Истребитель-бомбардировщик Bell P-63 «Kingcobra»
Истребитель-бомбардировщик Bell P-63 «Kingcobra» являлся развитием самолета Bell P-39 Airacobra, к удлиненному фюзеляжу которого было добавлено новое крыло с ламинарным обтеканием, имевшее срезанные законцовки консолей. Увеличенное крыло, более мощный двигатель, модернизированные системы привели к полной перекомпоновке всей машины и создания в последующих модификациях нового фюзеляжа.
Был запущен в серию в сентябре 1943 года. Поставки самолета из США в СССР начались в октябре 1943 года, в части до 1944 года успели поступить всего четыре самолета. За время производства, окончившегося в 1945 году, было построено более чем 3300 самолетов «Кингкобра» нескольких модификаций.
Неоспоримым достоинством самолета являлся его вес секундного залпа, для уничтожения истребителя противника требовалось, как правило, всего одно попадание осколочно-фугасного снаряда из 37 - мм пушки. Из-за неудовлетворительной баллистики снарядов, добиться этого попадания было довольно тяжело, кроме того отдача от выстрела опускала нос самолета вниз, что делало невозможным бесперебойную стрельбу, все это приводило к тому, что многие летчики предпочитали поражать самолёты противника только с помощью 12,7 - мм. пулеметов Browning M2.
Около 2400 самолетов были поставлены в CCCH по ленд-лизу, около 300 направлены в ВВС Франции, небольшое количество получили и ВВС США.
Проблемным самолет делало то, что после отстрела всего боекомплекта, расположенного в носу (58 снарядов пушки и 400 патронов пулемета), нос самолета становился таким легким, что его срывало в плоский штопор. Пилоты очень часто не могли покинуть самолет из-за того, что им мешала лебедка для механического выпуска шасси.
Также из-за задней центровки, вызванной установкой двигателя за кабиной пилота, самолет получился очень сложным в пилотировании и при малейшей ошибке со стороны пилота входил в штопор.
Тактико-технические характеристики
Вместе с «Аэрокоброй» стал самым массовым американским самолетом, поставлявшимся в СССР. «Аэрокобрами» прежде всего комплектовались полки, дислоцировавшиеся на Дальнем Востоке. Самолеты перегонялись «своим ходом» по маршруту Аляска—Сибирь. Участвовали в Советско-японской войне 1945 г. Р–65 стоял на вооружении ВВС Советской армии до начала 1950?х гг.