Т-60 -дешевый и технологичный танк непосредственного сопровождения пехоты
Опубликовал: dokaspez, 14-03-2018, 19:40, Техника и вооружение , 963, 0
Колоссальные боевые потери советской бронетанковой техники в первые месяцы Великой Отечественной войны обусловили спешное развертывание в Советском Союзе массового изготовления танков с минимальными затратами времени, сил и средств. В этих условиях в КБ завода № 37 под руководством Н.А. Астрова пришли к выводу, что можно в максимально короткий срок создать новый дешевый и технологичный танк непосредственного сопровождения пехоты.
Астров и сотрудники его КБ всего за две недели в конце июля 1941 года спроектировали и изготовили первый опытный образец нового легкого танка на базе, уже хорошо освоенного заводом № 37, плавающего танка Т-40, от которого были заимствованы - компоновочная схема, узлы ходовой части, трансмиссия, электрооборудование и установка вооружения. Новый легкий танк, получивший обозначение «Т-60», был принят на вооружение Красной армии постановлением ГКО уже в августе того же года. Он получил усиленную броневую защиту и более мощное вооружение - 20-мм автоматическую пушку вместо крупнокалиберного пулемета. Модернизацией удалось улучшить основные боевые характеристики при упрощении конструкции, но при этом была ликвидирована плавучесть, являвшаяся характерной особенностью танка Т-40.
Общая компоновка танка предусматривала размещение экипажа в корпусе и башне, установку пушечно-пулеметного вооружения во вращающейся башне, двигателя в средней части корпуса, а также переднее расположение агрегатов трансмиссии и ведущих колес. Экипаж танка состоял из двух человек - механика-водителя и командира машины. Машина имела пять отделений: трансмиссионное и управления - в передней части корпуса, моторное и боевое - в средней части корпуса и кормовое. Броневая защита – дифференцированная, противопульная.
Для танка Т-60 конструктор А.В. Богачев создал принципиально новый, более прочный цельносварной корпус, который получил не только уменьшенные размеры, низкий силуэт (общей высотой - 1360 мм) и рациональную форму, но и усиленное бронирование - за счет отказа от возможности движения на плаву, удалось увеличить по толщине и установить под более выгодными углами наклона лобовые и кормовые бронелисты, изготовленные из катаной гомогенной брони.
Меньшие размеры корпуса позволили довести толщину всех лобовых бронелистов до 15 - 20 мм, а с октября 1941 года за счет установки наварных броневых экранов толщиной 10 мм увеличить их до 20 - 35 мм; бортовые - до 15 мм (впоследствии до - 25 мм); кормовые - до 13 мм (потом - до 25 мм). Механик-водитель располагался в отделении управления посередине в выступающей вперед бронерубке с откидывающимся лобовым щитком и верхним входным люком. В боевой обстановке щиток опускался и механик-водитель вел наблюдение через быстросъемный смотровой прибор «триплекс», закрывавшийся в боевом положении броневой заслонкой.
Верхние листы корпуса: кормовой, подбашенный и надмоторный были выполнены съемными для удобства монтажа и демонтажа узлов и агрегатов. В верхнем лобовом листе имелся люк для доступа к главной передаче трансмиссии. Справа в листе над моторным отделением находился воздухоприток, имевший броневое прикрытие. В верхнем кормовом листе справа монтировались жалюзи для вывода нагретого воздуха из радиатора. Для вентиляции отделения управления в крышке люка механика-водителя имелся воздухоприток.
Новая башня (высотой всего 375 мм) спроектированная Ю.П. Юдовичем, была более технологичной, чем у Т-40. Она имела конусообразную восьмигранную форму и устанавливалась на шариковой опоре. Башня сваривалась из трапециевидных плоских бронелистов толщиной 25 мм, расположенных под большими углами наклона, что заметно повысило ее стойкость при обстреле. Толщина передних скуловых бронелистов и маски вооружения впоследствии была доведена до 35 мм. В передней части башни имелась ниша прямоугольного сечения для установки маски и вооружения, которая закрывалась броневым щитом, закрепленным спереди на маске. К броневому щиту крепился коробчатый броневой кожух, помимо маски, дополнительно защищавший газоотводную систему пушки. Башня была смещена к левому борту на 285 мм от оси корпуса. В крыше имелся большой люк для посадки и высадки командира с круглой крышкой. Командир машины вел наблюдение за полем боя через две смотровые щели со смотровыми приборами «триплекс» в боковых гранях башни.
Танк был вооружен смонтированной на цапфах в башне 20-мм автоматической танковой пушкой ТНШ (ТНШ-1) и спаренным с ней 7,62-мм танковым пулеметом ДТ. 20-мм пушка «ТНШ-1» (танковая Нудельмана-Шпитального-1) была создана в сжатые сроки в ОКБ-15 совместно с ОКБ-16 на базе крыльевого и турельного вариантов 20-мм авиационной пушки ШВАК-20. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -7° до + 25°.
При стрельбе использовался телескопический прицел ТМФП-1 с подсветкой прицельных шкал, под которым на специальном кронштейне монтировался дублирующий механический прицел, использовавшийся при повреждении основного прицела. Дальность стрельбы прямой наводкой из пушки ТНШ составляла 2000 м. Боекомплект орудия составлял 750 выстрелов унитарного заряжания и 945 винтовочно-пулеметных патронов к пулемету ДТ. Для автоматического питания пушки выстрелы снаряжались в ленту с разъемными звеньями емкостью 58 патронов. Лента укладывалась в коробку, которая устанавливалась на кронштейне под пушкой. Еще 12 коробок со снаряженными лентами находились на стеллажах внутри боевого отделения танка.
При ведении огня стреляные гильзы выбрасывались наружу из танка через трубку газоотвода, а пустые звенья ленты по направляющей отводились на днище танка. В состав боекомплекта пушки ТНШ входили выстрелы с осколочно-трассирующими и осколочно-зажигательными снарядами со взрывателем мгновенного действия, а с 1942 года и с подкалиберными бронебойно-зажигательными снарядами (с карбид-вольфрамовым сердечником). Введение же в боекомплект ТНШ нового выстрела с подкалиберным бронебойно-зажигательным снарядом (с начальной скоростью 815 м/с), повысило бронепробиваемость до 35 мм (на расстоянии до 500 метров), что позволило Т-60 эффективно бороться на малых дистанциях с легкобронированными целями и противотанковыми средствами противника.
Радиостанция устанавливалась далеко не на всех сериях машин, на первых их не было совсем. Впоследствии командирские танки Т-60 стали оснащаться КВ-радиостанцией 71-ТК-3. Внутренняя связь осуществлялась с помощью трехцветного светосигнального устройства (от командира машины к механику-водителю) или внутреннего переговорного устройства ТПУ-2, рассчитанного на двух абонентов.
В моторном отделении вдоль правого борта бронекорпуса танка устанавливался четырехтактный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-202 жидкостного охлаждения мощностью 70 л.с. На части танков Т-60, из-за нехватки в первое время двигателей ГАЗ-202, монтировались автомобильные двигатели «Форд V-8» мощностью 65 или 90 л.с.
В состав механической трансмиссии входили: однодисковый главный фрикцион сухого трения, смонтированный на маховике двигателя; четырехступенчатая коробка передач с демультипликатором (4 передачи - вперед и 1 - назад); карданный вал; главная (поперечная) передача; два многодисковых бортовых фрикциона и две простые однорядные бортовые передачи. Емкость двух топливных баков, располагавшихся в кормовом отделении в изолированном бронеперегородкой отсеке, составляла 320 л. Запас хода танка по шоссе достигал 450 км, экранированных танков - 410 км.
Впервые в этом танке было использовано устройство для подогрева зимой охлаждающей жидкости двигателя. Ходовая часть состояла (применительно к одному борту) из: четырех односкатных обрезиненных опорных катков со штампованными или литыми дисками; трех односкатных поддерживающих катков; направляющего колеса заднего расположения (унифицированного с опорными катками) с механизмом натяжения гусениц и ведущего колеса цевочного зацепления со съемными зубчатыми венцами переднего расположения. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная без амортизаторов. Гусеницы имели литые мелкозвенчатые двухгребневые траки шириной 260 мм с открытым металлическим шарниром. Для повышения проходимости по болотистым грунтам и снегу в Т-60 использовались съемные штампованные грунтозацепы гусениц, массовое производство которых было освоено в 1942 году. В то время Т-60 из всех отечественных танков обладал наилучшей проходимостью по болотистому грунту, снегу, мокрой луговине, весенней распутице.
В начальный период Великой Отечественной войны легкие танки Т-60 широко использовались во всех танковых частях Красной армии - от отдельных танковых батальонов до танковых армий. Так, в отдельных танковых бригадах, формировавшихся в конце августа - начала сентября 1941 года, насчитывалось 64 легких танка (Т-40 или Т-60) из 93 положенных. Вскоре общее число танков уменьшилось до 67, а уже к ноябрю - из-за нехватки материальной части стали формироваться отдельные танковые батальоны, состоявшие из 29 танков (9 средних и 20 легких). И только к марту 1942 года был утвержден штат танкового корпуса из 100 танков: 20 КВ-1, 40 Т-34 и 40 Т-60, а уже к середине апреля 1942 года увеличившийся выпуск машин позволил увеличить ровно в полтора раза численность корпуса - до 30 КВ-1, 60 Т-34 и 60 Т-60.
Впервые танки Т-60 приняли участие в боевых действиях в сентябре 1941 года в составе 10-й танковой бригады, воевавшей в Полтавской области. В больших количествах эти танки участвовали в боевых действиях под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, а также в полной деблокаде Ленинграда в январе 1944 года. Особенно большую роль Т-60 сыграли при обороне Москвы, когда из-за катастрофических потерь материальной части и эвакуации танковых заводов средние и тяжелые танки замещались в действующей армии легкими танками Т-60.
В ходе парада 7 ноября 1941 года по Красной площади прошло 48 танков Т-60, которые потом были сразу же направлены на фронт. Легкие танки Т-60 из состава 61-я танковой бригады, 86-го и 118-го отдельных танковых батальонов, отличились во время прорыва блокады Ленинграда. Действуя в первом эшелоне 67-й армии, 12 января 1943 года танки Т-60 форсировали Неву и захватили плацдарм глубиной 2 - 3 км. При этом использовались только эти танки, поскольку именно они обладали самым необходимым преимуществом в тот момент - низким удельным давлением на опорную поверхность, что позволило советским машинам перейти Неву по льду без дополнительной подготовки. Средние и тяжелые танки вступили в бой только на следующий день, когда инженерно-саперные части подготовили усиливающий настил для их перехода через Неву.
В 1943 году после снятия Т-60 с производства, в качестве легкого танка официально был утвержден только танк Т-70, а уцелевшие танки Т-60 эксплуатировались вплоть до конца Великой Отечественной войны в самых разных механизированных, танковых и самоходно-артиллерийских частях и подразделениях РККА. Они использовались как для сопровождения и охранения войск на марше, разведки боем, так и в качестве командирских машин в частях самоходной артиллерии, оснащенных легкими САУ СУ-76, а также как учебные танки - в запасных танковых полках.
Макет одного из таких легких танков Т-60 экспонируется в Центральном музее Великой Отечественной войны на открытой площадке вооружения, военной техники и инженерных сооружений.
Сегодня известно о нескольких сохранившихся экземпляров танка.
Россия:
- бронетанковый музей в Кубинке. Один из предсерийных прототипов танка Т-60, разработанный на заводе № 37 под обозначением 0-60.
- музей техники Вадима Задорожного. Танк был найден (в разрушенном состоянии) на месте последнего боевого массового применения Т-60 — в Синявинских болотах под Санкт-Петербургом. Восстановлен до ходового состояния (фото ниже).
- памятник в поселке Глубокий Каменского района Ростовской области.
- музей военной техники «Боевая слава Урала» (г. Верхняя Пышма около Екатеринбурга). Танк на ходу и каждый год участвует в параде на 9 мая.
- музейный комплекс «Сталинградская битва». Танк был поднят 1 мая 2011 года со дна высохшей реки в Волгоградской области. В течение 2 лет поврежденную бронемашину восстанавливали на Волгоградском заводе спецмашиностроения. 26 июля 2013 г. танк Т-60 занял почетное место на площади перед музеем-панорамой «Сталинградская битва» (на трех нижних фото).
- памятник в Нововоронеже.
- музей отечественной военной истории в Московской области. Танк отреставрирован, представлен на выставочной площадке музея, посетителям открыт свободный доступ к экспонату.
- парковка перед парк-отелем «Эльдорадо» в Энгельсе Саратовская область. Танк отреставрирован, посетителям открыт свободный доступ к экспонату.
Финляндия — Танковый музей в Пароле. Находится в неотреставрированном состоянии.