Иван Иванович Копец и его ишимский след

Опубликовал: zampolit, 6-09-2018, 10:57, Путешествие в историю, 298, 0

В городе Ишиме есть несколько мест, напоминающих о Герое Советского Союза генерал-лейтенанте Копце Иване Ивановиче. Он родился 19 сентября 1908 года в Царском Селе под Петербургом – до войны учился и работал в Ишиме.

В 1916 году восьмилетний Иван поступил в городское училище Гельсингфорса (там тогда базировался крейсер «Орел» - где машинистом служил отец).

В голодном и холодном 1918 году семья переехала в маленький городок Ишим, где поселилась в деревянном домике на Киселевском мысу. В 1919 году от тифа умерла мать. Отец уехал в поисках работы, а Иван подался в батраки в деревню Шаблыкино, где трудился сезонным рабочим до 1923 года.

Иван, как мог, выкраивал время и для учебы в местной школе. В школе Иван учился хорошо, особенно любил физику и математику. Это удавалось только зимой, да и то по вечерам. Днем работал чернорабочим на заводской стройке и грузчиком на железнодорожной станции. В школе его увлек авиацией учитель – Анатолий Постников, который организовал первый в городе авиакружок. Вскоре в небо над Ишимом поднялся и первый самолет - деревянная модель планера Вани Копеца. У самого учителя с детства недугом были поражены обе ноги, он передвигался на костылях и только раз в жизни видел самолет, но очень увлечеённо рассказывал о воздухоплавании своим ученикам. Иван активно занимался спортом под руководством известного спорторганизатора Захара Никитича Андрейчука, был хорошим боксером и футболистом.

В 1925 году он окончил 8 классов ишимской школы 2 ступени имени Карла Маркса. В 1926 году Ваня Копец поехал поступать в летную школу и не прошел медкомиссию. Вернулся в Ишим, взяли на должность счетовода-практиканта в местный «Уралторг». В марте 1927 года он отправляется в далекий Самарканд и устраивается на тяжелую работу - забойщиком на постройке дороги в горах. Попал под завал, сутки пролежал погребенным под горной породой. Затем снова Ишим, биржа труда. Физически крепкого юношу заметили в Ишимском горкоме комсомола и направили на ответственную работу - секретарем окружного судебного исполнителя.

В ноябре того же 1927 года комсомольская конференция рекомендовала своего делегата Ивана Копеца для поступления в Ленинградскую военно-теоретическую авиационную школу. После ее окончания в 1928 году Иван - курсант 1-й Качинской военной школы летчиков им. Мясникова, которая базировалась в Севастополе.

В 1930 году в особую, «придворную» 1-ю учебно-летную эскадрилью при Военно-воздушной академии в Москве понадобился толковый инструктор-летчик - выбор сразу же пал на него. В рядовых инструкторах он тоже не задержался. В 1931 году он уже командир звена и его как одного из лучших летчиков принимают кандидатом в члены ВКП(б). В 1932 году Копец исполняет должность командира истребительного отряда. Его летный талант заметили, он участвует во всех воздушных парадах над Москвой.

И вдруг тяжелая авария на разведчике Р-5 - самолет восстановлению не подлежит. Военный трибунал Московского военного округа приговаривает его к трем годам лишения свободы без поражения в правах. Ивана Копеца исключают из кандидатов в члены ВКП (б), и в декабре 1932 года за его спиной захлопывается тюремная дверь. Но, ненадолго. Постановлением ЦИК от 23 февраля 1933 года он попадает под амнистию со снятием судимости. Восстановили его и в партии. Он вернулся в свою часть на первоначальную должность - инструктора-летчика.

В декабре 1933 года он вновь командир звена, а с ноября 1934 года по май 1935 года слушатель (КУНСА) Курсов усовершенствования начальствующего состава ВВС РККА при Военно-Воздушной академии, которой тогда руководил А. Тодорский. В 1935 году Копец блестяще справился со сложнейшей задачей по обеспечению спецоперации «Олимпиада». Речь идет о восхождении подразделений Красной Армии на высочайшие вершины Кавказа. Его юркий У-2 летал там на таких высотах и потолках, где не должен был летать просто по определению. А самолет Ивана не только летал, он еще и буксировал планер.

После КУНСА Копеца сначала назначили командиром истребительного звена 70-го отдельного истребительного авиационного отряда при Военно-воздушной академии, а с апреля 1936 года - командиром этого отряда. Именно с этой должности старшего лейтенанта Ивана Копеца как одного из лучших советских летчиков-истребителей отправляют в так называемую «особую командировку» - в Испанию.

Правительство Советского Союза решило помочь республиканцам этой страны в войне против националистов, которых активно поддерживали фашистские режимы Германии и Италии. Летал на биплане Ньюпор-52, затем на истребителе И-15. За время нахождения в Испании он имел 300 часов боевого налета и на истребителе И-15-бис лично сбил два истребителя «Фиат» СР-32, уничтожил в групповых боях три бомбардировщика противника типа «HE- 70», награжден орденом Красного Знамени (2 января 1937).

21 июня 1937 года постановлением ЦИК СССР «за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный при этом героизм» полковник Копец Иван Иванович получил звание Героя Советского Союза.
Покинул Испанию 17 июня 1937 года.

Иван Иванович Копец и его ишимский след

12 декабря 1937 года избран депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва.
В 1938 году комбриг Копец назначен заместителем командующего ВВС Ленинградского военного округа. Во время советско-финской войны был командующим ВВС 8-й армии, лично участвовал в боевых вылетах. За эти бои был награжден вторым орденом Ленина, 31 марта 1940 года было присвоено воинское звание комдива. После переаттестации 1940 года в связи с введением генеральских званий в РККА — генерал-майор авиации.

К началу Великой Отечественной войны был командующим ВВС Западного фронта.

В 03:00 утра 22 июня 1941 аэродромы фронта были атакованы немецкой авиацией. Высотные бомбардировщики He-111 нанесли массированный удар кассетными бомбами по выстроенным крыло к крылу самолетам ВВС. На стоянках были уничтожены сотни истребителей. Второй удар нанесли пикировщики Ju-87 и Ju-88 совместно с тяжелыми истребителями Me-110. Некоторые аэродромы, расположенные вблизи границы, к середине дня были захвачены наступающими наземными войсками противника.

Командующему ВВС фронта подчинялись лишь некоторые соединения: 12-я, 13-я бомбардировочные авиадивизии, 3-й авиакорпус дальней авиации и 43-я истребительная авиадивизия. 9, 10 и 11-я смешанные авиадивизии были подчинены командующим армиями. При этом 43-я иад базировалась в районе Орши и участвовать в боях на границе не могла. Поэтому для ответного удара Копец мог использовать только бомбардировщики СБ и ДБ-3, причем без истребительного прикрытия.

В середине дня генерал Копец ввел в бой бомбардировщики из 12-й и 13-й авиадивизий, и 3-й дальнебомбардировочный корпус. Ответные удары были нацелены на известные аэродромы противника, переправы через Буг и колонны механизированных частей. Не имевшие прикрытия бомбардировщики понесли тяжелые потери. Так 13-я авиадивизия потеряла в течение дня 64 бомбардировщика СБ.

Общие потери ВВС Западного фронта 22 июня составили 738 самолетов, в том числе 528 было потеряно на земле. Совершив облет разрушенных аэродромов и узнав о масштабах потерь, И.И. Копец застрелился в своем служебном кабинете около 18:00 в тот же день.

Согласно другой версии, начальник особого отдела НКВД Западного особого военного округа майор ГБ Павел Георгиевич Бегма вечером 21 июня 1941 года получил спецсообщение из Москвы об «изъятии генерала И.И. Копец по вновь открывшимся обстоятельствам». Основанием послужили показания Смушкевича, о том, что он, бывший главный советник по авиации республиканской Испании, сам завербовал Копеца в свою группу. В начале июня 1941-го органы НКВД СССР расследовали так называемый заговор Героев. В числе арестованных по сфабрикованному делу оказались Герои Советского Союза Петр Пумпур, Григорий Штерн, третий в стране дважды Герой Советского Союза Яков Смушкевич.

Согласно выписке из приказа Главного управления кадров Красной Армии, — «генерал-майор авиации И.И. Копец,1908 г.р., исключен из списков действующего высшего комсостава как застрелившийся 23.07.1941 года», то есть через месяц после начала войны. Место захоронения героя Испании по сей день остается неизвестным.

В Ишиме в 1990 году улица Московская переименована в улицу имени И.И. Копеца, на здании школы, в которой учился будущий генерал-майор авиации Иван Копец, 5 мая 2005 года была установлена мемориальная доска.

Мемориальная доска вывешена на здании Ершовского центра на улице Советская, 30 – там находилась в 1920-х годах школа II ступени (будущая школа № 1).

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2019 (23)
Сентябрь 2019 (46)
Август 2019 (50)
Июль 2019 (72)
Июнь 2019 (34)
Май 2019 (50)
Календарь
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.