он погиб в страшном пожаре 1677 года в Тобольске, о чем свидетельствуют архивные документы.

Адрес: Тюменская область, Тобольск, Красная площадь 1 ст. 3.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.