Чариотир («колесничий», «возничий») — британский средний танк
Чариотир FV 4101 («колесничий», «возничий») — британский средний танк 1950-х годов, модернизация танка «Кромвель» времен Второй мировой войны. «Чариотир» отличался от базового варианта в основном новой башней со значительно более мощной 84-мм пушкой. В 1952 году 200 «Кромвелей» были переоборудованы под стандарт «Чариотиров». В британской армии они состояли на вооружении до 1956 года, после чего были проданы другим странам.
Тактико-технические характеристики:
После завершения Второй Мировой войны, Германия была разделена на Восточную и Западную странами-победителями. Восточную контролировал Советский Союз, Западную – Англия и союзники. В то время возникала угроза и предпосылки для начала и Третьей Мировой, поэтому и сбавлять обороты в совершенствовании вооружения тоже было нельзя. У Советского Союза велись разработки основных боевых танков вроде Т-54, у США были свои разработки, а Англия сделала упор в дальнейшем развитии тяжелых бронемашин на основной боевой танк «Центурион», который мог противостоять советским танкам по мобильности и огневой мощи.
Однако, британские власти понимали, что в нужных количествах сразу произвести Центуриона будет невозможно. Поэтому для закрытия дыр в обороноспособности необходимо было сконструировать новую серию противотанковых орудий, которые дали бы продержаться до выпуска необходимой партии основных боевых танков.
За основу решили взять шасси от Кромвеля – танка, появившегося в конце Второй Мировой, так как его шасси отлично подошло бы для концепта нового истребителя танков, произведены они были в количестве четырех тысяч единиц. Из вооружения же на него решили установить 20-фунтовое орудие, калибром 83,4 миллиметра, а также пулемет калибра 0,30 для защиты в ближнем бою против пехоты.
Официально «Charioteer» был назван «FV4101 Cromwell Heavy AT Gun», - было выпущено их 442 боевых единицы.
Экипаж из четырех человек в передней части кабины, шасси из пяти сдвоенных катков на каждую сторону корпуса с ведущей звездой в задней части и катком-ленивцем спереди, без предусмотренных возвратных роликов, моторный отсек в задней части – все в данном истребителе танков выдавало его родство с Кромвеллем. Основной движущей силой послужил популярный в то время Rolls-Royce Meteor – 12-цилиндровый бензиновый двигатель, способный развивать мощность до 600 лошадиных сил. А в качестве подвески была использована усовершенствованная Кристи. Максимальная скорость, которую могла развить машина – 52 км/час по шоссе. Без дозаправки такие машины могли проехать на расстояние до 240 километров.
«Возничий» использовался с 1951 до 1958 года в Королевском бронетанковом корпусе британской армии и полку территориальной армии. Некоторое количество данной техники было продано в Австрию, Финляндию, Ливан, Иорданию и достаточно успешно использовались. К примеру, некоторые использовались в боевых действиях в Южном Ливане в 1978 году и гражданской войне в Ливане с 1975 по 1990 годы. Несколько экземпляров до сих пор хранятся в английском танковом музее в Бовингтоне, и один экземпляр (корпус) находится в Музее техники Вадима Задорожного.