Вооруженный конфликт на КВЖД 1929 года
Путешествуя по южному ходу Забайкальской железной дороги от Читы к Забайкальску, задумаешься, сколько же раз это железное полотно становилось ареной борьбы, не только между нашими соотечественниками, но и беспокойными соседями.
После заключения в 1896 году оборонительного договора с Китаем против возможной агрессии Японии Россия построила, главным образом в военных целях, железную дорогу через Маньчжурию на Владивосток с ответвлением на Харбин через Чаньчунь до г. Дальнего и Порт-Артура. В 1903 году дорога вступила в эксплуатацию и стала называться Китайская Восточная железная дорога (КВЖД). Построили ее на российские деньги, и обошлась она народу в солидную сумму. По договору с Пекином в мае 1924 года на КВЖД устанавливалось совместное управление.
Глава Мукденского провинциального правительства, ставленник и друг японской разведки, маршал Чжан Цзю-лин обиделся и не признал договор, поскольку он касался КВЖД, проходящей по его территории. Пришлось с ним в сентябре 1924 года подписать соглашение, санкционированное пекинским правительством. Получив запущенную дорогу с задолженностью 13 млн. рублей, советская администрация погасила долги и получила в 1928 году 65 млн. рублей доходов. Прибыли делились пополам. Но маршала это не устраивало, он хотел завладеть дорогой, Провокации следовали одна за другой: убийства и аресты советских работников, захват имущества, бесплатное использование дороги для воинских перевозок и т.п. Таких действий с 1925 по 1928 год насчитывается более двух тысяч. Обвиняли же советскую сторону.
Отношения между совладельцами обострялись и весной 1929 года Чжан-Сю-лян, к которому перешла власть от отца, решился на открытое выступление. В час дня 27 мая наряды полиции оцепили здание советского консульства в Харбине. Разрыв был полный. В концентрационных лагерях под Харбином, в Хайларе, Цицикаре и других находилось свыше 2,5 тысяч арестованных советских граждан.

В начале июля 1929 года глава национального правительства Чан Кай-ши и Чжан Сю-лян приняли решение о захвате КВЖД. 10 июля полиция изолировала советских руководителей и служащих дороги. КВЖД перешла в руки мукденской клики. Затем начались налеты на погранзаставы и села, их обстрелы по всей границе. В пограничных схватках погибли 28 и ранено 48 командиров и бойцов. От нападения и обстрелов погибло 27 жителей и 70 из них ранено. Содеянное изображалось как русская красная агрессия, и вся ответственность перекладывалась на советскую сторону. Зарубежная пресса поддерживала эти измышления. Становилось очевидным, что конфликт на КВЖД был только поводом к более серьезным военным намерениям китайских милитаристов. Советская сторона, исчерпав все возможности мирного урегулирования, порвала дипломатические отношения с Китаем.
6 августа 1929 года издается приказ Революционного военного совета СССР об объединении всех войск, расположенных на территории Дальнего Востока, в Особую Дальневосточную армию (ОДВА) и назначении ее командующим В.К. Блюхера. Он только два года назад вернулся из Китая, где был главным военным советником, хорошо знал сильные и слабые стороны китайской армии и ее командный состав. Начальником штаба утвердили А.Я. Лапина. Командарм создает Приморскую и Забайкальскую группы войск.
В Забайкальскую вошли 35 –я (в Иркутске) и 36-я стрелковые дивизии, 5-я отдельная Кубанская кавалерийская бригада, легкобомбардировочная эскадрилья, отдельный Бурят-Монгольский кавалерийский дивизион, 18-й корпусной саперный батальон, 1-я железнодорожная рота, три бронепоезда. Позднее прибыла и вошла в состав группы 21-я Пермская Краснознаменная территориальная стрелковая дивизия. Бойцы и командиры с гордостью восприняли назначение командующим группой С.С. Вострецова, одного из десяти командиров республики, награжденного четырьмя орденами Красного Знамени. Он приказал воинским частям выдвинуться из Иркутска, Верхнеудинска, Читы к границе.
На противоположной стороне готовились к войне. К осени 1929 года войска Чжан Сю-ляна насчитывали около 300 тысяч человек. Ему поступала новейшая техника из иностранных государств- оружие, пулеметы, самолеты. К российской границу подтягивались китайская пехота, артиллерия, бронепоезда.
С санкции правительства В.К. Блюхер разрабатывает операцию, и войска Приморской группы под командованием А.Я. Лапина наносят в октябре неожиданный удар по Сунгарийской военной флотилии, а затем проводят стремительный рейд до семидесяти километров вверх по Сунгари. После этой операции перестали существовать флотилия, укрепления и военные тыловые базы противника. На Амуре стало спокойно.
Но это не отрезвило маршала Чжан Cюэ-ляна и его генералов. Они замыслили молниеносный выход вдоль железнодорожной магистрали к Байкалу, чтобы, разрушив железнодорожные туннели, отрезать огромный край от страны. В поддержку главного удара- перерезать железную дорогу в Приморье.
В.К. Блюхер принял решение нанести упреждающие удары. Вместе с членом РВС армии Н.Е. Доненко он прибыл в Забайкальскую группу войск, в Приморскую – А.Я. Лапин.
Ранним утром при поддержке артиллерии и танков части дивизий пошли на штурм. 107-й Владимирский стрелковый полк 36-й Забайкальской дивизии вышел к железной дороге между Чжалайнором и Маньчжурией. Впереди виднелась сопка Безымянная. Оттуда противник вел сильный пулеметно- ружейный огонь. Сопка была взята в большими потерями с обеих сторон. Китайские солдаты упорно сопротивлялись и наступление на город захлебнулось.
На рассвете 18 ноября авиаразведка принесла тревожные вести о движении крупных сил от станции Цаган. Полки 36-й дивизии пошли на Чжайланор с юго-востока. С северо-восточного направления нанесла удар 35-я дивизия. Кавбригада совместно с 108-м Белорецким стрелковым полком 36-й дивизии, подошедшим за ночь, возобновила атаки с тыла. Ломая упорное сопротивление, в город ворвались106-й Сахалинский, 107-й Владимирский, 108-й Белорецкий полки и другие части. Завязались уличные бои. К середине дня город был взят. Солдаты и офицеры гарнизона метались вдоль берега реки Мутной, и их настигали конники Рокоссовского.
Наступил второй этап операции. 19 ноября при поддержке артиллерии и танков 36-я дивизия прорвала позиции к юго-западу и югу от Чжайланора. Кольцо вокруг Маньчжурии сжималось. Генерал Лян Чжу-цзян пытался вырваться и беспрерывно бросал людей в атаки.
Гарнизону был вручен ультиматум. Китайское командование приняло решение о сдаче. Но отдельные группы вырывались из города. Здесь вновь отличились лихие конники из Бурятии и кавбригады Рокоссовского. Это был последний бой, которым он руководил как кавалерийский командир.
27 ноября 106-й Сахалинский полк вступил в Хайлар. Вслед подошли другие части. Противник отступил без боя. Командарм решил дальше не наступать. Летчики 26-й эскадрильи достали врага в Бухэду и бомбовыми ударами разгромили его объекты.
Чжан Cюэ-лян запросил мира. 22 декабря в Хабаровске был подписан протокол о восстановлении всех российских прав на КВЖД.
25 декабря последний эшелон с войсками покинул Китай. Бойцы и командиры приобрели бесценный боевой опыт. Более пятисот воинов стали орденоносцами. Многих их них ждали тяжелые испытания в боях на монгольской земле, в Великую Отечественную войну.