Легкий танк Т-60 - неистребимая саранча
Опубликовал: harlov, 19-08-2016, 22:10, Техника и вооружение , 1 684, 0
Этот легкий танк Т-60 воевал в годы Великой Отечественной войны в составе разведывательного батальона 54-й армии в Тверской области. Был подбит. Найден поисковым отрядом и в дальнейшем восстановлен. Передан на хранение в экспозицию музея военной техники города Верхняя Пышма.
Т-60 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны был разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода.
Постановлением ГКО он был принят на вооружение, и уже 15 сентября первые серийные боевые машины покинули заводские цеха. До конца 1941 года фронт получил более полутора тысяч Т–60, что было очень важно, поскольку производство знаменитых «тридцатьчетверок» только налаживалось. Всего же было выпущено около 6000 танков Т–60. Первоначально Т–60 изготавливал только московский завод № 37, затем к нему присоединился Коломенский паровозостроительный завод имени В.В. Куйбышева. В октябре 1941 года оба завода были эвакуированы: первый в Свердловск, второй в Киров, где последний образовал новое предприятие — завод № 38 и продолжил выпуск Т–60. Кроме того, производство этого танка было освоено на заводе № 264 и на Горьковском автомобильном заводе.
Корпус танка изготавливался из катаных броневых листов, устанавливаемых с большими углами наклона. Башня восьмигранной формы была смещена к левому борту от оси корпуса. В ней располагалась автоматическая 20-мм пушка ТНШ–20 и спаренный с ней пулемет ДТ. На базе Т-60 в 1941 году была построена первая самоходная установка БМ-8-24 класса реактивных систем залпового огня на танковом шасси.
Первые Т–60 приняли бой осенью 1941 года — в битве за Москву. В этом сражении они честно и до конца выполнили свой долг по защите столицы. Их мобильность, неплохие эксплуатационные качества в условиях суровой зимы оказали существенную помощь при контрнаступлении советских войск в конце 1941 года. Темпы выпуска Т–60 в начале 1942 года были уже достаточны, чтобы приступить к формированию значительных по численному составу танковых частей. По положению на март 1942 года танковый корпус по штату должен был иметь 100 танков, из которых 40 машин были именно «шестидесятками».
Т–60 активно использовались на всех фронтах в течение 1942 года. Небольшие размер и масса позволили доставлять их на речных судах войскам, оборонявшим блокадный Ленинград. Чтобы не привлекать внимание авиации врага, груз таких судов маскировался под лес, песок или уголь. Апогеем их боевого применения стали Сталинградская битва и деблокада Ленинграда. В ходе снятия блокады советским войскам часто приходилось действовать в лесистой и заболоченной местности, где только Т–60 могли успешно оперировать из всей имевшейся тогда в наличии бронетехники. Начиная с 1943 года Т–60 стали переводиться на «вспомогательную» работу — они служили командирскими машинами самоходчиков, воевавших на СУ-76М; тягачами противотанковых пушек; в разведывательных подразделениях. Их место в рядах танковых частей заняли Т–70, которым, впрочем, была уготована та же участь, только несколько позже. Именно в таком качестве Т–60 встретили победный май 1945 года. Небольшое количество машин приняло участие в разгроме Квантунской армии на Дальнем Востоке. После войны все уцелевшие «шестидесятки» были очень быстро списаны.
Немцы называли Т–60 «неистребимой саранчой» и вынуждены были с ними считаться. Тем самым они признавали за «шестидесятками» достойное место среди модельного ряда советских танков.
Т-60 использовались на всех уровнях организации танковых частей РККА — от отдельных танковых батальонов до танковых армий. В начальный период войны штаты неоднократно менялись: например, в отдельных танковых бригадах формирования конца августа — начала сентября 1941 года насчитывалось 64 лёгких танка (Т-40 или Т-60) из 93 положенных. В танковых бригадах формирования конца сентября общее число танков уменьшилось до 67, а ещё позже — до 46 машин (20 Т-40 или Т-60).
Вскоре из-за нехватки материальной части пришлось сделать упор на формировании отдельных танковых батальонов численностью в 29 машин (9 средних и 20 лёгких). К началу 1942 года появились чётко определённые штаты танковых частей. Вместо формировавшихся отдельных танковых батальонов появилась возможность формировать пригодные для крупных наступательных действий танковые корпуса. Так, в марте 1942 года был утверждён штат танкового корпуса, по которому корпус должен был иметь 100 танков: 20 КВ-1, 40 Т-34 и 40 Т-60. Увеличившийся выпуск машин позволил в середине апреля 1942 года увеличить ровно в полтора раза численность корпуса — до 30 КВ-1, 60 Т-34 и 60 Т-60.
Однако уже с середины 1942 года вновь наступает некоторая неясность — в войска начинают поставляться новые лёгкие танки Т-70, и состав той или иной части начинает быть зависимым от времени и места формирования, наличия пополнений и т. п. факторов. Многие части в конце 1942 — начале 1943 года эксплуатировали совместно как Т-60, так и Т-70. В 1943 году после снятия Т-60 с производства в качестве лёгкого танка официально утверждается только Т-70.
Тактико-технические характеристики:
Вскоре после окончания войны Т-60 был снят с вооружения Советской армии, до настоящего времени сохранилось несколько танков в музеях России и Финляндии.
- Бронетанковый музей в Кубинке. Один из предсерийных прототипов танка Т-60, разработанный на заводе № 37 под обозначением 0-60.
- Танковый музей в Пароле (Финляндия). Находится в неотреставрированном состоянии.
- Музей техники Вадима Задорожного. Танк был найден (в разрушенном состоянии) на месте последнего боевого массового применения Т-60 — в Синявинских болотах под Санкт-Петербургом. Восстановлен до ходового состояния.
- Памятник в посёлке Глубокий Каменского района Ростовской области.
- Музей военной техники «Боевая слава Урала» (г. Верхняя Пышма - спутник Екатеринбурга). Танк на ходу и каждый год участвует в параде на 9 мая.
- Музейный комплекс «Сталинградская битва». Танк был поднят 1 мая 2011 года со дна высохшей реки в Волгоградской области. В течение 2 лет повреждённую бронемашину восстанавливали на Волгоградском заводе спецмашиностроения. 26 июля 2013 г. танк Т-60 занял почетное место на площади перед музеем-панорамой «Сталинградская битва».
- памятник в Нововоронеже, танк № 421 после реставрации в мастерских Культурно – исторического фонда «Патриот». Боевой путь Танка № 421 начался в 1941 году и проходил на Воронежской земле в составе Брянского, затем Воронежского фронтов. Приобретен танк был благодаря Нововоронежской АЭС.
- Музей отечественной военной истории в Московской области. Танк отреставрирован, представлен на выставочной площадке музея.
- Парковка перед парк-отелем «Эльдорадо» в городе Энгельсе Саратовская область. Танк отреставрирован.
Адрес: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Александра Козицына, 2. (расположен около КПП №1 АО «Уралэлектромедь»)
Запись на экскурсии: (34368) 4-67-84; касса: (34368) 9-83-79
График работы выставочного центра музея:
- среда - воскресенье с 10.00 до 18.00 (пн.,вт. - санитарные дни)
Перерыв в работе интерактивной площадки (электронный тир, симуляторы, кинозал) - с 12.00 до 13.00 ч.
Доступ в музей прекращается за 30 минут до его закрытия
График работы открытой площадки (с мая по октябрь):
- вторник - воскресенье с 10.00 до 22.00 (пн. - санитарный день).