"Катюша" БМ-13НМ - в тюменском сквере Победы
Опубликовал: murashka, 26-08-2014, 15:40, Памятники путешественника, 3 517, 0
БМ-13НМ на шасси ЗИЛ-157К (2 августа 2014 г.)
В сквере Победы идет реконструкция, поэтому к памятнику «Катюше» пришлось пробираться через траншеи, кучи песка и щебня. Сразу привлекло внимание, что на традиционную «Катюшу», машина, установленная в 6 микрорайоне Тюмени не похожа.
Возникло сомнение, что это бывшая действующая установка, а не собранный по частям трансформер. Интернет развеял сомнения – это настоящая «Катюша», модернизированная 16-зарядная боевая машина БМ-13НМ на шасси ЗИЛ-157К.
БМ-13НМ (2Б7) – вторично модернизированная боевая машина БМ-13 для пуска 16 реактивных снарядов калибра 132 мм. На вооружение принята в 1958 году и выпускалась заводом «Компрессор» до середины 1960-х годов. От базовой модели БМ-13Н отличалась только последовательной перестановкой всей артиллерийской части и дополнительного оборудования на шасси ЗИЛ-157, 157К и 157КД.
Стрельбу также осуществляла осколочно-фугасными снарядами М-13 на расстояние 8470 м и снарядами М-13УК и М-13УК-1 – на 7900 м. В отличие от БМ-13Н на шасси ЗИС-151 имела чуть уменьшенную массу в походном положении – 7090 кг и боевую со снарядами – 7770 кг. Габаритная ширина возросла до 2330 мм (на 30 мм), высота – до 3000 мм (на 100 мм).
В конце 50-х годов в качестве ходовой части стали использовать шасси грузовика ЗИЛ-157, который является дальнейшим развитием автомобиля ЗИС-151. Внешне похожий на своего предшественника, ЗИЛ-157 имеет по сравнению с ним гораздо лучшую проходимость, прежде всего благодаря наличию централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах. Увеличен также размер покрышек и дорожный просвет автомобиля. Возросла мощность мотора. Первые серии машины отличались расположенными снаружи колес воздухопроводами шарнирной конструкции. Автомобиль производился с осени 1958 года заводом имени Лихачева. В 1961 году после изменения трансмиссии грузовик получил обозначение ЗИЛ-157К.
Часть автомобилей оборудована лебедками. ЗИЛ-157 имеет карбюраторный двигатель мощностью 110 л.с. при 2800 об/мин. Максимальная скорость по шоссе 60 км/час. Расход топлива по шоссе 38,5 литра на 100 км при скорости 30-40 км/час. Объем основного бака 150 литров, дополнительного 65 литров.
Установку залпового огня установили в сквере ко Дню Победы в 2013 году, ребятня сразу облюбовала памятник - «Катюшу», планируется установка ракет на направляющие. Двигатель в машине не просматривается, все ходы и выходы заварены, а ходовая часть в хорошем состоянии.